Система управления персоналом на примере предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия, заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального их использования. Человек является ведущим звеном всех процессов, из которых складывается деятельность предприятия: все начинается с поиска людей, подходящих для определенной работы.

Работа содержит 1 файл

браво софт!!!.docx

— 80.41 Кб (Скачать)

     Если  руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать  целевые кадровые программы, а так, же осуществлять регулярный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами  внешней и внутренней среды, то можно  говорить о наличии в данной организации  активной кадровой политики.

     Сточки  зрения механизмов, которые используются руководством организации, можно выделить два вида активной кадровой политики - рациональную и авантюристическую.

     При рациональной кадровой политике руководство  предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз  развития ситуации и располагает  средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает  не только средствами диагностики персонала, но и методами прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации  содержаться краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный прогнозы потребности  в кадрах (качественной количественной). Кроме того, составной частью плана  является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.

     Рациональная  кадровая политика предполагает: 1. Возможность реализации внутри организации мобильной стратегии управления персоналом с учетом осуществления нескольких проектов или направлений деятельности. 2. Гибкие формы включения специалистов для решения тех задач, характерных для определенной ситуации реализаций проекта, которые именно эти специалисты могут решать максимально эффективно.                 Такой подход предполагает постоянную смену состава исполнителей, которая зависит от перехода организации с одной стадии на другую, и позволяет выстраивать долгосрочные траектории карьеры для сотрудников.

     При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет  качественного диагноза, обоснованного  прогноза развития ситуации, но стремится  влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программу развития предприятия  включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с  персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, хотя и верном представлении о  целях работы с персоналом. Проблемы при реализации подобной кадровой политики могут возникнуть в том случаи, если усилится влияние факторов, которые  ранее не включались в рассмотрение, что приведет к резкому изменению  ситуации, например, при существенном изменении рынка, появлении нового товара, который может вытеснить  имеющийся сейчас у предприятия.

     Открытая  кадровая политика характеризуется  тем, что организация прозрачна  для потенциальных сотрудников  на любом структурном уровне. Новый  сотрудник может начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. В предельном случаи такая организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственной ей организациях. Такой тип кадровой политики характерен для современных телекоммуникационных компаний или автомобильных концернов, которые готовы «покупать» людей  на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в  подобных организациях. Кадровая политика открытого типа может быть адекватна  для новых организаций, ведущих  агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые  позиции в своей отросли.

     Закрытая  кадровая политика характеризуется  тем, что организация ориентируется  на включение в свой состав нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение вакансий высших  должностных позиций происходит только из числа сотрудников организации. Кадровая политика закрытого типа характерна для компаний, ориентируемых на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.   Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым процессам иллюстрирует (табл.1).

     Особенности реализации кадровых процессов при  открытой и закрытой кадровой политике

Кадровый  процесс Тип кадровой политики
Открытая Закрытая
Набор персонала Ситуация высокой  конкуренции на рынке труда Ситуация дефицита рабочей силы
Адаптация персонала Возможность быстрого включения в конкурентные отношения, внедрения новых для организации  подходов, предложенных новичками  Эффективная адаптация  за счет института наставников («опекунов»), высокой сплоченности коллектива, включение  в традиционный подход 
Обучение  и развитие персонала Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию  нового опыта Часто проводится во внутрикорпоративных центрах, способствует формированию единого взгляда, следованию общей технологии, адаптировано к  специфике работы организации 
Продвижение персонала С одной стороны, возможность роста затруднена за счет постоянного прироста новых  кадров, а с другой – вполне вероятна «головокружительная карьера» за счет высокой мобильности кадров Предпочтение  при назначении на вышестоящие должности  всегда отдается заслуженным сотрудникам  компании, проводится планирование карьеры
Мотивация и стимулирование Предпочтение  отдается стимулированию труда (прежде всего материальному) Предпочтение  отдается мотивации (удовлетворение потребности  в стабильности, безопасности, социальном принятии)
Внедрение инноваций Постоянное  инновационное воздействие со стороны  новых сотрудников, основной механизм инновация – контракт, определение  ответственности сотрудника и организации Инновационное поведение необходимо либо специально инициировать, либо оно является результатом  осознания работником общности своей  судьбы с судьбой предприятия

Таблица 1 

1.3.Этапы проектирования кадровой политики, кадровая стратегия, условия разработки

       В условиях рыночной экономики  один из решающих факторов эффективности  и конкурентоспособности  предприятия  - обеспечение  высокого качества кадрового потенциала. При этом необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату  в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так, в ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, необходимо согласование следующих аспектов:

       - разработка общих принципов кадровой  политики, определение приоритетов  целей;

       - организационно – штатная политика  планирование потребности в трудовых  ресурсах, формирование структуры  и штата, назначение, создание  резерва, перемещение;

       - информационная политика – создание  и поддержка системы движения  кадровой информации;

       - финансовая политика – формулирование  принципов распределение средств,  обеспечение эффективной системы  стимулирование труда;

       -  политика развития персонала  – обеспечение программы развития, профориентации и адаптации сотрудников,  планирование индивидуального продвижения,  формирование команд, профессиональная  подготовка и повышение квалификации;

       -  оценка результатов деятельности  – анализ соответствия кадровой  политики и стратегии организации,  выявление проблем в кадровой  работе, оценка кадрового потенциала (центр оценки и другие методы  оценки эффективности деятельности).

       Рассмотрим  процесс формирования кадровой политики в организации. Так, у части уже  давно функционирующих организаций (на отечественном рынке это свойственно  предприятиям, тесно работающим с  иностранными партнерами, и иностранным  правительствам) существует документальное представление о кадровой политике предприятия, кадровых процессах, мероприятиях и нормах их осуществления. У другой части организаций представление  о том, как работать с персоналом, существует на уровне понимания, но не закреплено документально, или находится  в стадии формирования. Если мы создаем  предприятие и заинтересованы в том, чтобы кадровая политика проводится осознанно, то необходимо осуществить следующие этапы по проектированию кадровой политики:

       - нормирование;

       - программирование;

       - мониторинг.

1.Нормирование. Цель  – согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития. В рамках этого этапа работы важно проанализировать существенные особенности корпоративной культуры, спрогнозировать возможные изменения внешней и внутренней среды организации, конкретизировать образ желаемого сотрудника и определить цели развития человеческого ресурса.

2.Программирование. Цель – разработка программ, путей  достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом  условий нынешних и возможных  изменений и возможных изменений  ситуации. Необходимо построить  систему процедур и мероприятий  по достижению целей, кадровой  работы, конкретизированных с учетом  условий нынешних и возможных  изменений ситуации. Необходимо  построить систему процедур и  мероприятий по достижению целей,  своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как  нынешнего состояния, так и  возможностей изменений. 

3.Мониторинг  персонала. Цель – разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. На данном этапе важно определить существенные индикаторы состояния кадрового потенциала, а так же разработать комплексную программу постоянной диагностики  и развития умений и навыков работников. Кроме того, целесообразно разработать и внедрить методику оценки эффективности кадровых программ.

       Для предприятий, осуществляющих мониторинг персонала на постоянной основе, множество  отдельных программ кадровой работы (по крайней мере, такие, как оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание благоприятного социально-психологического климата) могут быть включены в единую систему внутренне связанных между собой программ. В рамках подобной мега-программы в организации могут быть решены не только кадровые задачи, но и реализованы, способны диагностики управленческой ситуации, практически отработаны способы принятия и осуществления управленческих решений. В этом случае кадровая политика организации предстает как инструмент управления предприятием.

       Известно, что в становлении системы  стратегического менеджмента можно  выделить четыре основные фазы:

1.Хаотическое  реагирование на постоянные изменения  во внешней среде;

2.Стратегическое  планирование в узком смысле  – предвидение новых осложнений  во внешних условиях действительности  организации и разработка заранее  стратегий ответных действий (исходное  предложение: новая стратегия  должна основываться на использовании  имеющихся сильных и нивелировании  слабых сторон организации);

3.Управление  стратегическими возможностями  – выявление внутреннего потенциала  организации для адаптации в  быстро меняющийся среде  (прогнозируется  не только будущие проблемы  и пути их решения, но и  уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации  для успеха в будущем);

4.Управление  стратегическими задачами в реальном  масштабе времени – разработка  и реализация постоянно корректирующейся  программы.

       В зависимости от фазы менеджмента, практикуемого  в организации, а также уровня планирования можно выделить кадровые программы разного типа, ориентированные  на решение оперативных, тактических  или стратегических задач. Программы  включают в себя различные кадровые мероприятия, отдельные направления  работы и проекты, направленные на повышение  качества персонала, развитие его способностей решать задачи, диктуемые этапом развития организации.

       Рассмотрим  основные кадровые мероприятия в  зависимости от типа стратегии организации (стадии развития организации) и уровня планирования. Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны  разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей (табл.2). Безусловно, содержание кадровых программ, описанных выше, определяется и представлением о траектории развития организации в целом, и тем целевым выбором, который  обычно делают собственники или высшее руководство.

       Кадровые  мероприятия, реализуемые  в открытом и закрытом типах кадровой политики

Тип стратегии организации (стадия развития организации, на которой преимущественно  реализуется стратегия) Уровень планирования
долгосрочный (стратегический) среднесрочный (управленческий) краткосрочный (оперативный)
1Предпринимательская  (стадия формирования) 1.Открытая  кадровая политика Отбор менеджеров и специалистов под проекты
Привлечение молодых перспективных профессионалов. Активная политика информирования о  фирме. Формирование требований к кандидатам. Поиск перспективных  людей и проектов, создание банка  кандидатов на работу в организацию, проведение конкурсов, выдача грантов. Установление контрактов с кадровыми  агентствами.
2 Динамического роста  (стадия интенсивного  роста) Активная политика привлечения профессионалов, распространение  информации о возможности реализации венчурных проектов. Разработка  принципов и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев - формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов. Разработка  штатного расписания. Создание должностных  инструкций.
3 Прибыльности (стадия  стабилизации) Разработка  новых форм организации труда  под новые технологии. Разработка  оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли  организацией. Анализ и рационализация рабочих мест. Реализация  программ оценки и стимулирования труда  персонала. Набор эффективных менеджеров (управляющих).
4.Ликвидационная (стадия кризиса) Не рассматривается. Создание  нормативных документов по кадровому  аспекту ликвидации предприятия. Установление контактов с фирмами по трудоустройству. Оценка персонала  с целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и  трудоустройству. Использование схем частичной занятости. Консультационная помощь персоналу (в первую очередь психологическая). Реализация программ социальной помощи.
2. Закрытая кадровая  политика
1. Предпринимательская  (стадия формирования) Создание собственных (фирменных) институтов Поиск перспективных  студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии. Привлечение друзей, родственников и знакомых
2.Динамического  роста (стадия  интенсивного роста)  Планирование  карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожиз- ненный – Япония) Проведение  внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ  стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет  Набор сотрудников  с высоким потенциалом и способностью к обучению. Проведение программ адаптации  персонала 
3.Прибыльности (стадия стабилизации) Разработка  схем оптимизации труда, сокращение трудовых затрат Реализация  программ обучения управленческого  персонала. Разработка социальных программ Создание кружков  «качества», активное включение персонала  в оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов «внутреннего найма» - совмещение
4.Ликвидационная  Не рассматривается  Проведение  программ переподготовки. 

Разработка  программ частичной занятости по основному направлению с возможностью реализовать активность сотрудников  в других направлениях, полезных фирме

Поиск рабочих  мест для перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых  сотрудников. Культивирование «философии фирмы». Включение персонала в  обсуждении перспектив развития организации  и разработку проектов преодоления  кризиса.

Информация о работе Система управления персоналом на примере предприятия