Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:10, курсовая работа
Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения.
В связи с выше изложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес для широкого круга лиц. Основными задачами, которые поставлены в данной работе, являются:
1. Раскрыть особенности формирования себестоимости на предприятии;
2. Проанализировать динамику структуры себестоимости товарной продукции;
3. Выявить факторы, влияющие на рубль затрат товарной продукции;
4. Определить недостатки и трудности управления себестоимостью;
5. Выявить резервы снижения себестоимости продукции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ……………………………………………….…..5
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости…………........5
1.2 Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции………….………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КАРАВАЙ»….……………..……..……...……..….…………..…..…......18
2.1 Характеристика предприятия………………………………………....18
2.2 Анализ себестоимости в ОАО «КАРАВАЙ»……..…….....…..….….24
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ………...…….….…..…..……….…..…....…..…........…..…..…...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….…………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….……………...38
В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.
Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.
С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращениирасходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.
Многочисленные факторы:, влияющие на уровень м динамику себестоимости продукции, можно свести к следующим группам Факторов:
1. Факторы, улучшающие использование средств труда (основных фондов).
2. Факторы, улучшающие использование предметов труда (оборотных фондов и оборотных средств).
3. Факторы, улучшающие использование самого труда.
4. Факторы, улучшающие организацию производства, труда и управления.
Если улучшается использование всех основных элементов производства, в данном случае факторов, то себестоимость продукции обязательно снизится.
К основным источникам, резервам снижения себестоимости в отраслевой экономике следует отнести следующие.
1. Всемерная замена дорогостоящих видов ресурсов на более дешевые.
2. Рост производительности труда темпами, превышающими темпы роста оплаты труда.
3. Максимальное снижение накладных расходов.
4. Полная ликвидация непроизводительных расходов.
Выявленные факторы и резервы снижения себестоимости продукции реализуются определенными путями. В каждой отрасли промышленности, в том числе пищевой, эти пути будут конкретными. Однако для отраслей пищевой промышленности к наиболее важным и приоритетным следует отнести следующие.
1. Улучшение качества используемого сырья, увеличение полезных веществ в нем. Чем больше полезных веществ в сырье, сахара в свекле, масла в семенах, тем ниже удельные расходы сырья на единицу готовой продукции, а значит оно дешевле, а себестоимость ниже.
2. Сокращение затрат сырья и сохранение полезных веществ в нем на всех этапах транспортировки, хранения и переработки. Чем меньше потерь, тем выше выход продукции, тем ниже удельные расходы, а значит и • меньше затрат по данной статье себестоимости.
3. Максимальная переработка вторичных ресурсов сырья - отходов и отбросов. Экономический эффект тот же. Себестоимости конечной товарной продукции снижается.
4. Оптимизация уровня концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства. Чем выше масштабы производства, например, тем ниже себестоимость продукции за счет условно-постоянных расходов. При комбинировании производства всегда ниже себестоимость продукции за счет более эффективного использования всего наличного потенциала, всех производственных ресурсов и увеличения масштабов производства. В отраслях пищевой промышленности очень важно комплексное использование сырья, максимальная утилизация отходов на основе комбинирования.
5. Совершенствование организации производства, труда и управления. Диверсификация производства.
6. Масштабное использование достижений научно-технического прогресса, внедрение ресурсо-энергосберегающих безотходных и малоотходных технологий. Экономия достигается на совокупности материальных ресурсов, то есть по многим, самым крупным элементам затрат. Это очень весомо, особенно для весьма материалоемкой пищевой промышленности.
7. Обеспечение сохранности производственных ресурсов и произведенного из них продукта.
8. Переход на более дешевые виды сырья, материалов, топлива и энергии.
9. Внедрение более рациональных методов хозяйствования в соответствии с требованиями рынка, сокращение накладных расходов и полная ликвидация непроизводительных затрат.
10. Экономическое и материальное стимулирование снижения себестоимости продукции. Сам рынок является универсальным хозмеханизмом снижения затрат, а значит и себестоимости. Однако в рамках рынка целесообразна разработка и внедрение в каждой конкретной отрасли пищевой промышленности стимулирующих систем по снижению себестоимости наподобие системы оплаты сырья по содержанию полезных веществ в нем.
Приоритетные направления деятельности Общества:
1. Увеличение объемов производства продукции за счет освоения новых рынков сбыта, организации производства на базе создаваемых обособленных подразделений общества как на территории Иркутской области, так и на территории соседних субъектов Российской Федерации.
2. Организация производства и реализации продукции с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения.
3. Увеличение массы прибыли путем увеличения объемов производства, расширения ассортимента продукции, сокращения затрат на производство и реализацию продукции, внедрения продукции на новые рынки сбыта, оптимизации технологических процессов производства, внедрения инновационного оборудования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для ОАО «КАРАВАЙ» – как основного производителя хлебобулочной продукции важно использовать все имеющиеся резервы для повышения эффективности работы предприятия.
В ходе выполнения работы был проведен комплексный анализ себестоимости производимой продукции предприятием, на базе которого проведены исследования. Вскрыты внешние и внутренние факторы, повлиявшие на экономическое положение ОАО «КАРАВАЙ», такие как рост закупочных цен на сырье, рост расходов на эксплуатацию оборудования, а также рост прочих производственных затрат.
В результате проведенного анализа выявились следующие резервы снижения себестоимости:
1.Совершенствование организации производства и труда.
2.Сокращение затрат на обслуживание производства и управление с помощью:
- совершенствование структуры аппарата управления путем создания планово
– экономического отдела;
- совершенствование работы управленческого персонала;
3. Организация полноценной службы маркетинга на предприятии с помощью:
- организации рекламы;
- расширения сбытовой сети;
- поиска новых поставщиков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положение по бухгалтерскому учету Расходы организации ПБУ 10/99. Приказ Министерства Финансов РФ №33н от 06.05.99.- [Электронный ресурс – Гaрант].
2. Адамов, В.Е., Экономика и статистика фирм / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 184 с.
3. Атаманов Д.Ю. Распределение затрат при калькуляции себестоимости традиционным и операционно-ориентированным методом / Д.Ю. Атаманов // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 3. С. 3-17.
4. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - Минск: Выс. шк., 2009. - 363 с.
5. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет; - 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2010. –416с.:ил.
6. Елькин В.А., Экономика фирм, предприятий и межотраслевых комплексов: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000 г. - 196 с.
7. Рафикова, Н., Влияние цен на себестоимость продукции/ Н. Рафикова. // Экономист. -2010г.-№8.- с. 90-94.
8. Шеремет, А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа/ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: Инфра-М, 2010 - 232с.
9. Широбоков, В.Г. Формирование себестоимости и доходов в системе управленческого учета/ В.Г. Широбоков. // Экономика перерабатывающих предприятий. 2010.-№7- с.25-27.
10. http://www.karaway.ru/
6
Информация о работе Резервы и пути снижения себестоимости продукции