Разработка и принятие управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы представляет собой выработку плана действий электротехнической компании, которая рассматривает программу выпуска нового осветительного оборудования, рассчитанную, на пять лет.
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи: сбор необходимой информации, проведение анализа внутренней и внешней среды, разработка стратегии развития предприятия, построение дерева решений по каждому году, принятие решения о проведении маркетингового исследования или отказе от его провидения, а также принятие решения о выпуске нового осветительного оборудования или о продолжении работы с действующим.

Содержание

Введение…………..………………………………………………………………………………..3
1.Сущность управленческого решения………………………………...……………………..…4
1.2 Формирование управленческих решений……………………………………………..….5
2.SWOT-анализ на примере фирмы ООО «Электротехника»……………………..……...……9
3. Разработка альтернативных вариантов, направленных на решение проблемы………..…..16
3.1 Исходные данные………………………………………………………………………….16
3.2 Расчетная часть ....................................................................................................................17
3.3 Пояснения к расчетам ……………………………………………………………..………22
Заключение……………….……………………………………………………………...……………31
Список литературы………….……………

Работа содержит 1 файл

мамонтова.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

      Министерство  образования и науки Российской Федерации

«Санкт-Петербургский  государственный инженерно экономический  университет»

    Филиал  Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Апатиты 
 
 
 
 

              Кафедра: Государственного и Муниципального управления

              Преподаватель: Мамонтова Т.М. 
           
           

    Курсовая  работа

    по теме: Разработка и принятие управленческих решений 
 
 

    Студент: Внучкова Марина Владимировна

    Группа: 51/271

    Форма обучения: очная

    Специальность: «Менеджмент организации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Апатиты

    2010 
 
 
 

Содержание 

      Введение…………..………………………………………………………………………………..3

       1.Сущность управленческого решения………………………………...……………………..…4

      1.2 Формирование управленческих  решений……………………………………………..….5

    2.SWOT-анализ на примере фирмы  ООО «Электротехника»……………………..……...……9

     3. Разработка альтернативных вариантов, направленных на решение проблемы………..…..16

           3.1 Исходные данные………………………………………………………………………….16

        3.2 Расчетная часть ....................................................................................................................17

         3.3 Пояснения к расчетам ……………………………………………………………..………22       

Заключение……………….……………………………………………………………...……………31

Список литературы………….………………………………………………………………………..32                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Принятие  решений отражается на всех аспектах управления. Принимать решения –  значит находить ответы на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющимся мире организаций многие альтернативы находятся в расположении менеджеров и, чтобы сформулировать цель пред группой людей и добиться её достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы.

      Принятие  решений в условиях риска –  это когда ЛПР знает вероятность  появления того или иного результата, цель менеджера – максимизировать ожидаемый результат.

     Цель  данной курсовой работы представляет собой выработку плана действий электротехнической компании, которая рассматривает программу выпуска нового осветительного оборудования, рассчитанную, на пять лет.

     В связи с целью работы были поставлены следующие задачи: сбор необходимой информации, проведение анализа внутренней и внешней среды, разработка стратегии развития предприятия, построение дерева решений по каждому году, принятие решения о проведении маркетингового исследования или отказе от его провидения, а также принятие решения о выпуске нового осветительного оборудования или о продолжении работы с действующим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность  управленческого  решения 

    Управленческое  решение - развернутый во времени логико-мыслительный процесс, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

       Управленческие решения занимают одно из центральных мест в теории управления. Считая организацию инструментом управления, многие специалисты теории управления, связывают ее деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией.

      Характеризуя полный цикл управленческой  деятельности, состоящий из выбора  цели, планирования, организации, координации, мотивации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, представлен в виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.

       Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс  включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

      В литературе существуют разнообразные  точки зрения на то, какие решения,  принимаемые человеком в организации,  считать управленческими. Некоторые  специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с работы и т.п. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

       Подготовка управленческих решений  в современных организациях нередко  отделена от функции их принятия  и предусматривает работу целого  коллектива специалистов. В теории  управления, как правило, управленческие  решения по важнейшим проблемам организации (фирмы) принимаются на высшем уровне. Однако в современных условиях рыночной экономики руководитель может создать для управления организацией команду профессионалов для принятия оптимальных управленческих решений.

      Управленческие решения имеют отличительные особенности. Прежде всего, это – цели. Субъект управления, будь то (индивид или группа) принимает решения исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации. Специалист, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей.

      В организации существует определенное  разделение труда: одни работники  (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

      В управлении организацией принятие  решений – гораздо более сложной,  ответственный и формализованный  процесс, требующей профессиональной  подготовки. Далеко не каждой сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

      Рассмотрев эти отличительные  особенности принятия решений  в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

       Управленческое решение – это  выбор альтернативы, осуществленный  руководителем  в рамках его  должностных полномочий и компетенции  и направленный на достижение  целей организации.

1.2 Формирование управленческих решений 

    Разработка  решения представляет собой совокупность последовательно повторяющихся  действий, которые складываются из отдельных этапов, процедур, операций.

      Процесс принятия решения при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. Тем не менее, имеется общее, характерное для процесса принятия решения, где бы он не осуществлялся. Этот тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решения, используемую в любой организации.

      Возможны разные способы представления процесса принятия решения, в основе которых лежат различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д.

      В рамках рациональной модели можно выделить следующие этапы:

    1.Диагностика  проблемы

    Проблема  – это ситуация, в которой поставленные ранее цели не достигнуты, т.е при  осуществлении контроля за достигнутыми результатами оказывается, что они  значительно хуже запланированных, соответственно, требуется принять определенные меры. Такой, достаточно естественный способ управления называется управлением по рассогласованию. Управление по рассогласованию является эффективным лишь при количественном, заранее хорошо предсказуемом развитии процесса.

    Проблема – это возникновение потенциальной неиспользуемой возможности. Такое управление называется управлением с упреждением и предназначено для случаев качественного развития системы, например, появления новых элементов, их свойств, связей и т.д. Разумеется, как это всегда бывает при появлении в процессе творческих моментов, такой подход не только сложнее, но и на порядок  дороже.

    Это, во-первых, означает, что в начале процессе разработки и принятия решения, исходя из особенностей рассматриваемого объекта и его окружения, необходимо принять относительно того, что в данном случае понимается  под проблемой. Кроме того, из данных определений понятия «проблема» видно, что они базируются на формулировке целей, которую можно назвать нулевым этапом процесса разработки и принятия решений.

     Определение, локализация проблемы обычно очень  сложны. При анализе практически  любого хозяйственного объекта проступает настоящий клубок из них. Требуется  найти корневую проблему, приведшую  ко всем остальным последствиям. Соответственно, основные меры по преодолению  негативных явлений будут направлены именно на ее преодоление.

     В связи со сложностью, диагностика  проблемы является процессом, состоящим  из ряда этапов:

     1.Осознание  и установление симптомов затруднений  или имеющихся неиспользуемых возможностей (например, низкие проблемы, большие издержки, конфликты и т.д.);

     2.Выявление  проблемы в общем виде, т.е.  причин возникновения проблемы;

     3.Сбор  и анализ внутренней и внешней  информации, привлечение консультантов.

  Важным требованием  становится отбор релевантной информации, т.е. данных, касающихся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени. Очевидно, что чем меньше объем информации, тем, как правило, хуже качество решений. Однако  рост привлекаемой информации приводит к резкому удорожанию всего процесса разработки и принятия решения.

     2. Формулировка ограничений и критериев  принятия решений

    Он  необходим при сопоставлении  различных вариантов решений  и выбора наилучшего из них.  Критерии оценки эффективности  решений должны иметь количественное выражение (физический смысл) и наиболее полно отражать результаты решений, быть простыми и конкретными.

       Управленческие решения должны  быть реалистичными и эффективными. Для того  чтобы решение было  реалистичным, необходимо, прежде всего, сформулировать имеющиеся ограничения. К ним могут относиться внутренние ресурсы фирмы (трудовые, денежные, технологические и т.д.), а также внешние ограничения (например, законы, уровень развития науки и техники, конкурентная ситуация на рынке сбыта и т.д.).

         Для того чтобы оценить качество  принимаемого решения, необходимо  разработать систему критериев,  по которым оно будет оцениваться.  Такие критерии, с одной стороны,  отражают имеющуюся систему целей,  а с другой, - некоторые собственные  характеристики решений.

    3. Определение альтернатив

 При принятии  решений устанавливается альтернатива, т.е. ситуация, в которой надлежит  произвести выбор одной из  нескольких исключающих друг  друга возможностей.

Информация о работе Разработка и принятие управленческих решений