Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:10, курсовая работа
Бизнес-план есть основа самого существования бизнеса, это критическая, стартовая точка и базис всей плановой и исполнительной деятельности предприятия, так как отсутствие тщательно продуманного бизнес-плана, систематически корректируемого в соответствии с меняющимися условиями, являются существенным недостатком, отражающим не только слабость управления предприятием, но и трудности в привлечении финансовых ресурсов и достижении долгосрочной стабильности в конкурентной среде.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……… 2
ГЛАВА 1
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………..……
4
1.1 Понятие, сущность и назначение бизнес-планирования как вида планирования на предприятии………...………..….……………………....…..
4
1.2 Составление бизнес-плана ……………….……….………………………. 10
ГЛАВА 2
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………….....................
21
ГЛАВА 3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ CИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ СООО «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»…...........................................
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..…………………………………………………….……… 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 44
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«Совершенствование системы
бизнес-планирования на предприятии»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………….……… |
2 |
ГЛАВА 1 бизнес-планирование как экономическое обоснование
и средство реализации эффективного развития
предприятия………………………………………………… |
4 |
1.1 Понятие, сущность и назначение
бизнес-планирования как вида планирования
на предприятии………...………..….……………… |
4 |
1.2 Составление бизнес-плана ……………….……….………………………. |
10 |
ГЛАВА 2 Пути совершенствования системы бизнес-планирования
на предприятии……………………….......... |
21 |
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ CИСТЕМЫ
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА
ПРИМЕРЕ СООО «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ
ЗАВОД»…....................... |
24 |
Заключение …..…………………………………………………….……… |
42 |
Список использованных источников …………………………. |
44 |
ВВЕДЕНИЕ
Планирование и
Для того чтобы спланировать и реализовать успешный бизнес, так или иначе необходимо иметь бизнес-план. В своё время экономисты обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел или их краха. В последние годы разговоры о бизнес-плане возобновились с новой силой, особенно в отношении совершенствования системы бизнес-планирования. Ведь, чтобы стать жизнеспособным, стабильным и прибыльным, бизнес нуждается в чём-то большем, чем деньги. Он нуждается в эффективном планировании.
Бизнес-план есть основа самого существования бизнеса, это критическая, стартовая точка и базис всей плановой и исполнительной деятельности предприятия, так как отсутствие тщательно продуманного бизнес-плана, систематически корректируемого в соответствии с меняющимися условиями, являются существенным недостатком, отражающим не только слабость управления предприятием, но и трудности в привлечении финансовых ресурсов и достижении долгосрочной стабильности в конкурентной среде.
На современном этапе развития экономики в Республике Беларусь любому предприятию приходится сталкиваться с конкурентной средой. Для того чтобы успешно противостоять конкуренции, необходимо адекватно реагировать на внешние и внутренние вызовы, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому планирование бизнес-процессов на предприятии является, во многом, важнейшим организационным элементом при работе предпринимательской структуры. Без анализа последствий и без научно обоснованного планирования своей работы - очень трудно добиться позитивного результата, тем более в условиях постоянно меняющейся обстановки. Применение планирования дает возможность, прежде всего, осуществить комплексный анализ деятельности предприятия в целом, а также спрогнозировать то, что может произойти в будущем. Таким образом, бизнес-планирование является одной из важнейших сторон деятельности предприятия, так как с его помощью осуществляется необходимый предварительный контроль за образованием и использованием ресурсов предприятия (материальных, трудовых и, в первую очередь, денежных).
Совершенствуя же саму систему бизнес-планирования, предприятие сможет оптимизировать свои затраты, станет немного более эффективным и опередит конкурентов.
Разумеется, бизнес-план не панацея от всех бед, однако, используя и развивая его предприятие создаёт больше шансов предусмотреть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть по ходу дела и разработать способы для того, чтобы с ними справляться, то есть не только избежать лишних растрат, но и теоретически просчитать и разработать порядок действий, по средствам которого можно быстрее прийти к цели.
Актуальностью выбранной темы, на мой взгляд, является то, что бизнес- планирование в наши дни имеет огромное значение в деятельности любого предприятия, потому что является объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности предприятия или фирмы, также бизнес-план является необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и со сложившейся на сегодняшний день экономической ситуацией.
В данной работе поставлена цель - рассмотреть сущность и назначение бизнес-планирования, структуру бизнес-плана, требования, предъявляемые к его составлению, а также обосновать необходимость совершенствования системы бизнес-планирования на предприятиях и выявить способы данного совершенствования.
Задачей данной работы является показать, насколько бизнес-планирование важно в деятельности любого предприятия и какие выгоды получает предприятие, улучшая систему своего планирования.
ГЛАВА 1
бизнес-планирование как экономическое обоснование и средство реализации ЭФФЕКТИВНОГО развития предприятия
1.1. Понятие, сущность и назначение бизнес-планирования как вида планирования на предприятии
Планирование — это одна из функций управления предприятием, которая представляет собой процесс разработки, обоснования, организации выполнения и контроля за выполнением планов, путём выбора целей предприятия и средств их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых решений на конечные результаты деятельности предприятия. От качества внутреннего планирования во многом зависит успех деятельности предприятия.
Цель планирования заключается в повышении производительности и эффективности работы предприятия. Поэтому в настоящее время роль планирования на предприятиях различных форм собственности постоянно возрастает, что связано с влиянием различных как внутренних, так и внешних факторов.
Таблица 1.1 - Факторы, определяющие повышение роли планирования на современном этапе развития экономики
Факторы макроэкономического уровня |
Факторы микроэкономического уровня |
Повышение степени общественного разделения труда Рост доли коллективного (общественного) потребления Неспособность одного механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики Рост масштаба воздействия человека на окружающую среду Учащение возникновения чрезвычайных ситуаций Обострение глобальных проблем современности Интернационализация капитала |
Концентрация производства Диверсификация производства Ускорение темпов научно-технического прогресса Переориентация предприятий с производства на сбыт продукции Развитие акционерной формы собственности Необходимость выхода на внешний рынок Ускорение интеграционных процессов (вертикальных и горизонтальных) |
Планирование на предприятии решает следующие задачи:
Потребность планирования для предприятия определяется:
- наличием в составе предприятия многочисленных структурных подразделений, требующих взаимоувязки своей деятельности;
- наличием у предприятия целого ряда поставщиков и потребителей, что требует увязки их совместной деятельности;
- необходимостью учитывать достижения научно-технического прогресса;
- необходимостью осваивать и закрепляться на конкурентном рынке и др.
Решение стоящих перед планированием задач осуществляется посредством разработки различных видов планов в зависимости от временного горизонта планирования, обязательности выполнения и, собственно, самого предмета планирования.
Рисунок 1.1.1 - Виды планирования
Бизнес-планирование представляет собой сочётание стратегического и текущего планирования. Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров. Текущее планирование производится путём детальной разработки (обычно на год) краткосрочных и оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. Бизнес-планирование имеет целью оценку целесообразности внедрения того или иного инновационного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций. [10, с.39]
Бизнес-план – документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Обычно он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования. Это программа эффективного управления предприятием, направленная на обеспечение конкурентоспособности предприятия и его устойчивого финансового положения. Существуют различия между бизнес-планом создаваемого предприятия и действующего. В первом случае, предприятие опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных инвесторов в будущей прибыльности своего предприятия. Во втором случае, бизнес-план опирается на результаты и опыт функционирования предприятия, позволяет определить возможности его развития, предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределять инвестиции в те области, которые принесут в будущем высокий доход. [15, с.124]
Бизнес-планирование в мировой практике представляет собой основу для оценки перспективности вновь создаваемых коммерческих предприятий или намеченных ими для реализации проектов выпуска новой продукции. Бизнес-план – это документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирующий все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющее способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план, в конечном счёте, отвечает на вопрос: «Стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?».
Овладение искусством не только составления бизнес-плана, но и совершенствования способов его разработки и применения сегодня становится крайне актуальным в силу нескольких причин:
- во-первых, в нашу экономику пришло новое поколение предпринимателей, многие из которых никогда не руководили коммерческими предприятиями и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике;
- во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычному делу – борьбе с конкурентами;
- в-третьих, рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъёма нашей экономики, необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказать инвесторам, что предприятие способно просчитать все аспекты использования таких инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в тех условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро.
В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес-планы могут быть различны. Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес-план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения.
Рисунок 1.1.2 - Виды бизнес-планов
Бизнес-план инвестиционного проекта предназначен для привлечения инвесторов, и представляет собой подробнейшее маркетинговое исследование с обязательной характеристикой самого бизнеса и перспективами его развития. Особый акцент в этом документе должен быть сделан на различные способы минимизации рисков для инвестора, миссию проекта, его задачи и цели. В общем виде информация дается сжато, а такие разделы, как технико-экономическое обоснование и проекты контрактов помещаются в приложение.
Информация о работе Совершенствование системы бизнес-планирования на предприятии