Пути повышения экономической эффективности производства и реализации продукции растениеводства

Автор: s***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретико-методологические основы экономической эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
2.дать краткую организационно-экономическую характеристику хозяйства, определить его возможности для сельскохозяйственного производства;
3. провести анализ производства и реализации продукции растениеводства;
4. выявить основные проблемы в области производства и реализации продукции растениеводства на предприятии;
5. предложить мероприятия по совершенствованию организационно-производственной структуры предприятия и повышению эффективности производства и реализации продукции растениеводства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект экономической эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции 5
1.1.Понятие, виды и критерии эффективности производства 5
1.2. Показатели и методика определения экономической эффективности производства 8
1.3. Показатели эффективности реализации сельскохозяйственной продукции 12
Глава 2. Современное состояние производства сельскохозяйственной продукции в ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Уралец» 17
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика 17
2.1.1.Место положения и специализация 17
2.1.2. Земельные ресурсы и эффективность их использования 22
2.1.3.Производственные ресурсы и эффективность их использования 26
2.1.4. Трудовые ресурсы и эффективность их использования 36
2.1.5. Основные финансовые результаты 40
2.2.Эффективность производства продукции растениеводства 43
2.3.Эффективность реализации 49
Глава 3. Пути повышения экономической эффективности производства и реализации продукции растениеводства 52
Заключение 57
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 139.08 Кб (Скачать)

     Снижение  производства овощей открытого грунта на 2667 ц за два года не привело  к снижению трудоемкости. Напротив затраты труда на 1 ц возросли с 0,78 до 1,66 чел.-час, поскольку урожайность  данного вида продукции значительно  уменьшилась за рассматриваемый  период.

     Важнейший показатель экономической эффективности  сельскохозяйственного производства - себестоимость продукции. Себестоимость - это сумма затрат на производимую продукцию и на реализацию. Себестоимость  продукции является экономическим  показателем деятельности предприятия. В нем отражаются все стороны  хозяйственной деятельности и выявляются результаты использования всех производственных ресурсов.

Таблица 13. Структура себестоимости производства 1ц зерна в учхозе "Уралец"
Статьи  затрат 2008 год 2009 год
затраты всего, тыс. руб. структура затрат, % затраты на 1ц, руб. затраты всего, тыс. руб. структура затрат, % затраты на 1ц, руб.
  Оплата труда с начислениями 1794 10,6 50,8 2460 12,1 60,2
  Семена и посадочный материал 2450 14,5 69,5 2567 12,6 62,6
  Удобрения минеральные и органические 2609 15,5 74,3 2841 14,0 69,1
  Затраты на содержание основных  средств 3420 20,3 967,0 3420 16,8 83,5
Прочие  затраты 3206 19,0 91,0 5197 25,6 127,3
Химические  средства 1279 7,6 36,4 1342 6,6 40,8
Электроэнергия 482 2,9 13,9 829 4,1 20,4
Нефтепродукты 1644 9,7 46,5 1663 8,2 32,8
ВСЕГО ЗАТРАТ 16884 100,0 479,1 20319 100,0 479,1
 

     Основной  удельный вес в себестоимости  зерна занимают затраты на заработную плату, на содержание основных средств, на семена и посадочный материал. Кроме  того, в 2009 году по сравнению с 2008 годом  наблюдаются значительные изменения  в структуре себестоимости зерна. Общие затраты на производство зерновых культур в период с 2008 по 2009 гг. возросли на 3435 тыс. руб. Увеличении производственной себестоимости продукции связано  с возрастанием по всем статьям затрат, кроме затрат на содержание основных средств, которые остались неизменными.

     Отчисления  на оплату труда к 2009 г. возросли на 666 тыс. руб. это связано с увеличением  численности работников. Также произошло  незначительное увеличение затрат на семена и посадочный материал, этот показатель изменился на 117 тыс. руб. В связи с сильным удорожанием  цен на электроэнергию затраты по этой статье возросли на 347 тыс. руб.

Таблица 14. Структура себестоимости производства 1ц картофеля в учхозе "Уралец"
Статьи  затрат 2008 год 2009 год
затраты всего, тыс. руб. структура затрат, % затраты на 1ц, руб. затраты всего, тыс. руб. структура затрат, % затраты на 1ц, руб.
  Оплата труда с начислениями 606 8,8 27,90 653 11,8 29,33
  Семена и посадочный материал 1300 18,9 59,95 1166 21,2 52,70
  Удобрения минеральные и органические 836 12,1 38,38 731 13,3 33,06
Затраты на содержание основных средств 705 10,2 32,35 503 9,1 22,62
  Прочие затраты 2211 32,1 101,82 1182 21,4 53,20
Химические средства 408 5,9 18,47 242 4,4 10,93
Электроэнергия 325 4,7 14,90 752 13,6 33,81
Нефтепродукты 495 7,2 22,83 282 5,1 12,67
ВСЕГО ЗАТРАТ 6886 100,0 317,21 5511 100,0 248,61
 

     Анализируя  таблицу, можно прийти к выводу, что  себестоимость производства картофеля  за два года уменьшилась с 6886 тыс. руб. в 2008 году до 5511 тыс.руб. в 2009 году. Причем затраты на производство приходятся в большей степени на семена и посадочный материал, удобрения минеральные и органические, прочие затраты. Затраты на семена и посадочный материал в 2008 году составляли 1300 тыс.руб., в 2009 году – 1166 тыс.руб., т.е. они уменьшились на 134 тыс.руб. Затраты на удобрения минеральные и органические за два года снизились  на 105 тыс. руб. Также происходит снижение прочих затрат на 1029 тыс. руб.

     Однако  происходит значительный рост затрат на электроэнергию с 325 тыс.руб. в 2008 году до 752 тыс.руб. в 2009г. Это связано с  увеличением цен на электроэнергию. Также увеличились затраты на оплату труда с начислениями на 47 тыс.руб. за 2008-2009гг.

     Рассмотрим  товарность продукции растениеводства.

     Таблица 15.Товарность продукции растениеводства

Вид продукции 2008 г. 2009 г Изменения +, -
произведено, ц реализовано, ц % товарности произведено, ц реализовано, ц % товарности произведено, ц реализовано, ц
Зерно 3503,6 531,3 15 4046,5 193,5 5 542,9 -337,8
Картофель 2170,8 790,8 36 2216,7 1357,7 61 45,9 566,9
Овощи открытого грунта 386,6 130,7 34 119,9 55,9 47 -266,7 -74,8
 

     Если  сравнить уровень товарности зерна  за два года, то прослеживается ее сокращение с 15% в 2008 году до 5 % в 2009 году. Причиной этому могло стать то, что хозяйство оставило часть продукции в качестве семенного материала.

     В 2008 году уровень товарности картофеля  был низким, он составлял 36%. Однако в 2009 году уровень товарности увеличился почти вдвое и теперь он составляет 61%. Это связано с ростом цен  на рынке на данную продукцию в отчетном году.

     Производство  овощей открытого грунта и их реализация за 2008-2009 гг. существенно сократились  соответственно на 266,7 т и 74,8 т, поскольку  их урожайность за два года резко  сократилась в два раза. Такой  низкий уровень товарности связан с  тем, что большая часть продукции  является нестандартной.

     На  изменение уровня товарности влияют различные факторы: объем произведенной  валовой продукции, объем государственного заказа, внутрихозяйственные потребности  в отдельных видах продукции. 

2.3.Эффективность  реализации

 

Рассмотрим результаты реализации хозяйства за два года.

Таблица 16. Результаты реализации в 2008 году

Продукция Продано в натуре, ц Полная  себестоимость, тыс.руб Выручка от реализации, тыс.руб. Прибыль(+), убыток(-), тыс.руб. Цена  реализации, руб. Коммерческая  себестоимость, руб. Уровень рентабельности, %
без дотаций сумма дотаций всего с дотацией без дотаций с дотацией без дотации с дотацией без дотаций с дотацией
Зерно 5313 4036 6840 30 6870 2804 2834 1287 1293,1 759,6 69,5 70,2
Картофель 7908 3900 5790 18 5808 1890 1908 732 734,4 493,2 48,5 48,9
Овощи открытого грунта 1307 541 578   578 37 37 442 442,2 413,9 6,8 6,8
Прочая  продукция растениеводства Х 151 157   157 6 6       4,0 4,0
итого Х 8628 13365 48 13413 4737 4785       54,9 55,5
 

     Таблица 17. Результаты реализации в 2009 году 

Продукция Продано в натур, ц Полная  себестоимость, тыс.руб Выручка от реализации, тыс.руб. Прибыль(+), убыток(-), тыс.руб. Цена  реализации, руб. Коммерческая  себестоимость, руб. Уровень рентабельности, %
без дотаций сумма дотаций всего с дотацией без дотаций с дотацией без дотации с дотацией без дотаций с дотацией
Зерно 1935 890 1811 1135 2946 921 2056 935,9 1522,4 459,9 103,4 231,0
Картофель 13577 7326 8383 497 8880 1057 1554 617,4 654,0 539,5 14,4 21,2
Овощи открытого грунта 559 352 419 41 460 67 108 749,5 822,8 629,6 19,0 30,6
Прочая  продукция растениеводства Х 467 568 1036 1604 101 1137       21,6 243,4
итого Х 9035 11181 2709 13890 2146 4855       23,7 53,7

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности производства и реализации продукции растениеводства