Совершенствование налогооблажения

Автор: a*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма непрямого управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И РОЛЬ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ…………………………….….6
1.1.Необходимость налогообложения и
социально-экономическая сущность налогов……………...…6
1.2.Классификация налогов и принципы
налогообложения………………………………………….…..12
2.НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА
И ОБЩЕСТВА……………………………………………………..…18
2.1.Налоговая система и налоговое законодательство…..…18
2.2.Виды налогов и сборов. Классификация налогов
в Республике Беларусь…………………………………..........20
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….….….43

Работа содержит 1 файл

Совершенствование_налогообложения-курс..doc

— 272.50 Кб (Скачать)

       Принципы  налогообложения — это базовые  идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

       Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претерпели некоторые изменения. Они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

       Принципы  налогообложения:

       1. Экономические:

             Принцип хозяйственной независимости

             Принцип справедливости

             Принцип соразмерности

             Принцип учета интересов

             Принцип экономичности.

       2. Юридические:

             Принцип нейтральности (равного налогового бремени)

             Принцип установления налогов законами

             Принцип приоритета налогового закона над неналоговым

             Принцип отрицания обратной силы налогового закона

             Принцип наличия в законе существенных элементов налога.

             Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений.

       3.Организационные:

             Принцип единства налоговой системы

             Принцип подвижности налогообложения

             Принцип стабильности налоговой системы

             Принцип множественности налогов

              Принцип исчерпывающего перечня налогов

       Принцип справедливости (равенства налогообложения). Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

       Две центральные идеи — 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

       Принцип соразмерности. Предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

       Принцип соразмерности характеризуется кривой Лэффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70—80-е годы XX в.

       Итак, кривая Лаффэра оказывает изменения  поступлений в бюджет в зависимости  от размера налоговых ставок (исчисляемых в сопоставимых ценах). Эта кривая блестяще иллюстрирует, как при суммарном повышении ставок налога    и иных обязательных платежей выше 37—40% происходит резкое снижение поступлений в бюджет. Вызвано это не столько уклонением от уплаты налогов, сколько простым обнищанием  плательщиков  налогов  и фактическим уменьшением их числа. В этом случае уклонение от уплаты налогов начинает совпадать со стремлением сохранения деловой активности в предпринимательской среде. То есть законодатели, запуская механизм подавления налогами деловой активности, выпускают из бутылки нескольких джиннов: стремление предпринимателей жить одним днем, формирование параллельной экономики — экономики   "черного   нала",   крыш,   разборок. Подавление же активности некоммерческого сектора разрушает возможность решения проблем общества силами граждан и увеличивает нагрузку на бюджет [15, с.196].

       Принцип учета интересов налогоплательщиков. Рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

       Принцип экономичности. Базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны, превышать затраты на его обслуживание, причем — в несколько раз.

       Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права, ибо налогообложение есть смена форм собственности.

       Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.

       Таким образом, налоги можно определить как обязательные индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Рассматривая экономическую сущность налогов, отметим, что они, являясь особой сферой производственных отношений, выступают своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления.

       Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему  страны, получая соответствующую  сумму налоговых платежей и обеспечивая те эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капитальных вложений и т.п. Ряд эффектов, которые государство получает от воздействия налоговой системы на экономику, носит прямой характер — в виде полученных в бюджет налоговых платежей, необходимых для удовлетворения общественных задач, другие эффекты носят косвенный характер — например, за счет предоставления налоговых льгот с уменьшением налоговых платежей отчетного периода увеличивается объем капитальных вложений и возрастает объем производства, что в конечном итоге обеспечивает рост налоговых поступлений в будущем. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА 

2.1.Налоговая система и налоговое законодательство 

       В каждом государстве существует своя налоговая система, под которой понимается совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Это общее правило. Национальные налоговые системы отличаются по структуре налогов, их количеству и методам изъятия [15, с.57].

       В налоговую систему входят не только непосредственно налоги, но и сборы, пошлины, обязательные отчисления. Законодательство не дает определения понятию «обязательные отчисления». Однако с налогами их объединяет то, что они вводятся законами, обязательны для уплаты, зачисляются в бюджет или внебюджетные фонды. Контроль за их уплатой, применение экономических санкций,  возложены на налоговые органы. Таким образом, у них имеется ряд общих признаков, что позволяет объединить их в налоговую систему государства.

       Налоговая система Республики Беларусь строится исхода из общих для всех национальных налоговых систем принципов, но с учетом экономических и политических особенностей, присущих белорусскому государству.

       Во-первых,  это принцип равноправия, означающий, что государство не выделяет налогоплательщиков в зависимости от масштабов их деятельности, получаемых доходов и принадлежностей к той или иной форме собственности.

       Во-вторых, это принцип стимулирования зарабатывания  средств, так как налогоплательщик заранее знает, какие налоги и  по каким ставкам он будет платить. Государство не претендует на ту часть  дохода, которая после уплаты налогов остается в его собственности. Это обстоятельство выгодно отличает налоговый метод от используемого ранее разверсточного, при котором предприятие не знало, какую долю его доходов оставят ему, а какую изымут в виде так называемого свободного остатка прибыли.

       В-третьих, это принцип согласования с налоговыми системами стран, входящих в Содружество  Независимых государств (СНГ). Правда, это принцип скорее декларативный, чем реальный, так как входящие в Содружество государства мало обеспокоены согласованностью их налоговых систем. Такой вывод позволяет сделать анализ налогового законодательства стран, входящих в СНГ. Тем не менее, Беларусь заложила этот принцип в основу своей налоговой системы и насколько возможно придерживается его. В рамках Союза Российской Федерации и Республики Беларусь идет процесс унификации налогового законодательства этих государств.

       Четвертый принцип заключается в адекватности налоговой системы Республики Беларусь налоговым системам развитых стран. Интеграция республики в международное экономическое сообщество обуславливает,  что структура налогов, методы изъятия, уровень налоговой нагрузки и налоговое законодательство Беларуси должны быть близки по этим параметрам налоговым системам промышленно развитых стран [11, с.158].

       Пятый принцип заключается в том, что  каждое лицо обязано уплачивать установленные законом республиканские и местные налоги, сборы и пошлины, по которым это лицо признается плательщиком.

       Шестой  принцип сводится к тому, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, не предусмотренные законами и актами Президента Республики Беларусь.

       Седьмой принцип касается запрета устанавливать  налоги, сборы, пошлины и льготы по их уплате, наносящие ущерб суверенитету Республики Беларусь, ее национальной безопасности, территориальной стабильности, целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающие единое экономическое пространство и единую налоговую систему.

       Таким образом, налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и иных обязательных отчислений, зачисляемых в государственные денежные фонды, а также законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых отношений.

       Налоги  представляют собой  одно из важнейших явлений экономической жизни, связанное с существованием государства. Они обеспечивают материальные условия для существования государства, для выполнения им функций управления экономикой и обществом.

       Их  сущность выражается в отношении  между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения  национального дохода на общегосударственные нужды. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности.

       Налогоплательщики, как правило, уплачивают налоги самостоятельно. Однако, если они нарушают установленные нормы налогообложения, то в силу вступает механизм принуждения и применения финансовых и штрафных санкций. Следовательно, налог можно характеризовать как установленную государством форму отчуждения собственности юридических и физических лиц на условиях безвозвратности и принуждения.

       Налоги, введенные в законодательном  порядке, носят легальный характер. После их уплаты плательщик обретает полную хозяйственную самостоятельность. Именно эти специфические качества позволяют государству использовать налоги не только в фискальных целях, но и воздействовать через них на деятельность предприятий в целях общественного прогресса.

       В истории развития общества еще ни одно государство еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных» потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. 
 

2.2.Виды налогов и сборов. Классификация налогов в Республике Беларусь 

Информация о работе Совершенствование налогооблажения