Пути снижения издержек производства и реализации продукции на примере предприятия ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является определение возможных путей совершенствования затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы издержек предприятия;
- провести анализ затрат производства;
- рассмотреть влияние различных факторов на затраты производства;
- определить пути снижения затрат в ОАО «Хлебокомбинат»

Содержание

Введение 5
Глава 1 Экономическое содержание издержек производства 7
1.1 Понятие издержек, затрат, их виды и взаимосвязь 7
1.2 Классификация издержек производства 12
1.3 Группировка затрат по статьям калькуляции, методы начисления калькуляции 12
Глава 2 Анализ издержек производства на предприятии ОАО «Хлебокомбинат» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хлебокомбинат» 22
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ОАО «Хлебокомбинат» 25
2.3 Анализ затрат на производство на предприятии ОАО «Хлебокомбинат» 38
Глава 3 Разработка рекомендаций по снижению издержек в ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск 41
3.1 Основные пути снижения издержек 41
3.2 Мероприятия по снижению издержек на ОАО «Хлебокомбинат» 41

Работа содержит 1 файл

Пути снижения издержек производства и реализации продукции.doc

— 913.50 Кб (Скачать)

     - прочие производственные расходы (гарантийное обслуживание и ремонт; представительские расходы; расходы на НИОКР и опытные работы, т.д.);

     - потери от брака; продукции на складах; на доставку продукции, рекламу и прочие, связанные со сбытом). [10]

     - коммерческие расходы (тара и  упаковка)

     Сумма первых 8 статей – неполная производственная себестоимость (цеховая); 11 статей –  производственная себестоимость (фабрично-заводская, себестоимость товарной продукции); 12 статей – себестоимость реализованной продукции.  

 

     ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО  «Хлебокомбинат»

 

     Как акционерное общество предприятие  существует с 1994 г. В настоящее время ОАО «Хлебокомбинат» входит в горизонтальный холдинг, с головным предприятием в г. Калуга. Является членом Гильдии пекарей и кондитеров России.

     ОАО "Хлебокомбинат" г. Обнинска входит в состав 5000 ведущих предприятий, имеющих статус "Лидер Российской Экономики".

     Юридический адрес ОАО «Хлебокомбинат»:

     249039, Калужская область, г. Обнинск,  ул. Курчатова, 51

     Уставной  капитал ОАО  «Хлебокомбинат» г. Обнинск составляет 1861300 акций номиналом 0,01.

     Количество  акционеров – 3.

     Органами  управления общества являются:

     - общее собрание акционеров;

     - генеральный директор (единоличный исполнительный орган).

     В подчинении директора находится  главный инженер занимающийся вопросами производства продукции. Главному инженеру непосредственно подчиняются механическая, технологическая и производственная служба. Так же главному инженеру подчиняются начальники следующих цехов, входящих в производственную службу:

     - начальник кондитерского цеха;

     - начальник цеха диетических и профилактических изделий;

     - начальник цеха хлебопечения.

     Организационная структура ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск приведена на рисунке 1.1

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.1 - Организационная структура ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск

     ОАО «Хлебокомбинат» имеет 5 производственных цехов, производительностью 10 тонн в сутки:

     - кондитерский цех;

     - хлебный цех;

     - цех штучных булочных изделий;

     - сухарно-бараночной цех;

     - цех диетических и профилактических изделий.

     ОАО «Хлебокомбинат» является одним из крупнейших производителей Калужской области, который поддерживает и приумножает традиции российского пекарского искусства, используя только натуральные компоненты. В ассортименте предприятия присутствует более 100 наименований хлебобулочной и кондитерской продукции. Ежедневно поставка продукции ОАО «Хлебокомбинат» осуществляется как в районы Калужской области, так и соседние области.

     Основным  видом деятельности ОАО «Хлебокомбинат» является производство и реализация хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий и прочих товаров народного потребления.

     Деятельность  предприятия осуществляется экономическими методами на основе договоров, заключенных  с потребителями продукции и  поставщиками материальных ресурсов.

     Для выполнения производственной программы предприятие заключает договора на поставку сырья с поставщиками.

     Основными постоянными поставщиками ОАО «Хлебокомбинат» являются:

     - ОАО «Московский дрожжевой завод»;

     - ОАО «Калужский мелькомбинат»;

     - ООО «Обнинский ХРУП»;

     - ООО «Калугагорторг»;

     - ЧП Смирнов А.С.

     Основными потребителями продукции ОАО "Хлебокомбинат" являются:

     - ООО «Виват»;

     - ООО «Леспромторг»;

     - ООО «Евромарка» и частные  предприниматели, такие как Гайдук  А.В., Васильев В.В., Кренделева Р.С., Казаков И.М. и др.

     Конкурентами ОАО "Хлебокомбинат" являются пекарни: «Армянский хлеб», «Дока-пицца», Обнинское райпо, ОАО «Калугахлеб»,  ОАО «Тулахлеб».

 

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ОАО «Хлебокомбинат»

 

     Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать набором экономических и технических ресурсов. Для того чтобы изучить уровень оснащенности предприятия такими ресурсами необходимо рассчитать и проанализировать основные технико-экономические показатели.

     Анализ технико-экономических показателей предприятия ОАО «Хлебокомбинат» представлен в таблице 2.1.

     По  данным таблицы 2.1 в результате оценки технико-экономических показателей  ОАО «Хлебокомбинат» наблюдаются следующие изменения: производственная мощность предприятия не изменилась по своей величине на протяжении 2007-2009г.г. Это объясняется в отсутствии у предприятия как достаточно определенной долговременной перспективы, так и финансовых средств, требуемых для его дальнейшего производственно-технического развития.

     Выпуск  продукции в натуральном выражении  в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличился на 292 т., и в 2009г. увеличился на 292 т., что свидетельствует о нестабильности выпуска продукции.

     Коэффициент использования производственной мощности колеблется в пределах 0,48 - 0,52. Такое использование производственных мощностей в настоящих условиях, когда предприятие имеет постоянный, непрерывный характер работы, следует признать положительным.

     Показатель  товарной продукции в сравнении  с показателем выпуска продукции в натуральном выражении позволяет проследить динамику инфляционных процессов, а в сочетании с показателем реализованной продукции оценить следование предприятия тенденциям спроса и предложения на потребительском рынке. В ОАО «Хлебокомбинат» наблюдается тенденция увеличения товарной продукции в 2008г. по сравнению с 2007г. на 8406 тыс.руб. и увеличение в 2009г. по сравнению с 2008г. на 286 тыс.руб.

     Таблица 2.1 – Анализ основных технико-экономических  показателей ОАО «Хлебокомбинат» за 2007-2009г.г.

Показатели 2007г. 2008г. 2009г. Отклонение  в абсолютном выражении 2008г. к 2007г. Отклонение  в абсолютном выражении 2009г. к 2008г.
1.Производственная  мощность, т. 14600 14600 14600 - -
2.Выпуск  продукции в натуральном выражении,  т. 7008 7300 7592 +292 +292
3.Коэффициент  использования производственной  мощности 0,48 0,50 0,52 +0,02 +0,02
4.Товарная  продукция, тыс.руб. 28698 37104 37390 +8406 +286
5.Реализованная  продукция, тыс.руб. 28698 37104 37390 +8406 +286
6.Стоимость  основных производственных фондов, тыс.руб. 7615 8682 9789 +1067 +1107
7.Фондоотдача,  руб. 3,77 4,27 3,82 +0,50 -0,45
8.Численность  промышленно-производственного персонала,  чел. 135 142 142 +7 -
9.Производительностьтруда,  тыс.руб. 212,58 261,30 263,31 +48,52 +2,014
10.Среднемесячная  оплата труда, руб. 5056,17 5816,31 6403,17 +760,14 +586,86
11.Полная  себестоимость товарной продукции,  тыс.руб. 25692 33648 33120 +7956 -528
12.Прибыль  (убыток) от реализации (продаж) продукции,  тыс.руб. 3006 3456 4270 +450 +814
13.Прибыль  (убыток) до налогообложения, тыс.руб. 2228 2390 2952 +162 +562
14.Затраты  на рубль реализованной (проданной)  продукции, руб. 0,90 0,91 0,89 +0,01 -0,02
15.Рентабельность  продукции в целом, % 11,7 10,3 12,9 -1,4 +2,6
 

     Причиной  увеличения товарной продукции является рост цен на продукцию. При этом динамика показателя реализованной продукции повторяет динамику показателя товарной продукции, то есть в 2008г. произошло увеличение продукции на 8406 тыс.руб., а в 2009г. на 286 тыс.руб. Показатель стоимости основных производственных фондов предприятия в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличился на 1067 тыс.руб., в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличился на 1107 тыс.руб. Основной причиной увеличения показателей стоимости основных производственных фондов является приобретение основных фондов непроизводственного назначения. Предприятием были приобретены два грузовых автомобиля для доставки готовой продукции по магазинам.

     Показатель  фондоотдачи увеличился в 2008г. по сравнению с 2007г. на 0,50 руб. за счет повышения товарной продукции, а в 2009г. по сравнению с 2008г. уменьшился на 0,45 руб.

     Показатель  численности промышленно-производственного  персонала позволяет оценить  наличный кадровый потенциал предприятия. В ОАО «Хлебокомбинат» численность персонала в 2007г. составила 135 чел., а в 2008г. увеличилась на 7 чел. и составила 142 чел., в 2009г. численность на предприятии не изменилась по сравнению с 2008г.. Это свидетельствует о том, что на предприятии не меняются объемы хозяйственной деятельности и выполняются свойственной им регулирующей функции по отношению к численности занятых работников.

     Показатель  реализованной продукции в расчете  на одного работника – производительность труда в 2008г. увеличивается на 48,7 тыс.руб. по сравнению с 2007г., причиной увеличения является значительный рост товарной продукции, в 2009г. наблюдается увеличение показателя на 2,01 тыс.руб., то есть производительность труда в 2009г. увеличивается незначительно по сравнению с 2008г., причиной этого явилось увеличение товарной продукции небольшими темпами, а численность работников практически не изменилась.

     Среднемесячная  оплата труда на протяжении 2007-2009г.г. имеет динамику увеличения, в 2008г. она увеличилась на 760,14 тыс.руб., в 2009г. по сравнению с 2008г. – на 586,86 тыс.руб., что свидетельствует о финансовом оздоровлении предприятия. Причиной увеличения среднемесячной оплаты труда является повышение цен на потребительском рынке, в результате инфляционных процессов повышается уровень оплаты труда.

     Показатель  полной себестоимости товарной продукции  отражает затраты предприятия, связанные с его основной производственной деятельностью, указывает на его товарную направленность. За период с 2007г. по 2008г. происходит возрастание себестоимости товарной продукции на 7956 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. происходит уменьшение на 528 тыс.руб., причиной увеличения себестоимости в 2008г. является рост товарной продукции, то есть товарная продукция имеет аналогичную тенденцию увеличения.

     Показатель  прибыли от реализации продукции  в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличивается на 450 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличилась на 814 тыс.руб. Это связано с увеличением выручки от продажи продукции.

     Прибыль до налогообложения, также как и  прибыль от реализации, на протяжении 2007-2009г.г. имеет динамику увеличения, в 2008г. она увеличилась на 162 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. на 562 тыс.руб., при этом прибыль до налогообложения меньше прибыли от продаж. Это вызвано тем, что предприятие имеет большие операционные и внереализационные расходы, проценты к уплате.

     В рассматриваемом периоде затраты  на рубль реализованной продукции  имеют нестабильный показатель, если в 2007г. затраты составляют 0,90 тыс.руб., то в 2008г. они увеличиваются на 0,01 тыс.руб., а в 2009г. опять снижаются до 0,89 тыс.руб. Увеличение затрат на рубль реализованной продукции в 2008г. вызвано увеличением себестоимости товарной продукции. Причиной снижения затрат на рубль реализованной продукции в 2009г. является то, что помимо увеличения себестоимости товарной продукции значительно возрастает реализованная продукция.

     Завершая  обобщенную оценку, акцентируем внимание на том, что рентабельность продукции  в целом – это итоговый показатель, характеризующий результативность производственной деятельности пищевого предприятия. Показатель рентабельности в ОАО «Хлебокомбинат» в 2008г. по сравнению с 2007г. уменьшился на 1,4 %, а в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличился на 2,6 %.

     Финансовый  результат деятельности предприятия  выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. [17]. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

     Для оценки финансового состояния предприятия  ОАО «Хлебокомбинат» проанализируем финансовые результаты его хозяйственной деятельности за 2007-2009г.г. Для анализа используем данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007-2009г.г. (приложения Г, Д, Ж).

     Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «Хлебокомбинат» представлен в таблице 2.2.

     Из  таблицы 2.2. следует, что на предприятии  ОАО «Хлебокомбинат» показатель чистой прибыли в 2008г. имеет тенденцию к увеличению по сравнению с 2007г. на 43 тыс.руб., а в 2009г. показатель увеличился на 225 тыс.руб. по сравнению с 2008г. Это связано с динамикой увеличения прибыли до налогообложения в 2008г. на 162 тыс.руб. по сравнению с 2007г. и увеличением прибыли до налогообложения в 2009г. по сравнению с 2008г. на 562 тыс.руб.

Информация о работе Пути снижения издержек производства и реализации продукции на примере предприятия ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск