Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:10, курсовая работа
Бизнес-план есть основа самого существования бизнеса, это критическая, стартовая точка и базис всей плановой и исполнительной деятельности предприятия, так как отсутствие тщательно продуманного бизнес-плана, систематически корректируемого в соответствии с меняющимися условиями, являются существенным недостатком, отражающим не только слабость управления предприятием, но и трудности в привлечении финансовых ресурсов и достижении долгосрочной стабильности в конкурентной среде.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……… 2
ГЛАВА 1
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………..……
4
1.1 Понятие, сущность и назначение бизнес-планирования как вида планирования на предприятии………...………..….……………………....…..
4
1.2 Составление бизнес-плана ……………….……….………………………. 10
ГЛАВА 2
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………….....................
21
ГЛАВА 3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ CИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ СООО «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»…...........................................
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …..…………………………………………………….……… 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 44
Бизнес-план предприятия распространен довольно-таки широко и разрабатывается, потом дополняется и распечатывается он на постоянной основе, для служебного пользования и для соответствующего контроля за реализацией проекта. Основной упор делается на первый раздел – резюме, для того, чтобы сразу заинтересовать инвестора или соискателя сутью и новизной идеи бизнеса, путями получения прибыли и минимизацией убытков. Такой план поможет сделать качественный анализ собственной идеи, выявить все имеющиеся недостатки и выбрать оптимальную стратегию дальнейшего ведения бизнеса.
Кроме этого некоторые экономисты отдельно выделяют ещё две разновидности бизнес-планов с целевым назначением: бизнес-план для банка и бизнес-план на грант [9, с.172].
Бизнес-план для банка – неотъёмлемая часть комплекта документов для получения кредита в банке, краткосрочного либо инвестиционного. Существует ряд отличий от выше упомянутого плана инвестиционного проекта. Это обоснование потребности в финансировании на определенный период времени, указание планируемой выгоды от привлечения заёмных средств и доказательство гарантированной платежеспособности по своим обязательствам с учётом новых заимствований. Хотя объём этого вида бизнес-плана должен быть большим, основные моменты, интересующие банк – это информация о дебиторской и кредиторской задолженности, кредитная история, ликвидные оборотные средства, подходящие для залога. Все эти данные должны быть напрямую связаны с предоставляемой финансовой отчётностью, любое искажение информации может повлечь за собой отказ в кредите и испорченную кредитную историю.
Бизнес-план на грант подготавливается для обоснования заявки на получение займа/субсидии из бюджета как государства, так и иной финансовой структуры. В этом документе следует особенно тщательно отразить возможную пользу от проекта предприятия для отдельного города либо региона в целом и гуманные цели, преследуемые от реализации идеи.
Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить основные задачи:
В современной практике бизнес-планирование выполняет несколько функций.
Первая из них связана с возможностью
его использования для
Вторая функция – планирование как таковое. Эта функция позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет
Чётвёртая функция позволяет привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
В наши дни предприятия не смогут добиться стабильного успеха, если не будут чётко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Таким образом, цель бизнес-планирования на предприятии (и, в частности, разработки бизнес-плана) – спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
1.2 Составление бизнес-плана
Бизнес-план любого предприятия должен выглядеть профессионально. Это рекламный документ, представляющий как само предприятие, так и его продукцию. В частности, о компетенции предприятия будут судить не только по содержанию, но и по внешнему виду бизнес-плана. Это вовсе не означает, что он должен быть усложнён и перегружен большим количеством материала или дорого издан. Бизнес-план должен быть прост, функционален, понятен и лёгок в использовании.
Источниками средств для финансирования разработки бизнес-плана выступают собственные средства предприятий, организаций и учреждений, внебюджетные фонды, средства потенциальных инвесторов.
Бизнес-план предприятия может быть составлен на один год, в котором детально рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности предприятия в предстоящие 12 месяцев и укрупнённо характеризуются периоды на 1-4 года. При подготовке инвестиционных проектов бизнес-планы разрабатываются на период их осуществления. Бизнес-план включает описание предприятия, его потенциала, оценку внутренней и внешней среды в бизнесе и времени, конкретные данные о стратегии маркетинга и развития бизнеса. Кроме того, в бизнес-плане отмечаются возможности рисков, то есть показывается, что существование рисков учтено в бизнес-плане и намечены меры по их снижению.
Организация составления бизнес-плана может быть представлена поэтапно следующим образом:
1. Принятие решения о создании нового предприятия или реализации нового проекта.
2. Анализ возможностей предприятия и способности взяться за реализацию задуманного проекта.
3. Выбор изделия или услуги, производство (оказание) которого (ой) будет являться целью проекта.
4. Исследование возможного рынка сбыта.
5. Составление прогноза объёмов сбыта.
6. Выбор места для осуществления
коммерческой и/или
7. Разработка плана производства.
8. Разработка плана маркетинга.
9. Разработка организационного плана.
10. Разработка юридической схемы
будущей коммерческой
11. Решение вопросов организации бухгалтерского учёта.
12. Решение вопросов страхования.
13. Разработка финансового плана.
14. Написание резюме к бизнес-
Объём бизнес-плана зависит от цели его составления. Внутренний бизнес-план не регламентируется ни по объёму, ни по структуре разделов. Бизнес-план может использоваться для проведения санации, реструктуризации, приватизации предприятий, а также для получения внешних инвестиций. Бизнес-план, представляемый с целью получения больших или средних объёмов инвестиций (кредитных ресурсов), а также призванный заинтересовать крупного инвестора, должен быть изложен не более чем на 50-80 страницах. Как правило, в указанный объём не включаются приложения, дополняющие бизнес-план и подтверждающие его реальность. Составлению бизнес-плана предшествует анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепринятых международных стандартов, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепринятых международных стандартов. Не стоит жалеть время, потраченное на первичный сбор и анализ информации, так как, скорее всего, придётся составить несколько вариантов бизнес-плана для различных целей. При этом особое внимание необходимо уделить эффективности реализации проекта, возможным риска и гарантиям возврата инвестиций.
Как отмечалось выше, бизнес-план должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне. Вместе с тем он должен быть предельно скромным в оформлении. На титульном листе размещают название плана, подтверждение о конфиденциальности содержащейся информации, проставляют номер и напоминание о том, чтобы инвестор вернул экземпляр, если его не заинтересовало это дело. При составлении плана следует широко пользоваться статистической информацией.
Все предложения в плане должны быть чётко обозначены. При необходимости в нём используют фотографии, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, которые способствуют наглядному и более полному восприятию информации.
Чтобы инвестору, потенциальному партнеру легко было найти интересующий его раздел, план должен иметь оглавление, а каждый раздел – свой шмуцтитул1.
При переводе делового плана на иностранный язык нужно использовать термины и пояснения, к которым привык западный бизнесмен и финансист.
Какова бы ни была структура бизнес-плана,
он всегда будет содержать
Рисунок 1.2.1 - Примерная схема бизнес-плана предприятия
При составлении бизнес-плана
ПРИМЕРНЫЙ МАКЕТ БИЗНЕС-ПЛАНА:
1. Резюме.
2. Характеристика предприятия, вида его деятельности.
3. Анализ конъюнктуры рынка.
4. Маркетинговый план.
5. Производственный план.
6. Организационный план.
7. Финансовый план.
8. Оценка риска и страхование.
Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела.
1. Резюме.
Резюме является не только одним из самых маленьких разделов бизнес-плана, но и самым главным. Цель данного раздела – дать сжатый, короткий обзор делового предложения, способный привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана. Нередко именно эта информация используется при предоставлении заявки в банк или фонд на дополнительное или начальное финансирование.
Объём данного раздела не должен превышать двух-чётырёх машинописных страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту – предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов.
В этом разделе желательно указать следующую информацию:
Многие эксперты советуют писать резюме в самом конце, когда у предприятия будут все расчёты и сформировано ясное представление о том, как именно оно планирует добиваться поставленных целей.
2. Характеристика предприятия, вида его деятельности.
Данный раздел содержит юридическую и экономическую информацию, основной задачей которой является дача чёткого представления о предполагаемом проекте потенциальному инвестору.
Указываются виды деятельности, которые планируется осуществлять, основные цели, намечаемые к выполнению, преимущества и выигрыши от его разработки и внедрения, преимущества месторасположения, зоны обслуживания.
Любой бизнес начинается, прежде всего, с информации. Клиент должен получить исчерпывающие ответы на все вопросы (местоположения, цен, транспортных характеристик, эксплуатационных расходов). Красивая, чёткая, предельно ясная информационная реклама создаст у клиента хорошее настроение, разъяснит выгоды от приобретения объекта и вероятнее всего побудит его к совершению покупки.
Хорошо организованная информация об оказываемых услугах, их реклама способствуют не только повышению экономических показателей работы предприятия, но и способствуют качественному росту сервиса. Поэтому в данном разделе желательно зафиксировать наглядные данные, позволяющие «осязать» продукцию предприятия, её характеристики (описания, модели, фотографии) [18, с.339].
3. Анализ конъюнктуры рынка.
Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Изучение рынка - одна из главных проблем экономики нового или действующего предприятия. Данный раздел бизнес-плана, как и раздел, посвящённый маркетинговому плану, часто является наиболее трудным для написания. Предприятию необходимо убедить инвестора в существовании рынка для его продукции.
Неудачи большинства из провалившихся
проектов была связана именно со слабым
изучением рынка и с переоценко
Таким образом, данный раздел направлен на изучение и анализ рынков и позволяет предприятию чётко представлять, кто будет покупать его товар и где его рыночная «ниша». При составлении этого раздела необходимо провести оценку потенциальной ёмкости рынка, потенциального объёма продаж (предложения) и их реального объёма, а также определить тип рынка, где реализуется основная часть товаров и услуг предприятия.
Информация о работе Совершенствование системы бизнес-планирования на предприятии