Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа
Целью данной работы является:
-охарактеризовать признаки и сущность монополистической конкуренции;
-рассмотреть степень монополизации в Добрянском районе на рынке хлебобулочных изделий;
-выявить основные показатели монополизации фирмы;
-дать оценку состояния конкурентоспособности товара в сравнении с аналогичной продукции;
-предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования продукции на ОАО «Добрянка Хлеб»;
-предложить пути решения в области увеличения прибыли на ОАО «Добрянка Хлеб».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность монополизации рынка; показать основные подходы к распространению продукции;
-провести оценку конкурентоспособности продукции ОАО «Добрянка-Хлеб»;
-дать характеристику предприятия, указать перспективы в области развития;
-выявить какие недостатки затормаживают повышение прибыли на предприятии.
Введение 3
I. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ 5
1.1 Показатели доминирования фирмы 5
1.2 Барьеры входа в отрасль 6
1.3 Оценка объемов рынка и показатели монополизации фирмы 9
II ОБЩИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА – ОАО «ДОБРЯНКА ХЛЕБ» 17
2.1 Краткая характеристика ОАО «Добрянка Хлеб» 17
2.2 Оценка выпускаемой продукции и состояние предприятия 23
2.3 Анализ динамики и ритмичности выпуска продукции 27
2.4 Анализ ассортимента 259
2.5 Анализ качества 30
II. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ДОБРЯНКА ХЛЕБ» 32
3.1 Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельностью на ОАО «Добрянка Хлеб» и их расчеты 32
3.2 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий 36
заключение 40
Список литературЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
I. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ | 5 |
1.1
Показатели доминирования |
5 |
1.2 Барьеры входа в отрасль | 6 |
1.3
Оценка объемов рынка и |
9 |
II ОБЩИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА – ОАО «ДОБРЯНКА ХЛЕБ» | 17 |
2.1 Краткая характеристика ОАО «Добрянка Хлеб» | 17 |
2.2 Оценка выпускаемой продукции и состояние предприятия | 23 |
2.3 Анализ динамики и ритмичности выпуска продукции | 27 |
2.4 Анализ ассортимента | 259 |
2.5 Анализ качества | 30 |
II. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ДОБРЯНКА ХЛЕБ» | 32 |
3.1 Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельностью на ОАО «Добрянка Хлеб» и их расчеты | 32 |
3.2 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий | 36 |
заключение | 40 |
Список литературЫ | 43 |
Введение
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты, а обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный престиж.
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода). Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с любой формой собственности является конкурентоспособность его продукции.
Это
некая относительная и
Актуальность курсовой работы «Показатели рыночной власти» обусловлена рядом факторов, среди них возросший уровень конкурентных отношений, в связи, с чем необходимо изучать рыночные методы конкурентной борьбы.
Особая роль здесь отводится синтезу ценовых и неценовых методов дифференциации товара. Как показывают исследования зачастую неценовые факторы преобладают над ценовыми в выборе покупателя, в зависимости от группы потребителей.
Целью данной работы является:
-охарактеризовать
признаки и сущность
-рассмотреть степень монополизации в Добрянском районе на рынке хлебобулочных изделий;
-выявить
основные показатели
-дать
оценку состояния
-предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования продукции на ОАО «Добрянка Хлеб»;
-предложить
пути решения в области
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность монополизации рынка; показать основные подходы к распространению продукции;
-провести
оценку конкурентоспособности
-дать
характеристику предприятия,
-выявить
какие недостатки
I СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ
ВЛАСТИ
1.1 Показатели доминирования фирмы
Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря - это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверх прибыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении. [12.c.118]
Так, монополистические объединения стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет устанавливать монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае, монопольный доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен – одна из решающих причин инфляции.
Фирма-монополист стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. [4.c.46]
Фирма
– монополист обычно имеет высокую
прибыль и это привлекает в отрасль
других производителей.
1.2 Барьеры входа в отрасль
Естественно,
что высокая экономическая
Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:
Исключительные права, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.
Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.
Собственность на все предложение производственного ресурса. Монополия также может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара.
Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. В частности и обладание технологией производства пива – это секрет. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.
Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка, Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы на рынке было бы большее количество продавцов. Это может способствовать монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным данный рынок для потенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при данной цене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос, то в итоге на рынке останется только одна фирма - монополист. При появлении доминирующей фирмы новые фирмы не могут войти на рынок, так как они изначально слишком малы, чтобы достичь таких средних издержек, которыми обладает фирма - монополист. Последняя может использовать контроль над ценой, чтобы устранять конкурентов со своих рынков сбыта. Фирма, которая может обеспечить весь рыночный спрос на какой - либо товар с меньшими средними издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли бы такое же количество товара, называется естественной монополией (natural monopoly). Преимущества низких издержек производства естественной монополии показаны на графике. [6.c.79]
цена
LRAC2
P1 =LRAC1
Q1/2 Q1 выпуск
У естественной монополии LRAC снижается вдоль всего интервала значений выпуска, для которого кривая спроса лежит выше LRAC. Естественная монополия может произвести количество Q1 c более низкими долгосрочными средними издержками, чем это могут сделать две меньшие фирмы, каждая из которых выпускает Q1/2. Q1=2Q1/2.
1.3 Оценка объемов рынка и показатели монополизации фирмы
Источник рыночной власти фирмы, как правило, заключен в захвате ею существенной доли рынка.
Именно на рынке взаимодействуют фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователя. Однако на практике определить границы рынка непросто.
Выявив емкость рынка, необходимо определить фирмы, производящие и или реализующие товар на этом рынке. Исследование концентрации продавцов на рынке приведет к качественным результатам в том случае, если показатель специализации и показатель охвата достаточно велики. Далее следует оценить положение каждого участника рынка на предмет его доминирования.
Согласно Методическим рекомендациям по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке (утв. приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. №67) антимонопольные органы признают (квалифицируют) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65%, как доминирующее, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение этой величины его положение на рынке не является доминирующим. (ГКАП России может установить иную предельную величину доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара для квалификации доминирующего положения).