Пути повышения прибыли и увеличения рентабельности производства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
Рентабельность (буквально — доходность, прибыльность; от немецкого

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические основы рентабельности и прибыли предприятия……….4
1.1 Понятие и сущность прибыли предприятия ……………………….4
1.2 Понятие и сущность рентабельности предприятия………………..6
1.3 Пути увеличения прибыли и рентабельности предприятия………..7
2 Аналитическая часть на примере ООО «Астарта» сеть магазинов «Швейный клуб»………………………………………………………………...10
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………10
2.2Анализ динамики прибыли…………………………………………….11
2.3 Анализ динамики рентабельности……………………………………19
2.4 Выводы по аналитической части……………………………………..30
3 Проектная часть………………………………………………………….….31
3.1 Описание предлагаемых мероприятий……………………………….31
3.2 Расчет затрат на реализацию предлагаемых мероприятий……….....33
3.3 Расчет эффективности мероприятий………………………………….35
Заключение ………………………………………………………………………45
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

Содержание МОЙ КУРСАЧ!!!!!!!.docx

— 87.67 Кб (Скачать)

Для оценки факторов, влияющих на изменение  рентабельности активов, используются данные таблицы 4.

Таблица 4 – Исходные данные для  факторного анализа рентабельности активов ООО «Астарта»

Показатели

За 2009 год

За 2010 год

За 2011 год

А

1

2

3

Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб.

58655

57800

54190

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

8620

9350

10170

Стоимость активов, тыс. руб.

45530

48710

57620

Коэффициент оборачиваемости  активов (1/3)

1,3024

1,1866

0,9405

Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения (2/1*100%)

14,54

16,17

18,76

Рентабельность активов  по прибыли до налогообложения (2/3*100%)

18,93

19,19

17,65


 

Как видно из данных таблицы 4, рентабельность активов уменьшилась по сравнению  с 2009 годом на 1,28% и по сравнению с 2010 годом на 1,54%. Это произошло в результате воздействия двух факторов: изменения рентабельности продаж и оборачиваемости активов предприятия.

С помощью метода цепных подстановок  определим влияние изменения  факторов на рентабельность активов.

Влияние изменения рентабельности продаж:

Dk(kp) = (kp 1* kа о) – (kp 0 * kа о) = +2,59 *1,3024 = +3,37

Влияние изменения оборачиваемости  активов:

Dk(kа) = (kp 1* kа 1) – (kp 1 * kа о) = 18,76*(-0,3619)= -6,79

Общая сумма влияния двух факторов составляет: 3,37+(-6,79)=-3,42%

Таким образом, увеличение прибыли  на рубль продаж способствовало повышению  уровня рентабельности активов на 3,37%. Тогда как, замедление скорости оборачиваемости активов привело к снижению рентабельности активов на 6,79%.

Финансовая рентабельность характеризует  эффективность инвестиций собственников  предприятия, которые предоставляют  предприятию ресурсы или оставляют  в его распоряжении всю или  часть принадлежащей им прибыли. В самом общем виде финансовая рентабельность определяется по формуле:

k = Р/ СК ,                                                                                                    (5)

где: k – финансовая рентабельность;

Р – чистая прибыль;

СК – средняя стоимость собственного капитала.

При расчетах рентабельности стоимость  собственного капитала должна рассчитываться как средняя за период величина, так как в течение года собственный  капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или  за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.

Анализ финансовой рентабельности можно провести по данным, приведенным  в таблице 5.

Таблица 5 – Динамика финансовой рентабельности предприятия

Показатели

За 2009 год

За 2010 год

За 2011 год

А

1

2

3

Чистая прибыль, тыс. руб.

6874

7106

7729

Собственный капитал, тыс. руб.

33520

37470

44010

Финансовая рентабельность (1/2*100%)

20,51

18,96

17,56


 

Данные таблицы 5 показывают, что  финансовая рентабельность предприятия  снизилась в отчетном году на 2,95% по сравнению с 2009 годом.

Для определения влияния факторов на динамику финансовой рентабельности воспользуемся исходной формулой расчета  данного показателя:

k = Р/ СК.                                                                                                (6)

Элементы данной формулы разделим на показатель выручка от продажи (N), получим факторную зависимость:

k = Р / N * N / СК = kp* kск ,                                                                   (7)

где: k – финансовая рентабельность;

Р/N (kp) – рентабельность продаж;

N/СК (kск) – оборачиваемость собственных  вложений (капиталоотдача).

Финансовая рентабельность зависит  от двух факторов: изменения рентабельности продаж и оборачиваемости собственных  вложений.

Исходные данные для расчета  факторов, воздействующих на уровень  финансовой рентабельности, представлены в таблице 6.

Данные таблицы 5 свидетельствуют  о том, что финансовая рентабельность снизилась в отчетном году по сравнению  с предыдущим на 2,95% и составила 17,56%, то есть было получено 17,56 копеек чистой прибыли с одного рубля собственного капитала.

Таблица 6 – Исходные данные для  факторного анализа финансовой рентабельности ООО «Астарта» (двухфакторная модель)

Показатели

За 2009 год

За 2010 год

За 2011 год

А

1

2

3

Чистая прибыль, тыс. руб.

6874

7106

7729

Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб.

58655

57800

54190

Собственный капитал, тыс. руб.

33520

37470

44010

Рентабельность продаж по чистой прибыли (1/2*100%)

11,72

12,29

14,26

Коэффициент капиталоотдачи (2/3)

1,7499

1,5425

1,2313

Финансовая рентабельность (1/3*100%)

20,51

18,96

17,56


 

Изменение уровня финансовой рентабельности произошло в результате воздействия  следующих факторов.

Влияние рентабельности продаж:

Dk(kp)= (kp1* kск0) – (kp0* kск0)= +2,54*1,7499=+4,45

Влияние уровня капиталоотдачи:

Dk(kск)= (kp1* kск1) – (kp1* kск0)= -0,5186*14,26 = -7,4

Общая сумма влияния двух факторов составляет: +4,45+(-7,4)=-2,95%

Таким образом, увеличение прибыли  на рубль продаж способствовало повышению  уровня финансовой рентабельности на 4,45%. Тогда как, снижение уровня капиталоотдачи привело к понижению уровня финансовой рентабельности на 7,4%.

Трехфакторную модель анализа финансовой рентабельности можно представить  с помощью, так называемой формулы  Дюпона, которая имеет следующий  вид:

k = Р / N * N / К * К / СК = kp* kа * kк  ,                                                   (8)

где: k – финансовая рентабельность;

Р/N (kp) – рентабельность продаж;

N/К (kа) – оборачиваемость  активов (ресурсоотдача);

К/СК(kк) – структура авансированного  капитала.

Используя метод цепных подстановок  можно определить степень влияния  трех факторов на уровень финансовой рентабельности предприятия:

- рентабельности продаж;

- ресурсоотдачи;

- структуры авансированного капитала.

Данные для факторного анализа  финансовой рентабельности предприятия  представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Исходные данные для факторного анализа финансовой рентабельности ООО «Астарта» (трехфакторная модель Дюпона)

Показатели

За 2009 год

За 2010 год

За 2011 год

А

1

2

3

Чистая прибыль, тыс. руб.

6874

7106

7729

Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб.

58655

57800

54190

Стоимость активов, тыс. руб.

45530

48710

57620

Собственный капитал, тыс. руб.

33520

37470

44010

Рентабельность продаж по чистой прибыли (1/2*100%)

11,72

12,29

14,26

Коэффициент оборачиваемости  активов или ресурсоотдача (2/3)

1,2883

1,1866

0,9405

Коэффициент характеризующий  структуру авансированного капитала (3/4)

1,3583

1,2999

1,3092

Финансовая рентабельность (1/3*100%)

15,10

18,96

17,56


Снижение уровня финансовой рентабельности произошло в результате воздействия  следующих факторов:

Влияние изменения рентабельности продаж:

Dk(kp)= (kp1* kа0 * kк0) – (kp0 * kа0 * kк0) = +2,54*1,3024*1,3421=+4,44

Влияние изменения ресурсоотдачи:

Dk(kа)= (kp1* kа1 * kк0) – (kp1 * kа 0 * kк0)= 14,26 *(-0,3619)*1,3421=- 6,93

Влияние изменения структуры авансированного  капитала:

Dk(kк)= (kp1* kа1 * kк1) – (kp1 * kа1 * kк0) = 14,26*0,9405*(-0,0491)=-0,66

Данные факторного анализа свидетельствуют  о том, что снижение уровня финансовой рентабельности в 2011 году по сравнению  с 2009 годом на 2,95% обусловлено замедлением скорости оборачиваемости активов предприятия.

Следует отметить, что значения рассмотренных  факторов и их динамика во многом зависят  от отраслевой специфики и финансово-хозяйственных  условий. Так, в высокотехнологичных  отраслях, отличающихся капиталоемкостью, показатель ресурсоотдачи может  иметь относительно невысокое значение. Напротив, показатель рентабельности продаж будет относительно высоким. Высокий уровень коэффициента, характеризующего структуру авансированного капитала, могут позволить себе предприятия, выпускающие конкурентоспособную  продукцию, что обеспечивает стабильное поступление денежных средств. Следовательно, предприятие может регулировать влияние того или иного фактора  на уровень финансовой рентабельности.

 

 

 

 

2.4 Выводы по аналитической  части

 

В результате проведенного анализа  прибыли и рентабельности предприятия  можно сделать следующие выводы:

  1. Чистая прибыль составляет значительный процент от совокупной стоимости активов организации (13,41% за 2011 год);
  2. Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет прибыль от продажи продукции (90,2% за 2011 год;
  3. В составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности;
  4. Данные факторного анализа свидетельствуют о том, что снижение уровня финансовой рентабельности в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 2,95% обусловлено замедлением скорости оборачиваемости активов предприятия.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются:

  1. Увеличение объема реализации продукции;
  2. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации;
  3. Снижение себестоимости продукции;
  4. Повышение качества продукции;
  5. Реализация продукции на более выгодных рынках сбыта;
  6. Сокращение остатков нереализованной продукции.

Основными источниками резервов повышения  уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости  продукции.

Информация о работе Пути повышения прибыли и увеличения рентабельности производства на предприятии