Рынок алкогольной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:41, дипломная работа

Описание работы

Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на проведенные исследования по рассматриваемой проблеме не в полной мере остаются изученными практические аспекты государственного регулирования алкогольного рынка, прежде всего на региональном уровне. Комплексно не исследовались влияние факторов, действующих на региональном рынке алкогольной продукции, а также вопросы повышения эффективности коммерческой деятельности на рынке алкогольной продукции.
Целью дипломной работы является изучение и анализ организации коммерческой деятельности на рынке алкогольной продукции, предложение мероприятий по ее совершенствованию.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 543.51 Кб (Скачать)

При этом, согласно абзацу второму  п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации вправе устанавливать  дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи  алкогольной продукции, в том  числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Наконец, в соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗи п. 15 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ организации  и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу  пива и пивных напитков (за исключением  розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемую при оказании услуг общественного питания), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом. В отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5% и менее процентов объема готовой продукции это требование начнет применяться с 1 января 2013 г.

Что касается лицензирования розничной  продажи пива и пивных напитков, то ни Федеральным законом № 171-ФЗ, ни Федеральным законом № 218-ФЗ оно  не вводится. Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением, в частности, деятельности по производству и обороту пива и пивных напитков.

Положений, в соответствии с которыми в данную норму вносились бы изменения (с 1 июля 2012 года или с 1 января 2013 года), законодательство не предусматривает. Каких-либо специальных правил в  отношении продажи пива в розлив указанные выше законы также не устанавливают.

За предоставление лицензий с 29.01.2010 года уплачивается государственная пошлина в следующих размерах (Федеральный закон от27.12.2009 г. № 374-ФЗ):

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (в  том числе денатурированного) – 6 000 000 рублей;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина) – 6 000 000 рублей;

производство, хранение и поставки произведенного вина – 500 000 рублей;

производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой  продукции – 500 000 рублей;

производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей непищевой  продукции (в том числе денатурированной) – 500 000 рублей;

закупка, хранение и поставки алкогольной  продукции – 500 000 рублей;

закупка, хранение и поставки спиртосодержащей продукции – 500 000 рублей;

хранение этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей пищевой продукции  – 500 000 рублей;

23 июля 2012 года в России вступили  в силу поправки в Федеральный  закон о рекламе алкоголя. Отныне  все напитки с содержанием  спирта от пяти градусов и  выше рекламировать на телевидении  и радио запрещено.

Кроме того, запрещается размещать  рекламу алкоголя на транспортных объектах общего пользования, проще говоря –  рядом с остановками, в метро, на железнодорожных, автовокзалах и  в аэропортах. Согласно новым поправкам в рекламе алкоголя запрещено использовать образы людей и животных, даже нарисованных. Распространяются запреты и на содержание рекламы алкогольных напитков: в ней запрещается утверждать, будто алкогольные напитки содержат полезные биодобавки или витамины.

Отныне реклама алкоголя может  размещаться только в печатных изданиях – и то за исключением первой и последней страницы, а также в интернете и в магазинах, которые имеют лицензию на реализацию алкогольных напитков.

С 1 января 2013 года, согласно указу  главы государства, призывы покупать алкогольные напитки вовсе исчезли  из нашей жизни: реклама алкогольных и спиртосодержащих продуктов в РФ запрещена.

В рейтинге самых больших оборотов алкогольной  продукции и самых пьющих стран  Россия занимает четвертое место  после Молдавии, Чехии, Венгрии. Количество чистого алкоголя на душу населения  в стране составляет 15,76 л в год. Эта цифра говорит о том, что мы находимся на грани вымирания от употребления алкоголя. Контрольная цифра полной деградации населения составляет 18 л на душу. В таких европейских государствах, как Норвегия и Швеция, эта цифра составляет от 0,5 до 1,5 л. Смертность мужчин в России от алкоголя составляет более 20 процентов. До 45 процентов алкогольной продукции находится в нелегальном обороте. Более 40 процентов вин и коньяков, представленных на рынке, являются, по оценкам экспертов фальсифицированными.

1.2 Рынок  алкогольной продукции России

 

Конъюнктура рынка 

В 2010-2011 гг. доля алкогольной продукции  составляла 7%-8% от товарного оборота продовольственных и непродовольственных товаров.

Рисунок 1.2 – Доля алкогольной продукции  в товарном обороте.

Оборот алкогольной продукции  с начала 2000-х годов в целом  снизился. Связано это в первую очередь  с ужесточением законодательства, а также с ростом ввозных пошлин на алкоголь.

Государственное регулирование рынка  не только отразилось на снижении доли товарного оборота алкогольной продукции, но также проявилось в: борьбе с нелегальным алкогольным рынком, с низкокачественной и контрафактной продукцией; создании системы подтверждения соответствия качеству продукции установленным требованиям с помощью внедрения корпоративных стандартов и системы добровольной сертификации алкогольной продукции; создания механизма взаимодействия бизнес-сообщества алкогольного рынка по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с органами государственной власти.

Общие тенденции рынка периода  январь-декабрь 2012 г

Рынок импорта алкогольной продукции  вышел из кризиса. В 2012 ввезли 410,2 млн. л., прирост к 2011 году 27,1%, а к 2010 году -2,5%. (Таблица 1.2, Рисунок 1.3)

Таблица 1.2 - Общая динамика импорта всей алкогольной  продукции (объем в млн. л)

Год

2010

2011

2012

январь

23,8

13,6

6,8

февраль

32,4

20,7

25,1

март

30,9

26,8

37,4

апрель

37,2

26,3

35,3

май

35,2

23,5

30,9

июнь

31,8

23,3

32,6

июль

39,8

24,6

31,3

август

35,5

26,1

31,6

сентябрь

38,4

30,7

36,8

октябрь

41,9

35

41,5

ноябрь

36,3

36,1

49,5

декабрь

37

36,1

51,6

Всего

420,2

322,8

410,2


 

Рисунок 1.3 - Динамика импорта алкоголя в Россию (объем в млн. л)

Объем импорта в категории вин  составил 300,8 млн. литров, прирост 26,6% к 2009 году и к 2008 году -0,5%. Рост игристого  вина составил 59,8%, вермутов и ароматизированные  вина на 27,9%, тихих вин на 22,2% и  плодовых вин 1,3%. Таблица 1.3, Рисунок 1.4.

Таблица 1.3 - Динамика импорта вин (объем в  млн. л)

Год

2010

2011

2012

январь

16,9

9,4

3,7

февраль

21,2

14,5

17,1

март

21,9

19,6

28,6

апрель

27,3

20,1

26,9

май

26,4

18,6

22,7

июнь

23,6

28,7

25,8

июль

30,8

18,9

24,7

август

27,2

20

24,4

сентябрь

26,7

21,8

26,8

октябрь

28,9

25,5

30,1

ноябрь

24,8

26,2

35,6

декабрь

26,5

24,3

34,4

Всего

302,2

237,59

300,8


 

Рисунок 1.4- Динамика импорта вина в Россию (объем в млн.л.)

 

Крепких спиртных напитков за январь-декабрь  текущего года в Россию было ввезено 109,4 млн. л., прирост 26,9% по сравнению  с 2010 годом и -7,1% к 2009 году. Портфель импорта КСН формируется следующим  образом 

 Водка занимает долю 37,1%, ее  рост составил 27,1%.

 Виски занимает долю 17,5%, их  рост по итогам 2010 года составил 42,8%.

 Рост коньяков и бренди  был зафиксирован на уровне 24,8%, их доля 17,2%.

 Стоит отметить популярность  рома, этот напиток вырос даже  по сравнению с 2009 годом на 35,9%, а с 2010 на 42,9% до 3,5 млн.л. Таблица 1.4, Рисунок 1.5.

Таблица 1.4 - Динамика импорта КСН (объем в  млн. л)

Год

2010

2011

2012

январь

16,9

9,4

3,7

февраль

21,2

14,5

17,1

март

21,9

19,6

28,6

апрель

27,3

20,1

26,9

май

26,4

18,6

22,7

июнь

23,6

28,7

25,8

июль

30,8

18,9

24,7

август

27,2

20

24,4

сентябрь

26,7

21,8

26,8

октябрь

28,9

25,5

30,1

ноябрь

24,8

26,2

35,6

декабрь

26,5

24,3

34,4

Всего

302,2

237,59

300,8


 

Рисунок 1.5 - Динамика импорта КСН  в Россию (объем в млн. л)

 

 Распределение по странам

 Вино

Первое место в рейтинге стран-экспортеров  в 2010 году занимает Италия, рост составил 43,3%. Франция занимает вторую строчку, рост 41,2%, третье заняла Испания, рост которой, составил 46,2%. Стоит отметить, что Болгария с отрицательным приростом -6,4% потеряла третье место среди стран экспортеров. Таблица 1.5.

Таблица 1.5 - Вино. Доли стран-экспортеров (январь-декабрь 2009 и 2010 гг., объем в млн. л)

Страна

декабрь 2009

декабрь 2010

Прирост дек 10/09

12 мес 2009

12 мес 2010

Прирост 12 мес 10/09

кол-во

доля

кол-во

доля

кол-во

доля

кол-во

доля

1

Италия

7,08

26,0%

9,74

28,3%

37,6%

48,0

20,0%

68,8

22,9%

43,3%

2

Франция

4,78

17,6%

5,57

16,2%

16,5%

36,8

15,3%

51,9

17,3%

41,0%

3

Испания

1,87

6,9%

2,90

8,4%

55,1%

21,8

9,1%

31,9

10,6%

46,3%

4

Болгария

2,22

8,2%

2,17

6,3%

-2,3%

33,5

13,9%

31,4

10,4%

-6,3%

5

Германия

2,83

10,4%

2,61

7,6%

-7,8%

22,1

9,2%

26,3

8,8%

19,0%

6

Молдова

2,97

10,9%

3,80

11,0%

27,9%

25,2

10,5%

25,2

8,4%

0,0%

7

Украина

1,26

4,6%

1,69

4,9%

34,1%

13,0

5,4%

14,3

4,8%

10,0%

8

Чили 

1,29

4,7%

1,72

5,0%

33,3%

11,1

4,6%

14,3

4,7%

28,8%

9

Абхазия

0,07

0,3%

0,47

1,4%

571,4%

3,7

1,5%

5,6

1,8%

51,4%

10

Литва

0,46

1,7%

0,65

1,9%

41,3%

2,8

1,2%

5,2

1,7%

85,7%

11

Аргентина

0,49

1,8%

0,31

0,9%

-36,7%

4,9

2,0%

4,3

1,4%

-12,2%

12

Сербия

-

0,0%

0,36

1,1%

100,0%

2,7

1,1%

4,0

1,3%

48,1%

13

США

0,20

0,7%

0,24

0,7%

20,0%

2,4

1,0%

2,5

0,8%

4,2%

14

Венгрия

0,19

0,7%

0,14

0,4%

-26,3%

2,0

0,8%

2,2

0,7%

10,0%

15

ЮАР

0,22

0,8%

0,22

0,6%

0,0%

1,8

0,8%

1,9

0,6%

5,6%

Прочие 

1,25

4,6%

1,82

5,3%

45,6%

8,7

3,6%

11,0

3,7%

26,4%

Всего

27,19

100,0%

34,39

100,0%

26,5%

240,6

100,0%

300,8

100,0%

25,0%

Информация о работе Рынок алкогольной продукции