Пути повышения экономической эффективности производства и реализации продукции растениеводства

Автор: s***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретико-методологические основы экономической эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
2.дать краткую организационно-экономическую характеристику хозяйства, определить его возможности для сельскохозяйственного производства;
3. провести анализ производства и реализации продукции растениеводства;
4. выявить основные проблемы в области производства и реализации продукции растениеводства на предприятии;
5. предложить мероприятия по совершенствованию организационно-производственной структуры предприятия и повышению эффективности производства и реализации продукции растениеводства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект экономической эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции 5
1.1.Понятие, виды и критерии эффективности производства 5
1.2. Показатели и методика определения экономической эффективности производства 8
1.3. Показатели эффективности реализации сельскохозяйственной продукции 12
Глава 2. Современное состояние производства сельскохозяйственной продукции в ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Уралец» 17
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика 17
2.1.1.Место положения и специализация 17
2.1.2. Земельные ресурсы и эффективность их использования 22
2.1.3.Производственные ресурсы и эффективность их использования 26
2.1.4. Трудовые ресурсы и эффективность их использования 36
2.1.5. Основные финансовые результаты 40
2.2.Эффективность производства продукции растениеводства 43
2.3.Эффективность реализации 49
Глава 3. Пути повышения экономической эффективности производства и реализации продукции растениеводства 52
Заключение 57
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 139.08 Кб (Скачать)

     Себестоимость - это сумма затрат в денежном выражении на производство и реализацию продукции. Себестоимость является одним из основных показателей работы предприятия. Она показывает, во что  обошелся производителю произведенный  продукт. Себестоимость может быть высчитана и по отрасли в целом. Себестоимость единицы продукции  определяют как отношение производственных затрат к объему валовой продукции.

     Показатель  себестоимости необходим для  обоснования рационального размещения и специализации сельскохозяйственного  производства, определения его экономической  эффективности, установления уровня цен  на сельскохозяйственную продукцию.

     На  себестоимости отражаются результаты всей деятельности предприятия: уровень  урожайности культур и продуктивности животных, производительность труда, экономное  расходование материальных ресурсов, степень специализации и концентрации производства, использование достижений научно-технического прогресса. Однако себестоимость не показывает, как  изменяется доходность производства, и не может служить синтетическим  показателем его эффективности.

     Чтобы охарактеризовать экономическую эффективность  сельскохозяйственного производства, используют ряд показателей. Наиболее значимым из них является рентабельность, которая в общем виде характеризует  прибыльность работы предприятия.

     Рентабельность  конкретного вида продукции зависит  от цен на сырье, качества продукции, производительность труда, материальных и других затрат на производство. Рентабельность производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности использования производственного потенциала, результатов непромышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности.

     Рентабельность - важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Уровень рентабельности показывает эффективность производства с точки  зрения получения прибыли на единицу  материальных и трудовых затрат по производству и реализации продукции.

     Качество  продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Качество - это совокупность свойств продукции, обуславливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с  ее назначением. Качество - авторитет  фирмы. Увеличение прибыли, рост, процветание  и работа по управлению качеством  на фирме - становятся основой для  всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Повышение  качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия  в условиях рынка, темпы НТП, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии [3. с.61].                                                                                                                                                                                                                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Современное состояние  производства сельскохозяйственной продукции в ФГУП «Учебно-опытное  хозяйство «Уралец»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика

2.1.1.Место  положения и специализация

 
 

     Федеральное государственное унитарное предприятие  «Учебно-опытное хозяйство «Уралец» Уральской государственной сельскохозяйственной академии» создано 19 апреля 1943 года в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли. Осуществляет следующие виды деятельности:

    • ведение учебного процесса совместно с кафедрами УрГСХА;
    • проведение научно-исследовательских, опытно-экспериментальных работ, апробация научных разработок;
    • разработка новых технологий, создание перспективных сортов гибридов сельскохозяйственных культурных растений;
    • выращивание семян высших репродукций, разведение сельскохозяйственных животных племенных пород;
    • производство, закупка, заготовка, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции;
    • оказание транспортных и ремонтных услуг;
    • торгово-закупочная деятельность.

     Предоставляемые товары и услуги: картофель, свекла, морковь, зерно, молоко, мясо, крупный рогатый скот, молодняк, навоз.

       Потребляемые товары и услуги: запасные части для ремонта  сельскохозяйственной техники, горюче-смазочные  материалы, оборудование для молокозавода, упаковка для сельскохозяйственной продукции.

     Размеры производственных площадей: более 100000 кв. м Местонахождение производства: поселок Студенческий Свердловской обл.

     Предприятие зарегистрировано постановлением главы  Администрации муниципального образования  «Белоярский район» №90 от17.03.1999.

     Предприятие действует на основании гражданского кодекса РФ; других законодательных  и нормативных актов, а также  Устава предприятия.

     Юридический адрес предприятия:  624035 Свердловская область, Белоярский район, поселок городского типа Белоярский, ул. Мира, 14. Руководителем сельскохозяйственного объединения является Гуляев Анатолий Сергеевич.

     По  организационно-правовой форме предприятие  является государственным унитарным предприятием. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Учредительным документом унитарного предприятия является устав. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Правовое положение государственных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Государственные унитарные предприятия могут заниматься только теми видами деятельности, которые определены в их уставе. Это отличает данный вид организаций от остальных коммерческих организаций, которые могут заниматься любой деятельностью, не запрещённой законодательством.

     Специализация сельского хозяйства представляет собой форму общественного разделения труда. Специализация отдельных  хозяйств заключается в выделении  главной отрасли и создании условий  для ее преимущественного развития. Оно характеризует производственное направление и определяет отраслевую структуру хозяйства [8. с.104].

     Производственное  направление определяют по структуре  товарной продукции. Основные показатели специализации сельскохозяйственного  предприятия – это уровень  и коэффициент специализации. Уровень  специализации хозяйства определяют по удельному весу главной отрасли в структуре товарной продукции.

     К специализированным относят предприятия  с главной отраслью, на долю которой  приходится свыше 50 % всей товарной продукции, а также предприятия, имеющие  две основные отрасли, каждая из которых  дает не менее 25 %.

     Другим  важным показателем является коэффициент  специализации:

     Kc=,

     где Yi - удельный вес товарной продукции отдельных отраслей;

     i – порядковый номер вида товарной продукции в ранжированном ряду.

     Коэффициент менее 0,2 выражает низкий уровень специализации, от 0,2 до 0,4 – средний, от 0,4 до 0,6 –  высокий, выше 0,6 – глубокую специализацию [8. с.127].

     Для рассмотрения специализации учхоза «Уралец» используем прямые показатели специализации - это структура товарной продукции за последние 2 года, (таблица 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.Структура товарной продукции учхоз "Уралец"
Вид продукции Выручено, тыс. руб. В среднем  за 2 года Место(i)
2008 г. 2009 г. выручено структура товарной продукции
Зерновые  и зернобобовые - всего 6840 1811 4325,5 5,82 4
Картофель 5790 8383 7086,5 9,53 3
Овощи открытого грунта 578 419 498,5 0,67 5
Прочая  продукция растениеводства 157 568 362,5 0,49 6
Всего по растениеводству 13365 11181 12273,0 16,51  
Молоко  в пересчете на цельное, включая  переработку 39458 40707 40082,5 53,93 1
в т.ч. цельное 39458 40707 40082,5 53,93  
молочные  продукты - - - - -
Скот  и птица в живой массе, включая  переработку 8846 8687 8766,5 11,80 2
в т.ч. КРС в живой массе, включая  переработку 8826 8661 8743,5 11,76  
Прочая  продукция животноводства 42 47 44,5 0,06 7
Итого продукция животноводства 48346 49441 48893,5 65,79  
Промышленная  продукция 12491 13822 13156,5 17,70  
Товары
Работы  и услуги
ВСЕГО ПО ОРГАНИЗАЦИИ 74202 74444 74323,0 100,00  

            Анализируя таблицу можно заметить, что объем денежных поступлений за два года увеличился на 242 тыс. руб. В 2008 год он составлял 74202 тыс. руб., а в 2009 – 74444 тыс.руб. Большую часть от объема продаж составляет продукция животноводства, которая в среднем за два года составила 48893,50 тыс.руб. Из нее большую долю занимают молоко и молочные продукты, их выручка за два года 40082,50 тыс.руб. Объем денежных поступлений от реализации молока за рассматриваемый период изменился незначительно.

     В растениеводстве же не наблюдается положительной тенденции к росту поступления денежных средств. В 2009 году выручка от реализации продукции растениеводства составила 11181 тыс. руб., что на 2184 тыс. руб. меньше по сравнению с 2008 годом. Это прежде всего связано со значительным уменьшением выручки от реализации  зерновых и зернобобовых на 5029 тыс.руб. за два года. Денежные поступления от реализации картофеля за два года, напротив, возросли на 2593 тыс. руб. Всю оставшуюся часть от общего объема продаж составляет реализация промышленной продукции и прочих товарно-материальных ценностей.

     Согласно  проведенному анализу, животноводство занимает наибольший удельный вес, в  среднем за 2 года – 65,79 %. Из данной отрасли  выделяется производство молока – 53,93 %. Такой уровень специализации  главной отрасли позволяет отнести  учхоз «Уралец» к специализированному  предприятию. На долю крупного рогатого скота в живой массе приходится  11,76 %. Отрасль растениеводства, в  среднем за 2 года составила 16,51 %. Здесь  продукция картофеля занимает наибольший удельный вес – 9,53% от общей товарной продукции.

     Следовательно, хозяйство имеет животноводческую специализацию и молочно - мясное направление с развитым производством  картофеля.

     Найдем  коэффициент специализации производства. Подставляя данные таблицы в формулу, находим коэффициент специализации  для рассматриваемого периода. Коэффициент  специализации –0,53. Можно сделать  вывод, что учхоз имеет высокую  специализацию, т.е. хозяйство специализируется на конкретном виде продукции (молоке), имеет также несколько дополнительных отраслей, как в растениеводстве (производство картофеля), так и в животноводстве (крупнорогатый скот в живой массе, включая переработку).     

       Из вышеуказанного материала  можно сделать вывод, что учхоз  «Уралец» занимается животноводством  более интенсивно, чем  растениеводством. В частности специализируется на производстве молока.

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности производства и реализации продукции растениеводства