Совершенствование налогооблажения

Автор: a*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма непрямого управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РОЛЬ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ…………………………….….6
1.1.Необходимость налогообложения и
социально-экономическая сущность налогов……………...…6
1.2.Классификация налогов и принципы
налогообложения………………………………………….…..12
2.НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА
И ОБЩЕСТВА……………………………………………………..…18
2.1.Налоговая система и налоговое законодательство…..…18
2.2.Виды налогов и сборов. Классификация налогов
в Республике Беларусь…………………………………..........20
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….….….43

Работа содержит 1 файл

Совершенствование_налогообложения-курс..doc

— 272.50 Кб (Скачать)

       Налоговая система Республики Беларусь включает в себя различные налоги в чистом виде. В первой редакции уже упомянутого закона указываются следующие налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, налог на пользование природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, налог на экспорт и импорт, земельный налог (плата за землю), налог на топливо, транзитный налог, государственная пошлина, подоходный налог с граждан. В настоящее время все перечисленные налоги, за исключением налога на топливо, налога на экспорт и импорт, действуют на территории Республики Беларусь.

       Входящие  в налоговую систему Республики налоги могут быть классифицированы по различным основаниям. Существует принятая на международном уровне классификация налогов. Прежде всего, они подразделяются на прямые и косвенные. В основе разделения лежат объект обложения и взаимоотношения плательщика с государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы и имущество. Юридический и фактический плательщик в данном случае совпадают. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с граждан. К косвенным относят налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или услуги. Владельцы товаров и услуг при их реализации получают налоговые суммы, которые передают государству. В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована объектом обложения. При косвенном налогообложении юридический и фактический плательщик не совпадают. В Беларуси основными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

       В зависимости от органа, который вводит налоги, их подразделяют на государственные  и местные. К государственным  в Беларуси относятся перечисленные  выше налоги. Что касается местных налогов, то это в частности, сборы с пользователей, налоги на продажу, сборы и услуги, налоги, связанные с рекламной деятельностью, целевые сборы.

       Налоги  уплачиваются юридическими и физическими  лицами. Это дает основание разграничить налоги по субъективному составу на налоги, уплачиваемые только юридическими лицами, только физическими, и налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами. К первым относятся налог на прибыль, ко вторым - подоходный налог. Индивидуальное предпринимательство обусловливает слияние в одном лице юридического и физического лица. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, становятся плательщиками отдельных налогов, если их деятельность адекватна деятельности юридического лица. Например, индивидуальный предприниматель, занимающийся производственной и коммерческой деятельностью, становится плательщиком налога на добавленную стоимость.

       Кроме налогов в государственный  бюджет поступают также различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. Они имеют с налогами единую экономическую сущность, но специфичны по своему назначению и характеру использования [12, с.65].

       Налоги, сборы и пошлины  являются источниками  формирования республиканского и местных бюджетов (внебюджетных фондов) Республики Беларусь; они имеют обязательный, и безвозмездный характер.

         Налоги отличаются от сборов  определенными признаками. Они характерны  тем, что взимаются в бюджет  для обеспечения общих государственных  расходов и, в основном, не имеют целевого назначения. Размеры налогов обусловлены исключительно налоговым законодательством и не связаны с объемом расходной части бюджета.

       Наряду  с общими налогами могут вводиться  налоги целевого назначения, предназначенные для финансирования конкретных государственных расходов. Сборы и пошлины строятся на эквивалентной основе как уплата государству за определенные оказываемые им услуги или за предоставляемые права.

       Государственные пошлины можно подразделить на следующие  виды:

       • государственные пошлины за совершение услуг (нотариальных действий, принятие исковых документов судом, регистрацию  актов гражданского состояния);

       • государственные пошлины за предоставление особых прав (права на охоту);

       • регистрационные пошлины (за выдачу патентов, лицензий);

       • таможенные пошлины (в связи с  совершением экспортно-импортных операций).

       Сборы - это платежи за обладание специальным  правом (право торговли, право использования местной символики, за парковку автомобилей и др.).

       К категории налоговых платежей относятся также отчисления, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные социальные фонды: социальной защиты населения, пенсионный, медицинского страхования.

       По  методам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

       Прямые  налоги- это подоходно-имущественные  налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ и непосредственно связаны  с величиной объекта обложения. К ним  относятся:

          -подоходный налог,

          -налог на прибыль ,

             -налог на имущество (недвижимую собственность, денежный капитал).   Косвенные налоги уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или с чистых оборотов добавленной стоимости. К ним относятся:

         -акцизы,

         -налог на добавленную стоимость,

         -таможенные пошлины,

         -отчисления в республиканский  бюджетный фонд поддержки производителей    сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в местный бюджетный фонд стабилизации экономики указанных производителей,

         -целевые сборы на финансирование  расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда.

         При всем разнообразии указанных платежей общим для них является то, что суммы данных налогов включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации. Перечисляют косвенные налоги в бюджет производители (импортеры)  товаров, но фактическими плательщиками являются потребители этих товаров, оплатившие их в составе цены.

       Косвенные налоги считаются наиболее выгодными  для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий. Кроме того, механизм их взимания достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых служб. В силу этих преимуществ налоги с оборотов по реализации стали необъемлемой составной частью почти всех европейских налоговых систем [6, с.208].

       Недостатком косвенных налогов является то, что  их бремя в основном ложится на широкие слои бедного населения, в то время как прямые налоги учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков.

       К категории налоговых платежей относятся  также отчисления, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные социальные фонды: социальной защиты населения, пенсионный, медицинского страхования. Но по своей экономической сущности они носят не фискальный, а компенсационный характер, так как предназначены для материального обеспечения трудящихся при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и т.д.).

       По  методам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. К группе прямых налогов относятся подоходно-имущественные налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ и непосредственно связаны с величиной объекта обложения. Например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий уплачиваются при получении дохода и зависят от его размера. Налог на имущество (недвижимую собственность, денежный капитал) учитывает величину накопленного богатства и предполагаемый доход, который может быть получен владельцем от его использования.

       Косвенные налоги уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или с чистых оборотов добавленной стоимости. К ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в местный бюджетный фонд стабилизации экономики указанных производителей, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда. При всем разнообразии указанных платежей общим для них является то, что суммы данных налогов включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации. Перечисляют косвенные налоги в бюджет производители (импортеры), товаров, но фактическими плательщиками являются потребители этих товаров, оплатившие их в составе цены.

       Косвенные налоги считаются наиболее выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий. Кроме того, механизм их взимания достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых служб. В силу этих преимуществ налоги с оборотов по реализации стали необъемлемой составной частью почти всех европейских налоговых систем [11, с.109].

       Недостатком косвенных налогов является то, что  их бремя в основном ложится на широкие слои бедного населения, в то время как прямые налоги учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков.

       В бюджетах экономически развитых стран, таких как ФРГ, Канада, США, Япония и других, преобладают прямые налоги. В странах с развивающейся рыночной экономикой, где серьезной проблемой является подавление инфляции и наполнение доходами бюджета, преимущество отдается косвенным налогам. В Республике Беларусь в доходах республиканского бюджета налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и налоги, включаемости в себестоимости продукции, которые также через цену товаров перекладываются на потребителя, составляют более 60%, что является свидетельством недостаточной развитости налоговой системы и ее фискальной направленности.В зависимости от полномочий органов власти различных уровней в вопросах введения налогов выделяют республиканские и местные налоги и сборы.

       Республиканские налоги и сборы устанавливаются  верховным органом власти и действуют на всей территории республики. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доход (прибыль) предприятий, чрезвычайный налог, таможенные пошлины и сборы, сбор за проезд автотранспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в государственный фонд содействия занятости, в республиканский дорожный фонд, республиканский фонд охраны природы, республиканский фонд «Энергосбережение».

       Местные налоги и сборы устанавливаются  высшим органом государственной власти, но вводятся только решениями местных Советов депутатов и поступают в местные бюджеты. В 1999 г. местные органы власти получили право на введение на своих территориях следующих категорий платежей в местные бюджеты:

       •сборов с пользователей: за парковку автомобилей и пользование автостоянками, за право торговли, право использования местной символики, за право проведения аукционов, рыболовной и охотничий сбор;

       •налогов  на продажу: пива, винно-водочных изделий, табачных изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розничной торговой сети;

       • сборов за услуги: гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе;

       • налогов, связанных с рекламной  деятельностью;

       •целевых  сборов: транспортных на обновление и  восстановление городского и пригородного пассажирского транспорта, сборов на содержание и развитие инфраструктуры города (района);

       • целевых сборов на содержание детских  дошкольных учреждений;

       •сборов за промысловую заготовку дикорастущих растений в целях промышленной переработки или реализации и других.

       По  принципу зачисления в соответствующие  бюджеты налоги и сборы подразделяются на закрепленным и регулирующие.

       Закрепленными называются налоги и сборы, которые  на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, в республиканский бюджет поступают: налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемый при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, чрезвычайный налог, таможенные пошлины и сборы, отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и некоторые другие. В местные бюджеты полностью зачисляются: подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, плата за землю, плата за пользование природными ресурсами, акцизы по плодово-ягодным крепленом и ликерным винам, сухим винам и некоторым другим алкогольным напиткам, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также местные налоги и сборы, перечисленные ранее.

       Регулирующие  налоги ежегодно перераспределяются между  бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих используются: акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий.

Информация о работе Совершенствование налогооблажения