Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа
Целью данной работы является:
-охарактеризовать признаки и сущность монополистической конкуренции;
-рассмотреть степень монополизации в Добрянском районе на рынке хлебобулочных изделий;
-выявить основные показатели монополизации фирмы;
-дать оценку состояния конкурентоспособности товара в сравнении с аналогичной продукции;
-предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования продукции на ОАО «Добрянка Хлеб»;
-предложить пути решения в области увеличения прибыли на ОАО «Добрянка Хлеб».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность монополизации рынка; показать основные подходы к распространению продукции;
-провести оценку конкурентоспособности продукции ОАО «Добрянка-Хлеб»;
-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области развития;
-выявить какие недостатки затормаживают повышение прибыли на предприятии.
Введение 3
I. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ 5
1.1 Показатели доминирования фирмы 5
1.2 Барьеры входа в отрасль 6
1.3 Оценка объемов рынка и показатели монополизации фирмы 9
II ОБЩИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА – ОАО «ДОБРЯНКА ХЛЕБ» 17
2.1 Краткая характеристика ОАО «Добрянка Хлеб» 17
2.2 Оценка выпускаемой продукции и состояние предприятия 23
2.3 Анализ динамики и ритмичности выпуска продукции 27
2.4 Анализ ассортимента 259
2.5 Анализ качества 30
II. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ДОБРЯНКА ХЛЕБ» 32
3.1 Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельностью на ОАО «Добрянка Хлеб» и их расчеты 32
3.2 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий 36
заключение 40
Список литературЫ
Причиной реорганизации предприятия стал кризис неплатежей, возникший на предприятии. Долгов у бывшего Хлебозавода было около 3 млн. 756 рублей (Сведения взяты из отчета Пермской Аудиторской Палаты).
Среднесуточная выработка хлеба, того времени составляла – 3,2 тонны. Пекарни были оснащены жаровыми подовыми печами. Топились печи дровами. На всем протяжении технологического процесса применялся ручной труд. Замес теста производился руками рабочего в деревянных корытах. Производительностью труда никто не занимался.
С завода было уволено около 70 человек. Общая численность была снижена с 1 500 до 1430 человек. Но это проблем не решило. Предприятие задолжало за коммунальные услуги на сумму 57 млн. рублей и налогов на сумму 37 млн. 321 рублей.
В 1997 году на предприятие пришел новый Генеральный директор. Тогда специальным приказом произошло слияние АО «Добрянка-Хлеб» с Добрянским пищекомбинатом (бывшим Пищекомбинатом ОРС ОАО Пермская ГРЭС).
В феврале 1997 года предприятие было приватизировано. На первом этапе приватизации 61% акций были бесплатно распределены среди рабочих и служащих. На втором этапе предприятие приобрело 39 % акций у государства по цене 2 000 рублей за акцию и продало своим сотрудникам. На сегодня предприятие приватизировано на 100 %.
Открытое акционерное общество «Добрянка-Хлеб» было учреждено 30 марта 1997 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества » от 1 июля 1992 года № 721, Указом Президента РФ « О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 24 декабря 1993 года № 2284.
Полное официальное наименование акционерного общества - открытое акционерное общество «Добрянка-Хлеб».
Юридический адрес: 6187400, Пермская область, г. Добрянка, ул. Пушкина, 22.
В 1998 году был учрежден филиал предприятия в п. Полазна Добрянского района для удовлетворения спроса местного населения в хлебобулочных изделиях.
Основными видами деятельности предприятия являются:
- производство и реализация хлебобулочных изделий;
- оказание производственных, посреднических и коммерческих услуг;
- осуществление лабораторного анализа хлебобулочных изделий.
Общество специализируется на производстве хлебобулочных изделий, сухарей, бараночных изделий (бублики, сушки, баранки) и теста.
Учредителем общества является Администрация города Добрянка, Комитет по управлению имуществом района.
Уставный капитал общества - 152 183 рублей.
Уставный капитал разделен на 13 147 обыкновенных акций. Номинальная стоимость одной акции - 1000 рублей.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 24.11.95 года, органами управления открытого акционерного общества являются: Собрание акционеров, Совет директоров, а также правление во главе с Генеральным директором.
С 1998 было введено новое построенное 4-х этажное здание; установлен тесто делитель с тесто закаткой и округлителем; монтаж двух конвейерных печей УДПГ, мощностью 2,5 тонн; установлен делитель теста СД в комплексе в тесто закаткой и округлителем. Через месяц на предприятии начинается интенсивная работа по внедрению нового оборудования, автоматизации и механизации производственных процессов, внедрению новой техники и технологии в производство. Взамен физически и морально устаревших печей ДСД ведена печь ХПА – 40, мощностью 40 тонн хлеба в сутки. Далее был произведен монтаж двух печей ФТЛ – 2 с расстоечными шкафами, что дало возможность увеличить выработку булочных мелкоштучных изделий, а это в свою очередь, дало возможность удовлетворить спрос в булочных изделиях широкого ассортимента населения города и сельской местности.
За период работы ОАО проведены следующие мероприятия по улучшению качества выпускаемой продукции:
В 1999 году приобретена и произведен монтаж печи ПХС – 25. В 1999 году печь ПХС – 25 была использована для выработки соломки сладкой. В 1 квартале 2000 года был произведен монтаж технологической линии по выработке бараночных изделий на печи ПХС – 25. В дальнейшем была построена новая печь РПА – 40. Данная линия предназначена для выработки подовых изделий хлеба в широком ассортименте, это: хлеба «Дарницкого» развесом 0,9 кг. 3 тонны в сутки, хлеба белого высшего сорта развесом 0,75 кг. – 9 тонн в сутки.
С 1999-2000 гг. у ОАО «Добрянка-Хлеб» появилось больше поставщиков, что привело к большему выпуску продукции и расширению расстояния поставки продукции.
Комитет по управлению имуществом г. Добрянка осуществляет контроль за деятельностью данного акционерного общества через доверенное лицо, которым является работник управления хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации города. Кроме него предприятия контролируют специалисты Областного Управления по работе с акционерными обществами (г. Пермь).
Основными видами продукции выпускаемой ОАО «Добрянка-Хлеб» являются:
хлеб (455,90 тонн), что составляет 30,47 процента от общего объема выпуска, булочно-бараночные изделия (224,95 тонн) - 15,04 процента,
пряники (561,42 тонн) - 37,53 процента
тесто (80,90 тонн) - 5,41 процента.
Среднесуточная выработка хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий (по данным на 2 кв. 2010 г.) составляет:
На увеличение выработки хлеба, булочно-бараночных изделий повлиял рост населения города и близ лежащих районов, а так же спрос на данную продукцию.
В настоящее время в 2011 году руководство предприятия планирует внедрить в номенклатуру изделий производства линию тортов и пирожного (рецептура ведической кухни) для расширения ассортимента и совершенствования сбыта.
Несомненно, что увеличение ассортимента предлагаемой на рынке продукции является фактором, положительно влияющим на рост прибыли предприятия, но только лишь в том случае, если предварительно проведено исследование рынка, и новая продукция удовлетворяет требованиям потребителей. Производиться должны те виды продукции, которые пользуются повышенным спросом у потребителей.
Ассортимент продукции (на декабрь 2010
г.) по сортам и весовым нормам представлен
в следующей таблице.
Таблица 1 Ассортимент продукции предприятия ОАО «Добрянка Хлеб».
№ | Наименование продукции | Сорт | Масса
(г) |
Суточная
норма
выпуска (кг) |
Свободная
цена
с НДС(рубл) |
1 | Хлеб обыкновенный,ф | 1 с | 570 | 2500 | 14-84 |
2 | Хлеб обыкновенный, ф | 2 с | 600 | 1700 | 14-62 |
3 | Хлеб дарницкий, ф | См | 680 | 800 | 14-51 |
4 | Хлеб дарницкий, под. | См | 600 | 160 | 14-51 |
5 | Хлеб с отрубями, ф | См | 650 | 35 | 15-06 |
6 | Хлеб украинский новый | См | 700 | 900 | 14-51 |
7 | Каравай свадебный | В/с | 1000 | 35 | 26-94 |
8 | Батон нарезной | В/с | 400 | 320 | 14-51 |
9 | Батон с изюмом | В/с | 200 | 16 | 13-30 |
10 | Батон с пш. Отрубями | В/с | 450 | 13 | 15-06 |
11 | Плетенки | В/с | 200 | 15 | 12-86 |
12 | Сайки с изюмом | В/с | 200 | 14 | 6-30 |
13 | Сдоба лакомка | В/с | 100 | 50 | 4-53 |
14 | Рулет с повидлом | В/с | 200 | 24 | 5-96 |
15 | Плюшка н/московская | В/с | 200 | 26 | 5-63 |
16 | Плюшка с маком | В/с | 100 | 29 | 5-53 |
17 | Сдоба майская | В/с | 100 | 46 | 5-31 |
18 | Булочка с курагой | В/с | 100 | 120 | 6-42 |
19 | Баранка сдобная | В/с | Вес | 120 | 15-73 |
20 | Сушки сдобные с маком | В/с | Вес | 80 | 27-71 |
21 | Сухари горчичные | В/с | Вес | 150 | 34-20 |
22 | Сушки горчичные | В/с | 100 | 150 | 27-93 |
23 | Ромовая баба | В/с | 100 | 26 | 5-00 |
24 | Сухой хл.квас «Летний» | Вес | 100 | 20-80 | |
25 | Панировочные сухари | 1 с | Вес | 50 | 12-40 |
26 | Тесто дрожжевое | В/с | 1000 | 150 | 29-60 |
27 | Кекс «Веснушка» | В/с | 100 | 29 | 13-60 |
28 | Пряник «Забава» | 1 с | 200 | 70 | 16-00 |
29 | Кекс «Веснушка» | В/с | 400 | 29 | 16-40 |
2.2 Оценка выпускаемой
продукции и состояние
предприятия
Таблица 2. Данные по основным видам продукции представлены в таблице:
Хлеб
Наименование показателя | 2006 г | 2007 г | 2008 г | 2009 г | 2010 г |
Объем производства продукции, единиц (тн) | 2739 | 2882 | 5008 | 6022 | 7499 |
Среднегодовая цена продукции, руб. за ед. с НДС и акцизом | 5251 | 9640 | 8104 | 7755 | 7998 |
Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), руб. | 16 832 | 25 682 | 39 320 | 50 517 | 56 673 |
Доля от общего объема выручки | 29 | 37 | 31 | 29 | 33 |
Булочно-бароночные изделия
Наименование показателя | 2006 г | 2007 г | 2008 г | 2009 г | 2010 г |
Объем производства продукции, единиц (тыс. дал) | 812 | 669 | 1183 | 1492 | 1296 |
Среднегодовая цена продукции, руб. за ед. с НДС и акцизом (руб./дал) | 35 | 48 | 66 | 75 | 81 |
Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), руб. | 28 650 | 32 441 | 77 556 | 111 521 | 104 847 |
Доля от общего объема выручки | 51 | 47 | 61 | 64 | 62 |
Сбыт готовой продукции предприятия происходит по каналам распределения двух и трех уровневым.
Двухуровневые канал: предприятие – магазин – конечный покупатель.
Трехуровневый канал: предприятие – оптовый покупатель – магазин – конечный покупатель.
Основным рынком сбыта продукции предприятия является РФ.
Более 80% продукта, производимых предприятием, реализуются в г. Добрянка и Добрянской области.
Основными
конкурентами в данной нише являются:
Таблица 3 – Конкуренты ОАО «Добрянка Хлеб»
№ п/п | Наименование | Страна регистрации | Объем проданной продукции (работ, услуг) | Доля
на рынке, %
(Добрянка и Пермская область) | ||||
2006 г | 2007 г | 2008г | 2009 г | 2010г | ||||
1 | ОАО “Добрянка Хлеб» | Россия | 143263 тыс. р | 10 | 7,5 | 6,5 | 11 | 11 |
2 | ОАО “Покровский хлеб” г.Пермь | Россия | 20 | 21 | 20 | 19 | 18 | |
3 | О0О “Первый хлеб» | Россия | 10 | 16 | 23 | 25 | 24 |
Таблица 4 Анализ динамики товарной и реализованной продукции
Годы | Объем товарной продукции, тыс. руб. | Темп роста | Объем реализац., тыс.тг | Отклонения | ||
Базис.% | Цепн.% | Базис. % | Цепн.% | |||
2008 | 361603 | - | - | 338700 | - | - |
2009 | 350814 | -3 | -3 | 361421,9 | 6,7 | 6,7 |
2010 | 481720 | 33,2 | 37,3 | 509100,3 | 40,9 | 50,3 |