Автор: a*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:20, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма непрямого управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РОЛЬ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ…………………………….….6
1.1.Необходимость налогообложения и
социально-экономическая сущность налогов……………...…6
1.2.Классификация налогов и принципы
налогообложения………………………………………….…..12
2.НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА
И ОБЩЕСТВА……………………………………………………..…18
2.1.Налоговая система и налоговое законодательство…..…18
2.2.Виды налогов и сборов. Классификация налогов
в Республике Беларусь…………………………………..........20
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….….….43
Налоговая система Республики Беларусь включает в себя различные налоги в чистом виде. В первой редакции уже упомянутого закона указываются следующие налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, налог на пользование природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, налог на экспорт и импорт, земельный налог (плата за землю), налог на топливо, транзитный налог, государственная пошлина, подоходный налог с граждан. В настоящее время все перечисленные налоги, за исключением налога на топливо, налога на экспорт и импорт, действуют на территории Республики Беларусь.
Входящие в налоговую систему Республики налоги могут быть классифицированы по различным основаниям. Существует принятая на международном уровне классификация налогов. Прежде всего, они подразделяются на прямые и косвенные. В основе разделения лежат объект обложения и взаимоотношения плательщика с государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы и имущество. Юридический и фактический плательщик в данном случае совпадают. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с граждан. К косвенным относят налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или услуги. Владельцы товаров и услуг при их реализации получают налоговые суммы, которые передают государству. В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована объектом обложения. При косвенном налогообложении юридический и фактический плательщик не совпадают. В Беларуси основными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.
В зависимости от органа, который вводит налоги, их подразделяют на государственные и местные. К государственным в Беларуси относятся перечисленные выше налоги. Что касается местных налогов, то это в частности, сборы с пользователей, налоги на продажу, сборы и услуги, налоги, связанные с рекламной деятельностью, целевые сборы.
Налоги уплачиваются юридическими и физическими лицами. Это дает основание разграничить налоги по субъективному составу на налоги, уплачиваемые только юридическими лицами, только физическими, и налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами. К первым относятся налог на прибыль, ко вторым - подоходный налог. Индивидуальное предпринимательство обусловливает слияние в одном лице юридического и физического лица. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, становятся плательщиками отдельных налогов, если их деятельность адекватна деятельности юридического лица. Например, индивидуальный предприниматель, занимающийся производственной и коммерческой деятельностью, становится плательщиком налога на добавленную стоимость.
Кроме налогов в государственный бюджет поступают также различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. Они имеют с налогами единую экономическую сущность, но специфичны по своему назначению и характеру использования [12, с.65].
Налоги, сборы и пошлины являются источниками формирования республиканского и местных бюджетов (внебюджетных фондов) Республики Беларусь; они имеют обязательный, и безвозмездный характер.
Налоги отличаются от сборов
определенными признаками. Они характерны
тем, что взимаются в бюджет
для обеспечения общих
Наряду с общими налогами могут вводиться налоги целевого назначения, предназначенные для финансирования конкретных государственных расходов. Сборы и пошлины строятся на эквивалентной основе как уплата государству за определенные оказываемые им услуги или за предоставляемые права.
Государственные пошлины можно подразделить на следующие виды:
• государственные пошлины за совершение услуг (нотариальных действий, принятие исковых документов судом, регистрацию актов гражданского состояния);
• государственные пошлины за предоставление особых прав (права на охоту);
• регистрационные пошлины (за выдачу патентов, лицензий);
•
таможенные пошлины (в связи с
совершением экспортно-
Сборы - это платежи за обладание специальным правом (право торговли, право использования местной символики, за парковку автомобилей и др.).
К категории налоговых платежей относятся также отчисления, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные социальные фонды: социальной защиты населения, пенсионный, медицинского страхования.
По методам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги- это подоходно-имущественные налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ и непосредственно связаны с величиной объекта обложения. К ним относятся:
-подоходный налог,
-налог на прибыль ,
-налог на имущество (недвижимую собственность, денежный капитал). Косвенные налоги уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или с чистых оборотов добавленной стоимости. К ним относятся:
-акцизы,
-налог на добавленную
-таможенные пошлины,
-отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в местный бюджетный фонд стабилизации экономики указанных производителей,
-целевые сборы на
При всем разнообразии указанных платежей общим для них является то, что суммы данных налогов включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации. Перечисляют косвенные налоги в бюджет производители (импортеры) товаров, но фактическими плательщиками являются потребители этих товаров, оплатившие их в составе цены.
Косвенные налоги считаются наиболее выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий. Кроме того, механизм их взимания достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых служб. В силу этих преимуществ налоги с оборотов по реализации стали необъемлемой составной частью почти всех европейских налоговых систем [6, с.208].
Недостатком косвенных налогов является то, что их бремя в основном ложится на широкие слои бедного населения, в то время как прямые налоги учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков.
К категории налоговых платежей относятся также отчисления, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные социальные фонды: социальной защиты населения, пенсионный, медицинского страхования. Но по своей экономической сущности они носят не фискальный, а компенсационный характер, так как предназначены для материального обеспечения трудящихся при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и т.д.).
По
методам взимания налоги подразделяются
на прямые и косвенные. К группе прямых
налогов относятся подоходно-
Косвенные налоги уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или с чистых оборотов добавленной стоимости. К ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в местный бюджетный фонд стабилизации экономики указанных производителей, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда. При всем разнообразии указанных платежей общим для них является то, что суммы данных налогов включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации. Перечисляют косвенные налоги в бюджет производители (импортеры), товаров, но фактическими плательщиками являются потребители этих товаров, оплатившие их в составе цены.
Косвенные налоги считаются наиболее выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий. Кроме того, механизм их взимания достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых служб. В силу этих преимуществ налоги с оборотов по реализации стали необъемлемой составной частью почти всех европейских налоговых систем [11, с.109].
Недостатком косвенных налогов является то, что их бремя в основном ложится на широкие слои бедного населения, в то время как прямые налоги учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков.
В бюджетах экономически развитых стран, таких как ФРГ, Канада, США, Япония и других, преобладают прямые налоги. В странах с развивающейся рыночной экономикой, где серьезной проблемой является подавление инфляции и наполнение доходами бюджета, преимущество отдается косвенным налогам. В Республике Беларусь в доходах республиканского бюджета налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и налоги, включаемости в себестоимости продукции, которые также через цену товаров перекладываются на потребителя, составляют более 60%, что является свидетельством недостаточной развитости налоговой системы и ее фискальной направленности.В зависимости от полномочий органов власти различных уровней в вопросах введения налогов выделяют республиканские и местные налоги и сборы.
Республиканские налоги и сборы устанавливаются верховным органом власти и действуют на всей территории республики. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доход (прибыль) предприятий, чрезвычайный налог, таможенные пошлины и сборы, сбор за проезд автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в государственный фонд содействия занятости, в республиканский дорожный фонд, республиканский фонд охраны природы, республиканский фонд «Энергосбережение».
Местные налоги и сборы устанавливаются высшим органом государственной власти, но вводятся только решениями местных Советов депутатов и поступают в местные бюджеты. В 1999 г. местные органы власти получили право на введение на своих территориях следующих категорий платежей в местные бюджеты:
•сборов с пользователей: за парковку автомобилей и пользование автостоянками, за право торговли, право использования местной символики, за право проведения аукционов, рыболовной и охотничий сбор;
•налогов на продажу: пива, винно-водочных изделий, табачных изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розничной торговой сети;
• сборов за услуги: гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе;
• налогов, связанных с рекламной деятельностью;
•целевых сборов: транспортных на обновление и восстановление городского и пригородного пассажирского транспорта, сборов на содержание и развитие инфраструктуры города (района);
• целевых сборов на содержание детских дошкольных учреждений;
•сборов
за промысловую заготовку
По принципу зачисления в соответствующие бюджеты налоги и сборы подразделяются на закрепленным и регулирующие.
Закрепленными называются налоги и сборы, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, в республиканский бюджет поступают: налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемый при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, чрезвычайный налог, таможенные пошлины и сборы, отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и некоторые другие. В местные бюджеты полностью зачисляются: подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, плата за землю, плата за пользование природными ресурсами, акцизы по плодово-ягодным крепленом и ликерным винам, сухим винам и некоторым другим алкогольным напиткам, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также местные налоги и сборы, перечисленные ранее.
Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих используются: акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий.