Пути снижения себестоимости продукции (работ, услуг) (на примере ООО «Максимум»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определение путей снижения себестоимости продукции (работ, услуг) на примере ООО «Максимум».
Задачи работы:
рассмотреть экономическую сущность и принципы формирования себестоимости продукции;
выделить факторы, влияющие на себестоимость продукции и резервы ее снижения;
выявить назначение и задачи анализа себестоимости продукции и охарактеризовать систему показателей анализа себестоимости;
проанализировать себестоимость продукции ООО «Максимум»;
определить пути снижения себестоимости ООО «Максимум» и экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…….
3
1 Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции (работ, услуг) и возможные пути ее снижения ………………………………………………………………….


6
1.1 Экономическая сущность и принципы формирования себестоимости продукции ………………………………………….
6
1.2 Факторы, влияющие на себестоимость продукции и резервы ее снижения……………………………………………………………..
14
1.3 Анализ себестоимости продукции: сущность, задачи и система показателей…………………………………………………………..
23
1.4 Пути снижения себестоимости продукции (работ, услуг)……..… 26
Глава 2 Анализ себестоимости продукции ООО «Максимум» и выявление резервов по ее снижению……
33
2.1 Организационно-экономическая характеристика и анализ технико-экономических показателей ООО «Максимум»…………
33
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Максимум» …………………………………………………………
39
2.3 Анализ себестоимости продукции ООО «Максимум»……………. 50
Глава 3 Пути снижения себестоимости продукции
в ООО «Максимум»……………………………………………………..

56
3.1 Выявление резервов снижения себестоимости ООО «Максимум» 56
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий…… 59
Заключение……………………………………………………………….
61
Библиографический список………………………

Работа содержит 1 файл

себестоимость чисто.doc

— 727.50 Кб (Скачать)

   2) Система налогообложения предприятий. Любые изменения в налоговой системе – появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей и т.п. – определяют соответствующие изменения в характере финансовых результатов предприятия.

   3) Коммерческий риск. Ужесточение  конкурентной борьбы на рынке  продукции связанно в первую  очередь с ценовой конкуренцией, а также с агрессивной маркетинговой политикой других производителей. Правильно выбранная ценовая политика, оптимальное соотношение цены и качества продукции позволяет укрепить позиции предприятия на рынке продукции, тем самым снизить коммерческие риски.

         

     Рисунок 4 – Влияние факторов на деятельность предприятий 

   4) Технологический фактор. Появление  качественно новых технологий  в отрасли не предвидится. Решающим  условием снижения себестоимости  продукции служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

   5) Потребители. Ценовые решения  основываются на анализе потребительского  поведения, которые предполагают  изучение ценовой эластичности  спроса и сегментации потребителей.

   6) Конкуренты. В зависимости от  того, кто контролирует цены, различают  следующие виды конкурентных сред: - среда, контролируемая рынком – это среда отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг; среда, контролируемая предприятием – ограниченная конкуренция, различия в товарах и услугах. В этих условиях предприятиям относительно проще функционировать. И при высоких и при низких ценах предприятие находит покупателей. Выбор цены на этом виде среды зависит только от стратегии и целевого рынка.

   В системе внутренних факторов основную роль играют следующие:

   1) Жизненный цикл предприятия. Характер поступательного развития предприятия по стадиям жизненного цикла играет большую роль в прогнозировании объемов и видов его денежных потоков.

   2) Сезонность производства и реализации продукции. По источникам своего возникновения (сезонные условия производства, сезонные особенности спроса) этот фактор можно было бы отнести к числу внешних, однако технологический прогресс позволяет предприятию оказывать непосредственное воздействие на интенсивность его проявления.

   3) Амортизационная политика предприятия. Избранные предприятием методы амортизации основных средств, а также сроки амортизации нематериальных активов создают различную интенсивность амортизационных потоков, которые денежными средствами непосредственно не обслуживаются [32, с.148].

   Снижение  себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда  в расчете на единицу объема работ, а следовательно, уменьшается и  удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

   Традиционные  системы учета затрат дают весьма неточные данные, потому что, как правило, не учитывают структурные и функциональные факторы. В управленческом учете себестоимость является функцией только одного определяющего фактора – объема производства или предоставляемой услуги. В стратегическом управлении затратами стоимость зависит от многих взаимно влияющих друг на друга факторов [12, с.48].

   К структурным относятся следующие  факторы:

  • горизонтальная интеграция, связанная с масштабом производства,
  • вертикальная интеграция, определяющая диапазон производимой продукции или услуг,
  • корпоративный опыт,
  • используемые технологии,
  • сложность, определяемая широтой ассортимента изделий или услуг.

   В настоящее время анализ затрат движется в направлении функциональных факторов, т.к. выводы на основе структурных факторов быстро устаревают в динамично меняющемся пространстве современного бизнеса.

   Для предприятий, которые выпускают  многообразные продукты в рамках производственного ассортимента, точные реальные данные по затратам очень важны для определения цены продукции или услуги, их представления и продвижения на рынке, а также для принятия управленческих решений по ассортименту продукции и каналам распределения. 

   1.4 Пути снижения себестоимости продукции (работ, услуг) 

   В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят  свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

   Решающим  условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

   Серьезным резервом снижения себестоимости продукции  является расширение специализации  и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством  себестоимость продукции значительно  ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

   Снижение  себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

   Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

   В первом случае, когда изменяются нормы  выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

   Во  втором случае, когда установленные  нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

   С ростом объема выпуска продукции  прибыль предприятия увеличивается  не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем  при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

   Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости  продукции имеет соблюдение строжайшего  режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

   Материальные  затраты, как известно, в большинстве  отраслей промышленности занимают большой  удельный вес в структуре себестоимости  продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива  и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

   Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная  с их заготовки. Сырье и материалы  входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

   Основным  условием снижения затрат сырья и  материалов на производство единицы  продукции является улучшение конструкций  изделий и совершенствование  технологии производства, использование  прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

   Сокращение  затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость  продукции. Размер этих затрат на единицу  продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

   Резервы сокращения цеховых и общезаводских  расходов заключаются прежде всего  в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

   Сокращению  цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

   Значительные  резервы снижения себестоимости  заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

   Программа мероприятий, которые позволят добиться снижения расходов, включает несколько этапов.

   1. Сбор данных о структуре издержек  предприятия. 

   2. Анализ полученных данных об  издержках. 

   На  этом этапе прежде всего исследуются  изменения затрат во времени. Таким  образом можно изучить сезонность изменений, а также проанализировать влияние различных внешних и внутренних факторов на величину затрат (выявить корреляционные зависимости). Далее затраты ранжируются по величине. И наконец, необходимо определить степень управляемости издержек. Под управляемыми понимают затраты, на величину которых компания может в некоторой степени влиять (таблица 1).

Информация о работе Пути снижения себестоимости продукции (работ, услуг) (на примере ООО «Максимум»)