Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа
Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
Рентабельность (буквально — доходность, прибыльность; от немецкого
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические основы рентабельности и прибыли предприятия……….4
1.1 Понятие и сущность прибыли предприятия ……………………….4
1.2 Понятие и сущность рентабельности предприятия………………..6
1.3 Пути увеличения прибыли и рентабельности предприятия………..7
2 Аналитическая часть на примере ООО «Астарта» сеть магазинов «Швейный клуб»………………………………………………………………...10
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………10
2.2Анализ динамики прибыли…………………………………………….11
2.3 Анализ динамики рентабельности……………………………………19
2.4 Выводы по аналитической части……………………………………..30
3 Проектная часть………………………………………………………….….31
3.1 Описание предлагаемых мероприятий……………………………….31
3.2 Расчет затрат на реализацию предлагаемых мероприятий……….....33
3.3 Расчет эффективности мероприятий………………………………….35
Заключение ………………………………………………………………………45
Список использованных источников…………
Для оценки факторов, влияющих на изменение рентабельности активов, используются данные таблицы 4.
Таблица 4 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности активов ООО «Астарта»
Показатели |
За 2009 год |
За 2010 год |
За 2011 год |
А |
1 |
2 |
3 |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб. |
58655 |
57800 |
54190 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
8620 |
9350 |
10170 |
Стоимость активов, тыс. руб. |
45530 |
48710 |
57620 |
Коэффициент оборачиваемости активов (1/3) |
1,3024 |
1,1866 |
0,9405 |
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения (2/1*100%) |
14,54 |
16,17 |
18,76 |
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения (2/3*100%) |
18,93 |
19,19 |
17,65 |
Как видно из данных таблицы 4, рентабельность активов уменьшилась по сравнению с 2009 годом на 1,28% и по сравнению с 2010 годом на 1,54%. Это произошло в результате воздействия двух факторов: изменения рентабельности продаж и оборачиваемости активов предприятия.
С помощью метода цепных подстановок определим влияние изменения факторов на рентабельность активов.
Влияние изменения рентабельности продаж:
Dk(kp) = (kp 1* kа о) – (kp 0 * kа о) = +2,59 *1,3024 = +3,37
Влияние изменения оборачиваемости активов:
Dk(kа) = (kp 1* kа 1) – (kp 1 * kа о) = 18,76*(-0,3619)= -6,79
Общая сумма влияния двух факторов составляет: 3,37+(-6,79)=-3,42%
Таким образом, увеличение прибыли на рубль продаж способствовало повышению уровня рентабельности активов на 3,37%. Тогда как, замедление скорости оборачиваемости активов привело к снижению рентабельности активов на 6,79%.
Финансовая рентабельность характеризует
эффективность инвестиций собственников
предприятия, которые предоставляют
предприятию ресурсы или
k = Р/ СК ,
где: k – финансовая рентабельность;
Р – чистая прибыль;
СК – средняя стоимость
При расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться как средняя за период величина, так как в течение года собственный капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.
Анализ финансовой рентабельности можно провести по данным, приведенным в таблице 5.
Таблица 5 – Динамика финансовой рентабельности предприятия
Показатели |
За 2009 год |
За 2010 год |
За 2011 год |
А |
1 |
2 |
3 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
6874 |
7106 |
7729 |
Собственный капитал, тыс. руб. |
33520 |
37470 |
44010 |
Финансовая рентабельность (1/2*100%) |
20,51 |
18,96 |
17,56 |
Данные таблицы 5 показывают, что финансовая рентабельность предприятия снизилась в отчетном году на 2,95% по сравнению с 2009 годом.
Для определения влияния факторов на динамику финансовой рентабельности воспользуемся исходной формулой расчета данного показателя:
k = Р/ СК.
Элементы данной формулы разделим на показатель выручка от продажи (N), получим факторную зависимость:
k = Р / N * N / СК = kp* kск ,
где: k – финансовая рентабельность;
Р/N (kp) – рентабельность продаж;
N/СК (kск) – оборачиваемость собственных вложений (капиталоотдача).
Финансовая рентабельность зависит от двух факторов: изменения рентабельности продаж и оборачиваемости собственных вложений.
Исходные данные для расчета факторов, воздействующих на уровень финансовой рентабельности, представлены в таблице 6.
Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что финансовая рентабельность снизилась в отчетном году по сравнению с предыдущим на 2,95% и составила 17,56%, то есть было получено 17,56 копеек чистой прибыли с одного рубля собственного капитала.
Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа финансовой рентабельности ООО «Астарта» (двухфакторная модель)
Показатели |
За 2009 год |
За 2010 год |
За 2011 год |
А |
1 |
2 |
3 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
6874 |
7106 |
7729 |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб. |
58655 |
57800 |
54190 |
Собственный капитал, тыс. руб. |
33520 |
37470 |
44010 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли (1/2*100%) |
11,72 |
12,29 |
14,26 |
Коэффициент капиталоотдачи (2/3) |
1,7499 |
1,5425 |
1,2313 |
Финансовая рентабельность (1/3*100%) |
20,51 |
18,96 |
17,56 |
Изменение уровня финансовой рентабельности произошло в результате воздействия следующих факторов.
Влияние рентабельности продаж:
Dk(kp)= (kp1* kск0) – (kp0* kск0)= +2,54*1,7499=+4,45
Влияние уровня капиталоотдачи:
Dk(kск)= (kp1* kск1) – (kp1* kск0)= -0,5186*14,26 = -7,4
Общая сумма влияния двух факторов составляет: +4,45+(-7,4)=-2,95%
Таким образом, увеличение прибыли на рубль продаж способствовало повышению уровня финансовой рентабельности на 4,45%. Тогда как, снижение уровня капиталоотдачи привело к понижению уровня финансовой рентабельности на 7,4%.
Трехфакторную модель анализа финансовой рентабельности можно представить с помощью, так называемой формулы Дюпона, которая имеет следующий вид:
k = Р / N * N / К * К / СК = kp* kа * kк
,
где: k – финансовая рентабельность;
Р/N (kp) – рентабельность продаж;
N/К (kа) – оборачиваемость активов (ресурсоотдача);
К/СК(kк) – структура авансированного капитала.
Используя метод цепных подстановок можно определить степень влияния трех факторов на уровень финансовой рентабельности предприятия:
- рентабельности продаж;
- ресурсоотдачи;
- структуры авансированного
Данные для факторного анализа финансовой рентабельности предприятия представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Исходные данные для факторного анализа финансовой рентабельности ООО «Астарта» (трехфакторная модель Дюпона)
Показатели |
За 2009 год |
За 2010 год |
За 2011 год |
А |
1 |
2 |
3 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
6874 |
7106 |
7729 |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб. |
58655 |
57800 |
54190 |
Стоимость активов, тыс. руб. |
45530 |
48710 |
57620 |
Собственный капитал, тыс. руб. |
33520 |
37470 |
44010 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли (1/2*100%) |
11,72 |
12,29 |
14,26 |
Коэффициент оборачиваемости активов или ресурсоотдача (2/3) |
1,2883 |
1,1866 |
0,9405 |
Коэффициент характеризующий
структуру авансированного |
1,3583 |
1,2999 |
1,3092 |
Финансовая рентабельность (1/3*100%) |
15,10 |
18,96 |
17,56 |
Снижение уровня финансовой рентабельности произошло в результате воздействия следующих факторов:
Влияние изменения рентабельности продаж:
Dk(kp)= (kp1* kа0 * kк0) – (kp0 * kа0 * kк0) = +2,54*1,3024*1,3421=+4,44
Влияние изменения ресурсоотдачи:
Dk(kа)= (kp1* kа1 * kк0) – (kp1 * kа 0 * kк0)= 14,26 *(-0,3619)*1,3421=- 6,93
Влияние изменения структуры
Dk(kк)= (kp1* kа1 * kк1) – (kp1 * kа1 * kк0) = 14,26*0,9405*(-0,0491)=-0,66
Данные факторного анализа свидетельствуют о том, что снижение уровня финансовой рентабельности в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 2,95% обусловлено замедлением скорости оборачиваемости активов предприятия.
Следует отметить, что значения рассмотренных
факторов и их динамика во многом зависят
от отраслевой специфики и финансово-
2.4 Выводы по аналитической части
В результате проведенного анализа
прибыли и рентабельности предприятия
можно сделать следующие
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются:
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости продукции.
Информация о работе Пути повышения прибыли и увеличения рентабельности производства на предприятии