Совершенствование налогооблажения

Автор: a*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма непрямого управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РОЛЬ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ…………………………….….6
1.1.Необходимость налогообложения и
социально-экономическая сущность налогов……………...…6
1.2.Классификация налогов и принципы
налогообложения………………………………………….…..12
2.НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА
И ОБЩЕСТВА……………………………………………………..…18
2.1.Налоговая система и налоговое законодательство…..…18
2.2.Виды налогов и сборов. Классификация налогов
в Республике Беларусь…………………………………..........20
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….….….43

Работа содержит 1 файл

Совершенствование_налогообложения-курс..doc

— 272.50 Кб (Скачать)

       История свидетельствует о том, что на самых ранних стадиях формирования государства выполнение им необходимых функций осуществлялось за счет собственных средств государя, добываемых в процессе войн в виде захвата имущества, взимания контрибуций с побежденных и т.п.

       С развитием общества и усложнением  государственных структур возникла потребность в специальных сборах, характер которых менялся соответственно изменениям общественных отношений. Например, при рабовладельческом строе и на ранних стадиях феодализма в условиях господства натурального производства налоги имели форму натуральных сборов (продовольствие, фураж, снаряжение для армии и т.п.) и личных повинностей (участие в походах, трудовой оброк и др.). С становлением товарно-денежных отношений в доходах феодальных государств повышалась роль налогов: подушных, поземельных. Появились промысловый налог и акцизы [10, с.15].

       Постепенно  функции государства расширялись. Помимо административного управления оно стало активно заниматься регулированием экономики, обеспечением социально-культурных потребностей общества. Соответственно усложнялись и налоговые системы. Они стали многообразными и многофункциональными. Кроме фискального значения налоги постепенно приобретали стимулирующую функцию и использовались государством для непрямого воздействия на формирование отраслевых пропорций в экономике для завоевания внешних рынков сбыта отечественных товаров.

       Следовательно, объективная необходимость налогов, обусловленная существованием государства, и их значительная роль в прогрессе экономики доказана самой историей развития общества.

       В истории развития общества еще ни одно государство еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных» потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

       Говоря  о социально-экономической сущности налогов, необходимо отметить, что она определяется экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства. Это вытекает из того, что налоги, выражая определенную сферу производственных отношений, являются частью распределительных отношений. Участвуя в распределении национального дохода, налоговые отношения подчинены отношениям материального производства, изменяются в зависимости от требований производительных сил и обмена. Таким образом, они носят производный, вторичный характер. Но в то же время налоги оказывают мощное воздействие на сам процесс материального производства, с одной стороны, обеспечивая финансовую мощь государства, усилия которого направлены на сохранение, и упрочнение существующего политического и экономического строя, с другой -непосредственно регулируя экономику страны. Вот почему, являясь порождением государства, налоги, и свою очередь, служат первым и необходимым условием его существования. Рассмотрим, как различные авторы определят налоги.

       «Налоги, - писал Д. Рикардо, - составляют ту долю продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете из капитала или из дохода страны» [15, с.125].

       Л. Тривус считал, что «... налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно в некотором отношении эквивалентом являются те услуги которые оказывают плательщику государственную власть» [15, с.126].

       По  определению В.Альтшулера, «Обложение налогами представляет собой вторжение государственной власти в частноправовую сферу граждан, из имущества которых изымается в принудительном порядке часть ценностей на покрытие государственных расходов».

       Под налогом, - отмечает А. Соколов, - нужно  разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам специального эквивалента».

       Исходя  из приведенных определений, сложно сделать вывод, что авторы практически единодушны в своем понимании сущности налогов. Однако полнота их определений несколько различна. Д. Рикардо, определяя налог, не говорит о его принудительности, хотя таковая несомненно предполагается. Определение А. Тривуса включает, помимо принудительности, понятие без эквивалентности налогов с оговоркой, что «в некотором отношении, эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть». Наконец, А. Соколов наиболее полно выражает сущность налогов, указывает и на то, что налоги, наряду с выполнением непосредственно фискальной функции, могут служить средством для «достижения каких-либо задач экономической политики», что, по нашему мнению, является важным и актуальным в современных условиях.

       Налог имеет принудительный характер, что  отличает его от добровольных пожертвований. Важной характеристикой является отсутствие специального эквивалента. Налоги предполагают существование государственной власти и их установление на законных основаниях. Налоги изымаются в основном для покрытия государственных расходов, в некоторых случаях они вводятся не по фискальным соображениям, а для достижения тех или иных целей экономической и социальной политики. При этом следует иметь в виду, что направление использования средств, получаемых с помощью налогов, не является их существенным признаком, хотя рациональное использование налоговых поступлений - одно из важных условий при реализации налоговой политики.

       Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляются через их функции [6, с.56].

       Их  можно свести к трем основным функциям:

       фискальной;

       регулирующей;

       стимулирующей.

       Фискальная  функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются.

       Регулирующая  функция налогов состоит в  их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом.

       Стимулирующая функция ориентирует налоговый  механизм на стимулирование плательщика  к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство готово допустить временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот и  отсрочки платежей. Задача стимулирующей функции налогов состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества. 

1.2.Классификация налогов и принципы налогообложения 

       Поскольку в XVII в. стала появляться острая нужда государств Европы в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше — прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важных оснований для современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.

       При многочисленности и разнообразии налогов  классификация позволяет устанавливать  их сходство и различия. Особенности  отдельных групп налогов требуют  особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер [8, с.114].

       Этим  объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов, т.е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями) классификации.

       В первую очередь различают прямые и косвенные налоги, и в основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность).

       В настоящее время деление налогов  на прямые и косвенные связано  в основном с подоходно-расходным  принципом, установленным финансистами в начале XX в.

       По  способу взимания различают:

       -прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

       -реальные прямые налоги, которые уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;

       -личные прямые налоги уплачиваются с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;

       -косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

       В зависимости от объектов взимания косвенные  налоги подразделяются на:

       -косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;

       -косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;

       -фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

       -таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

       В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

       -общегосударственные налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

       -местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

       По  целевой направленности введения налогов различают:

       -абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

       -целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

       В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

       -налоги, взимаемые с физических лиц;

       -налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

       -смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.

       По  уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

       -закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

       -регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

       По  срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

       -срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными тегами;

       -периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

       По  характеру отражения в бухгалтерском  учете различают налоги:

       -включаемые в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);

       -уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);

       -уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

       -уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);

       -включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);

       -удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

       Для хозяйствующих субъектов последний  признак классификации является едва ли не важнейшим. Согласно нормативным предписаниям расходы по одной группе налогов включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг), расходы по второй группе относятся на финансовый результат, расходы по третьей группе можно финансировать лишь за счет чистой прибыли предприятия. Определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия [14, с.62].

Информация о работе Совершенствование налогооблажения