Автор: a*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:20, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма непрямого управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РОЛЬ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ…………………………….….6
1.1.Необходимость налогообложения и
социально-экономическая сущность налогов……………...…6
1.2.Классификация налогов и принципы
налогообложения………………………………………….…..12
2.НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА
И ОБЩЕСТВА……………………………………………………..…18
2.1.Налоговая система и налоговое законодательство…..…18
2.2.Виды налогов и сборов. Классификация налогов
в Республике Беларусь…………………………………..........20
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….….….43
Реализация данных мероприятий позволила с 1 января 2009 г. снизить налоговую нагрузку на 1,3 % ВВП и оставить в распоряжении белорусских субъектов хозяйствования более 2 трлн. рублей.
В Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» также обеспечена реализация комплекса мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.
По земельному налогу установлено взимание земельного налога по самовольно занятым землям (кроме земель сельскохозяйственного назначения) в десятикратном размере; учитывая сезонный характер работы садоводческих товариществ, для них установлен один срок уплаты земельного налога не позднее 22 августа календарного года.
По налогу на добавленную стоимость упрощены условия налогообложения реализации имущественных прав и неиспользуемого имущества; исключена необходимость подачи плательщиками уточненных налоговых деклараций (расчетов) за прошлые налоговые периоды.
По налогу на прибыль в общую систему налогообложения включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг; отменено для целей налогообложения нормирование расходов на аудит и расходов на подготовку кадров; выявленные в текущем налоговом периоде суммы прибыли (убытков) прошлых налоговых периодов будут учитываться для целей налогообложения в налоговой декларации текущего месяца; введена уплата налога на прибыль учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального образования, исходя из фактических результатов работы за год с суммы превышения доходов над расходами [10, с.187].
Для
упрощения порядка
В
отношении доходов
Установлено ежемесячное исчисление облагаемого дохода и налоговых вычетов, что позволило отменить необходимость представления справки о размерах начисленных доходов и удержанного налога при смене в течение года места работы (службы, учебы) и значительно сократить сферу декларирования. Введен новый социальный налоговый вычет в размере до 2 базовых величин в месяц на уплату страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов.
Из состава объектов обложения государственной пошлиной исключены выдача дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика для открытия банковских счетов в связи с отменой процедуры выдачи плательщикам такого дубликата, а также выдача разрешения на продление сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеэкономическим операциям.
Внесены
изменения в Общую часть
Для выполнения поставленных задач по оптимизации налоговой системы на текущий год определены следующие основные направления совершенствования налоговой системы республики:
—
повышение эффективности
— совершенствование структуры налоговой системы и отмена налоговых платежей, негативно сказывающихся на финансово–экономическом состоянии субъектов хозяйствования;
— упорядочение вопросов взимания местных налогов и сборов, обеспечение единых подходов к применению таких налогов на всей территории республики;
—осуществление
комплексных мероприятий, по общему
совершенствованию системы
— ориентация структуры налогов на прямое налогообложение;
— объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу;
—выравнивание
условий налогообложения для
всех налогоплательщиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая и дополняя вышеизложенное, сделаем основные выводы и заключение.
Одной из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых с юридических и физических лиц для формирования финансовых ресурсов государства, являются налоги. Совокупность налогов, формы и методы их формирования и начисления, а также налогового контроля образуют налоговую систему государства.
Манипулируя налогами, налоговыми ставками и льготами, государство воздействует на объем и структуру потребительского спроса, распределение и использование прибыли и тем самым влияет на экономическую конъюнктуру, характер воспроизводства, темпы экономического развития. Налоговое перераспределение национального дохода влияет на положение различных слоев общества.
В системе налоговых отношений выделяют:
-субъект налога - лицо, которое в соответствии с действующим законодательством обязано платить налоги;
-объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (доходы, стоимость товара, операции с ценными бумагами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость и др.);
-налоговая база - сумма, с которой взимаются налоги;
ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога.
Основные
функции налоговой системы
Фискальная функция служит интересам государственной казны. Налоговые поступления покрывают расходы на содержание государственного аппарата, выполнение важнейших правительственных программ. Совокупность мероприятий государства по организации сбора и использованию налогов для реализации своих функций и задач отражает фискальную политику государства. Перераспределительная функция обеспечивает перераспределение национального дохода между сферами деятельности, слоями общества, территориями. Благодаря социалъной функции финансовые средства от налогоплательщиков через государственный бюджет перераспределяются малоимущим и нуждающимся гражданам (пенсионерам, малообеспеченным семьям, инвалидам). Стимулирующая функция позволяет государству поощрять или свертывать те или другие экономические процессы, воздействовать на темпы экономического роста.
При формировании налоговой системы государства необходимо учитывать мировые тенденции ее развития, она должна строиться на сходных принципах, создавать благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и отечественного экспорта и, конечно же, не подрывать заинтересованность налогоплательщиков в их хозяйственной деятельности.
Налоговая система государства функционирует
на правовой основе, в Республике Беларусь
правовую основу обеспечивают: Конституция
Республики Беларусь, в которой закреплены
основные нормы, обязывающие граждан платить
налоги, и права государства в области
налогообложения (право законодательной
инициативы, право распределения поступлений
от налогов и др.); специальное налоговое
законодательство, определяющее общие
для всех налогов правила и нормы и регулирующее
учреждение и порядок взимания каждого
налога (Законы Республики Беларусь «О
налоге на добавленную стоимость», «О
налоге на прибыль предприятий, объединений,
организаций», «О налогах за пользование
природными ресурсами (экологический
налог)», «О налоге на недвижимость», «О
подоходном налоге с граждан» и др.); нормативные
акты исполнительной власти, регулирующие
налоговые отношения в тех целях и объемах,
которые предписаны для них налоговым
законодательством.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Налоговый кодекс
Республики Беларусь (Общая часть) 19 декабря
2002 г. № 166-З. Принят Палатой представителей
15 ноября 2002 года.
2.Закон Республики
Беларусь «О внесении изменений и дополнений
в некоторые Законы Республики Беларусь
по вопросам налогообложения» от 13.11.2008
г. № 449-3
3.Указ
Президента Республики Беларусь № 419 "О
дополнительных мерах по регулированию
налоговых отношений" от 30 июня 2006 г.
4.Указ
Президента Республики Беларусь № 285
"О некоторых мерах по регулированию
предпринимательской деятельности"
от 18.06.2005
5.Постановление
Пленума Высшего Хозяйственного Суда
"О некоторых вопросах, связанных с
введением в действие Общей части Налогового
кодекса Республики Беларусь" №
7 от 25.03.2004 .
6.Александров
И.М. Налоги и налогообложение.- М.: Дашков
и К, 2004.- 293с.
7.Бирючев О.И. О
некоторых вопросах оптимизации налогообложения
// Финансы. 2004. – 25 c.
8.Иванова Н.Г., Вайс
Е.А. Налоги и налогообложение: Учебное
пособие. - СПб: Питер, 2001.
9.Козырин
А.Н. Налоговое право зарубежных стран.-
М., 2004.- 552 с.
10.Маньковский И.А.
Налоги и хозяйственная деятельность
// Под ред. В.И.Семенкова.Мн.:"Веды".2004.
11.Мороз Л.Н. Налоги:
проблемы правового регулирования / Под
ред. В.И Семенкова.. Мн.: "Веды". 2005.-
470 с.
12.Налоговое право
/ Демин А.В. – М.: РИОР, 2004.- 80с.
13.Национальная
экономическая газета. № 12, 2008.
14. Русаковский
И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение:
Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы,
ЮНИТИ, 2004.- 645 c.
15.Сидорович А.В.
Курс экономической теории: Общие основы
экономической теории. Микроэкономика.
Макроэкономика. М, 2007.-246 c.