Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:41, дипломная работа
Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на проведенные исследования по рассматриваемой проблеме не в полной мере остаются изученными практические аспекты государственного регулирования алкогольного рынка, прежде всего на региональном уровне. Комплексно не исследовались влияние факторов, действующих на региональном рынке алкогольной продукции, а также вопросы повышения эффективности коммерческой деятельности на рынке алкогольной продукции.
Целью дипломной работы является изучение и анализ организации коммерческой деятельности на рынке алкогольной продукции, предложение мероприятий по ее совершенствованию.
При этом, согласно абзацу второму п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Наконец, в соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗи п. 15 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемую при оказании услуг общественного питания), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом. В отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5% и менее процентов объема готовой продукции это требование начнет применяться с 1 января 2013 г.
Что касается лицензирования розничной продажи пива и пивных напитков, то ни Федеральным законом № 171-ФЗ, ни Федеральным законом № 218-ФЗ оно не вводится. Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением, в частности, деятельности по производству и обороту пива и пивных напитков.
Положений, в соответствии с которыми в данную норму вносились бы изменения (с 1 июля 2012 года или с 1 января 2013 года), законодательство не предусматривает. Каких-либо специальных правил в отношении продажи пива в розлив указанные выше законы также не устанавливают.
За предоставление лицензий с 29.01.2010 года уплачивается государственная пошлина в следующих размерах (Федеральный закон от27.12.2009 г. № 374-ФЗ):
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (в том числе денатурированного) – 6 000 000 рублей;
производство, хранение и поставки
произведенной алкогольной
производство, хранение и поставки произведенного вина – 500 000 рублей;
производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции – 500 000 рублей;
производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей непищевой продукции (в том числе денатурированной) – 500 000 рублей;
закупка, хранение и поставки алкогольной продукции – 500 000 рублей;
закупка, хранение и поставки спиртосодержащей продукции – 500 000 рублей;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции – 500 000 рублей;
23 июля 2012 года в России вступили
в силу поправки в Федеральный
закон о рекламе алкоголя. Отныне
все напитки с содержанием
спирта от пяти градусов и
выше рекламировать на
Кроме того, запрещается размещать рекламу алкоголя на транспортных объектах общего пользования, проще говоря – рядом с остановками, в метро, на железнодорожных, автовокзалах и в аэропортах. Согласно новым поправкам в рекламе алкоголя запрещено использовать образы людей и животных, даже нарисованных. Распространяются запреты и на содержание рекламы алкогольных напитков: в ней запрещается утверждать, будто алкогольные напитки содержат полезные биодобавки или витамины.
Отныне реклама алкоголя может размещаться только в печатных изданиях – и то за исключением первой и последней страницы, а также в интернете и в магазинах, которые имеют лицензию на реализацию алкогольных напитков.
С 1 января 2013 года, согласно указу
главы государства, призывы покупать
алкогольные напитки вовсе
В рейтинге самых больших оборотов алкогольной продукции и самых пьющих стран Россия занимает четвертое место после Молдавии, Чехии, Венгрии. Количество чистого алкоголя на душу населения в стране составляет 15,76 л в год. Эта цифра говорит о том, что мы находимся на грани вымирания от употребления алкоголя. Контрольная цифра полной деградации населения составляет 18 л на душу. В таких европейских государствах, как Норвегия и Швеция, эта цифра составляет от 0,5 до 1,5 л. Смертность мужчин в России от алкоголя составляет более 20 процентов. До 45 процентов алкогольной продукции находится в нелегальном обороте. Более 40 процентов вин и коньяков, представленных на рынке, являются, по оценкам экспертов фальсифицированными.
Конъюнктура рынка
В 2010-2011 гг. доля алкогольной продукции составляла 7%-8% от товарного оборота продовольственных и непродовольственных товаров.
Рисунок 1.2 – Доля алкогольной продукции в товарном обороте.
Оборот алкогольной продукции с начала 2000-х годов в целом снизился. Связано это в первую очередь с ужесточением законодательства, а также с ростом ввозных пошлин на алкоголь.
Государственное регулирование рынка не только отразилось на снижении доли товарного оборота алкогольной продукции, но также проявилось в: борьбе с нелегальным алкогольным рынком, с низкокачественной и контрафактной продукцией; создании системы подтверждения соответствия качеству продукции установленным требованиям с помощью внедрения корпоративных стандартов и системы добровольной сертификации алкогольной продукции; создания механизма взаимодействия бизнес-сообщества алкогольного рынка по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с органами государственной власти.
Общие тенденции рынка периода январь-декабрь 2012 г
Рынок импорта алкогольной продукции вышел из кризиса. В 2012 ввезли 410,2 млн. л., прирост к 2011 году 27,1%, а к 2010 году -2,5%. (Таблица 1.2, Рисунок 1.3)
Таблица 1.2 - Общая динамика импорта всей алкогольной продукции (объем в млн. л)
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
январь |
23,8 |
13,6 |
6,8 |
февраль |
32,4 |
20,7 |
25,1 |
март |
30,9 |
26,8 |
37,4 |
апрель |
37,2 |
26,3 |
35,3 |
май |
35,2 |
23,5 |
30,9 |
июнь |
31,8 |
23,3 |
32,6 |
июль |
39,8 |
24,6 |
31,3 |
август |
35,5 |
26,1 |
31,6 |
сентябрь |
38,4 |
30,7 |
36,8 |
октябрь |
41,9 |
35 |
41,5 |
ноябрь |
36,3 |
36,1 |
49,5 |
декабрь |
37 |
36,1 |
51,6 |
Всего |
420,2 |
322,8 |
410,2 |
Рисунок 1.3 - Динамика импорта алкоголя в Россию (объем в млн. л)
Объем импорта в категории вин составил 300,8 млн. литров, прирост 26,6% к 2009 году и к 2008 году -0,5%. Рост игристого вина составил 59,8%, вермутов и ароматизированные вина на 27,9%, тихих вин на 22,2% и плодовых вин 1,3%. Таблица 1.3, Рисунок 1.4.
Таблица 1.3 - Динамика импорта вин (объем в млн. л)
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
январь |
16,9 |
9,4 |
3,7 |
февраль |
21,2 |
14,5 |
17,1 |
март |
21,9 |
19,6 |
28,6 |
апрель |
27,3 |
20,1 |
26,9 |
май |
26,4 |
18,6 |
22,7 |
июнь |
23,6 |
28,7 |
25,8 |
июль |
30,8 |
18,9 |
24,7 |
август |
27,2 |
20 |
24,4 |
сентябрь |
26,7 |
21,8 |
26,8 |
октябрь |
28,9 |
25,5 |
30,1 |
ноябрь |
24,8 |
26,2 |
35,6 |
декабрь |
26,5 |
24,3 |
34,4 |
Всего |
302,2 |
237,59 |
300,8 |
Рисунок 1.4- Динамика импорта вина в Россию (объем в млн.л.)
Крепких спиртных напитков за январь-декабрь
текущего года в Россию было ввезено
109,4 млн. л., прирост 26,9% по сравнению
с 2010 годом и -7,1% к 2009 году. Портфель
импорта КСН формируется
Водка занимает долю 37,1%, ее рост составил 27,1%.
Виски занимает долю 17,5%, их рост по итогам 2010 года составил 42,8%.
Рост коньяков и бренди был зафиксирован на уровне 24,8%, их доля 17,2%.
Стоит отметить популярность рома, этот напиток вырос даже по сравнению с 2009 годом на 35,9%, а с 2010 на 42,9% до 3,5 млн.л. Таблица 1.4, Рисунок 1.5.
Таблица 1.4 - Динамика импорта КСН (объем в млн. л)
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
январь |
16,9 |
9,4 |
3,7 |
февраль |
21,2 |
14,5 |
17,1 |
март |
21,9 |
19,6 |
28,6 |
апрель |
27,3 |
20,1 |
26,9 |
май |
26,4 |
18,6 |
22,7 |
июнь |
23,6 |
28,7 |
25,8 |
июль |
30,8 |
18,9 |
24,7 |
август |
27,2 |
20 |
24,4 |
сентябрь |
26,7 |
21,8 |
26,8 |
октябрь |
28,9 |
25,5 |
30,1 |
ноябрь |
24,8 |
26,2 |
35,6 |
декабрь |
26,5 |
24,3 |
34,4 |
Всего |
302,2 |
237,59 |
300,8 |
Рисунок 1.5 - Динамика импорта КСН в Россию (объем в млн. л)
Распределение по странам
Вино
Первое место в рейтинге стран-экспортеров в 2010 году занимает Италия, рост составил 43,3%. Франция занимает вторую строчку, рост 41,2%, третье заняла Испания, рост которой, составил 46,2%. Стоит отметить, что Болгария с отрицательным приростом -6,4% потеряла третье место среди стран экспортеров. Таблица 1.5.
Таблица 1.5 - Вино. Доли стран-экспортеров (январь-декабрь 2009 и 2010 гг., объем в млн. л)
Страна |
декабрь 2009 |
декабрь 2010 |
Прирост дек 10/09 |
12 мес 2009 |
12 мес 2010 |
Прирост 12 мес 10/09 | |||||
кол-во |
доля |
кол-во |
доля |
кол-во |
доля |
кол-во |
доля | ||||
1 |
Италия |
7,08 |
26,0% |
9,74 |
28,3% |
37,6% |
48,0 |
20,0% |
68,8 |
22,9% |
43,3% |
2 |
Франция |
4,78 |
17,6% |
5,57 |
16,2% |
16,5% |
36,8 |
15,3% |
51,9 |
17,3% |
41,0% |
3 |
Испания |
1,87 |
6,9% |
2,90 |
8,4% |
55,1% |
21,8 |
9,1% |
31,9 |
10,6% |
46,3% |
4 |
Болгария |
2,22 |
8,2% |
2,17 |
6,3% |
-2,3% |
33,5 |
13,9% |
31,4 |
10,4% |
-6,3% |
5 |
Германия |
2,83 |
10,4% |
2,61 |
7,6% |
-7,8% |
22,1 |
9,2% |
26,3 |
8,8% |
19,0% |
6 |
Молдова |
2,97 |
10,9% |
3,80 |
11,0% |
27,9% |
25,2 |
10,5% |
25,2 |
8,4% |
0,0% |
7 |
Украина |
1,26 |
4,6% |
1,69 |
4,9% |
34,1% |
13,0 |
5,4% |
14,3 |
4,8% |
10,0% |
8 |
Чили |
1,29 |
4,7% |
1,72 |
5,0% |
33,3% |
11,1 |
4,6% |
14,3 |
4,7% |
28,8% |
9 |
Абхазия |
0,07 |
0,3% |
0,47 |
1,4% |
571,4% |
3,7 |
1,5% |
5,6 |
1,8% |
51,4% |
10 |
Литва |
0,46 |
1,7% |
0,65 |
1,9% |
41,3% |
2,8 |
1,2% |
5,2 |
1,7% |
85,7% |
11 |
Аргентина |
0,49 |
1,8% |
0,31 |
0,9% |
-36,7% |
4,9 |
2,0% |
4,3 |
1,4% |
-12,2% |
12 |
Сербия |
- |
0,0% |
0,36 |
1,1% |
100,0% |
2,7 |
1,1% |
4,0 |
1,3% |
48,1% |
13 |
США |
0,20 |
0,7% |
0,24 |
0,7% |
20,0% |
2,4 |
1,0% |
2,5 |
0,8% |
4,2% |
14 |
Венгрия |
0,19 |
0,7% |
0,14 |
0,4% |
-26,3% |
2,0 |
0,8% |
2,2 |
0,7% |
10,0% |
15 |
ЮАР |
0,22 |
0,8% |
0,22 |
0,6% |
0,0% |
1,8 |
0,8% |
1,9 |
0,6% |
5,6% |
Прочие |
1,25 |
4,6% |
1,82 |
5,3% |
45,6% |
8,7 |
3,6% |
11,0 |
3,7% |
26,4% | |
Всего |
27,19 |
100,0% |
34,39 |
100,0% |
26,5% |
240,6 |
100,0% |
300,8 |
100,0% |
25,0% |