Пути повышения экономической эффективности производства и реализации продукции растениеводства

Автор: s***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретико-методологические основы экономической эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
2.дать краткую организационно-экономическую характеристику хозяйства, определить его возможности для сельскохозяйственного производства;
3. провести анализ производства и реализации продукции растениеводства;
4. выявить основные проблемы в области производства и реализации продукции растениеводства на предприятии;
5. предложить мероприятия по совершенствованию организационно-производственной структуры предприятия и повышению эффективности производства и реализации продукции растениеводства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект экономической эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции 5
1.1.Понятие, виды и критерии эффективности производства 5
1.2. Показатели и методика определения экономической эффективности производства 8
1.3. Показатели эффективности реализации сельскохозяйственной продукции 12
Глава 2. Современное состояние производства сельскохозяйственной продукции в ФГУП «Учебно-опытное хозяйство «Уралец» 17
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика 17
2.1.1.Место положения и специализация 17
2.1.2. Земельные ресурсы и эффективность их использования 22
2.1.3.Производственные ресурсы и эффективность их использования 26
2.1.4. Трудовые ресурсы и эффективность их использования 36
2.1.5. Основные финансовые результаты 40
2.2.Эффективность производства продукции растениеводства 43
2.3.Эффективность реализации 49
Глава 3. Пути повышения экономической эффективности производства и реализации продукции растениеводства 52
Заключение 57
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 139.08 Кб (Скачать)

     Эффективность использования производственных ресурсов определяется как отношение результатов  производства к объему этих ресурсов. Так, для оценки эффективности использования  земли применяют такие показатели, как землеотдача и землеемкость; производственных фондов — фондоотдача, фондоемкость, рентабельность основных фондов, коэффициент оборачиваемости  оборотных средств, продолжительность  одного оборота оборотных средств, материалоемкость; трудовых ресурсов —производительность труда, выработка, трудоемкость и т. д.

     Обобщающим  показателем экономической эффективности  использования всех производственных ресурсов является ресурсоотдача (Рот) и ресурсоемкость (Рем):

     ; ,

     где ВП — стоимость валовой продукции  сельского хозяйства, руб.; РП — величина ресурсного потенциала, руб.

     Обобщающий  показатель эффективности применения производственных ресурсов можно также  рассчитать по формуле:

     ,

     где ВП1— валовая продукция сельского хозяйства в расчете на 1 га сельхозугодий, руб.; Н — нормативный уровень производства валовой продукции, отражающий производственный потенциал сельскохозяйственного предприятия, руб. на 1 га [7. с.371].

     Нормативный уровень рассчитывается по уравнению  множественной регрессии с учетом обеспеченности хозяйства производственными  ресурсами.

     Ресурсный потенциал — это совокупность трудовых, природных и материальных ресурсов предприятия; его величина зависит от количества, качества и  внутренней структуры каждого ресурса. Расчет ресурсного потенциала производится путем суммирования оценок отдельных  ресурсов, приведенных к одному измерителю.

     Производственным  потенциалом называется объективная  способность предприятия производить  продукцию; она зависит как от имеющихся ресурсов, так и от уровня их возможной отдачи в реально  существующих условиях функционирования хозяйства.

     При его определении рассчитывают потенциальный  объем продукции, который предприятие  может в данных условиях произвести.

     Сопоставляя производственный потенциал с ресурсным, получают оценку объективной составляющей ресурсоотдачи, то есть влияния объективных природно-экономических факторов на уровень производства продукции. Отношение же продукции к ресурсному потенциалу характеризует полную эффективность использования ресурсов, включая как объективный, так и субъективный ее аспекты.

     Экономическую эффективность агропромышленного  производства характеризует рентабельность; это экономическая категория, выражающая доходность (прибыльность) предприятия  или отрасли в целом.

     Для оценки рентабельности используют показатели валового и чистого дохода, прибыли, уровня рентабельности производства и  реализации продукции, окупаемости  затрат, уровня рентабельности основных фондов, нормы прибыли.

     Валовой доход (ВД) — это разность между  стоимостью валовой продукции (ВП) и  материальными затратами (МЗ):

     ВД = ВП-МЗ, а чистый доход (ЧД) — между  стоимостью валовой продукции и всеми затратами на его производство (ПЗ):

     ЧД = ВП - ПЗ, или ЧД = ВД - ОТ,

     где ОТ — затраты на оплату труда.

     Прибыль как экономическая категория  характеризует финансовый результат  предпринимательской деятельности предприятия. Различают валовую  прибыль, прибыль от реализации продукции  и услуг, чистую прибыль.

     Валовая прибыль представляет собой всю  прибыль предприятия; в нее входит прибыль от реализации продукции  и услуг, реализации основных фондов и другого имущества, а также  внереализационные доходы и расходы (доходы от сдачи имущества в аренду, от ценных бумаг, принадлежащих предприятию, полученные штрафы, пени, неустойки  и т. д.).

     Прибыль от реализации продукции (П) рассчитывается как разность между денежной выручкой (В) и полной (коммерческой) себестоимостью реализованной продукции:

     П = В - ПС.

     Чистая  прибыль предприятия — это  валовая прибыль за вычетом налога на прибыль.

     Абсолютная  масса полученной прибыли еще  не свидетельствует об уровне эффективности  производства. С этой целью рассчитывают уровень рентабельности — один из основных показателей экономической  эффективности.

     Уровень рентабельности производства и реализации продукции (Ур) — это процентное отношение полученной прибыли (П) к  полной себестоимости продукции (ПС): 

     Данный  показатель характеризует величину прибыли, приходящуюся на единицу потребленных ресурсов. Например, при уровне рентабельности 30% на каждые 100 руб. затрат получают 30 руб. прибыли [7. с.373].

     Если  производство продукции убыточно (нерентабельно), то вместо уровня рентабельности с  отрицательным знаком (уровня убыточности) более целесообразно использовать другой — уровень окупаемости  затрат , представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой (полной) себестоимости (ПС), выраженное в процентах: 

     Этот  показатель характеризует размер денежной выручки в расчете на единицу  затрат. Производство рентабельно лишь в том случае, если величина 03 превышает 100 % [7. 373].

     Уровень рентабельности основных фондов (Уор) представляет собой отношение прибыли  к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (Ф0), выраженное в процентах.

     Он  характеризует размер прибыли на единицу основных производственных фондов.

     Показателем рентабельности производства также  является норма прибыли (Н) — процентное отношение прибыли к среднегодовой  стоимости основных (Ф0) и оборотных (Ф^) фондов: 

     Этот  показатель характеризует размер прибыли, получаемой на единицу производственных (основных и оборотных) фондов [7. с.373].

     Экономическая эффективность производства отдельных  видов продукции определяется путем  сопоставления полученного эффекта  с ресурсами или затратами; состав показателей при этом зависит  от отрасли и цели использования  продукции.

     Так, по товарной продукции растениеводства  для оценки эффективности применяют  показатели урожайности сельскохозяйственных культур, затрат труда на 1 ц продукции (трудоемкость), себестоимости 1 ц продукции, прибыли от реализации конкретного  вида продукции, прибыли на 1 га посевов, уровня рентабельности; по нетоварной части продукции (в основном это  корма) — урожайности кормовых культур, выхода кормовых единиц и переваримого протеина с 1 га, себестоимости и  затрат труда на 1 ц кормов в натуре, 1 ц корм. ед. и 1 ц переваримого протеина.

1.3. Показатели эффективности реализации сельскохозяйственной продукции

 
 

     Главной целью предприятия является максимизация прибыли производственно-хозяйственной  деятельности, она представляет собой  чистый доход предприятия. В условиях рыночной экономики прибыль является:

     1) Одним из важнейших источников  накопления и пополнения доходной  части государственных и местных  бюджетов.

     2) Источником самофинансирования  развития предприятия.

     3) Основой принятия инвестиционных  решений и инновационной деятельности  предприятия.

     4) Источником удовлетворения материальных  интересов членов

     трудового коллектива и собственника предприятия.

     Прибыль служит обобщающим показателем эффективности  работы предприятия. Она является стимулом предпринимательства, основным ориентиром хозяйствования и опорой в конкуренции [3. с.56].                                                                                                                                                                                                                                                           

     Прибыль представляет собой разность между  валовым доходом (выручкой от реализации продукции) и общими издержками.

     Вся полученная прибыль (доход от коммерческой деятельности за вычетом издержек производства и организации и НДС - налога на добавленную стоимость) носит название валовой прибыли. После уплаты налоговых  отчислений, дивидендов по ценным бумагам  и процентов за кредит у предприятия  остается распределяемая прибыль, которой  предприятие распоряжается по своему усмотрению.

     Общая сумма получаемой прибыли называется балансовой прибылью и включает в  себя:

     1) Прибыль от реализации готовой  продукции, работ (выручка от  реализации без налогов минус  полная себестоимость этой продукции).

     2) Прибыль от реализации основных  средств.

     3) Прибыль от реализации прочих  активов.

     4) Внереализационная прибыль - доходы  от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов  по этим операциям.

     Предприятие, осуществляющее производственно-хозяйственную  деятельность заинтересовано не только в наибольшей массе прибыли но и в эффективности использования  вложенных в производство средств. Эффективность характеризуется  размером прибыли, получаемой предприятием на 1 рубль капитала, на 1 рубль оборота, на 1 рубль инвестиций. Эти показатели являются показателями рентабельности и могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных величинах.

     Сельскохозяйственная  продукция, реализуемая за пределы  хозяйства, называется товарной продукцией. Часть продукции, потребляемой в  данном хозяйстве или реализуемой  за его пределы, может предварительно подвергаться промышленной переработке. Распределение физического объема сельскохозяйственной продукции может  быть представлено в денежном выражении  при условии единых цен для  всех каналов реализации. Распределение  продукции по стоимости (издержкам  производства) предполагает учет фактически складывающихся цен.

     Процентное  отношение товарной продукции данного  вида к валовой продукции этого  же вида является показателем товарности продукции. При определении показателя товарности всей сельскохозяйственной продукции предприятия объемы товарной и валовой продукции берутся  в денежной форме в единых ценах.

     При исчислении показателя средней товарности продукции по сельскохозяйственному  предприятию обычно не принимают  во внимание (не включают ни в товарную, ни в валовую продукцию) нетоварные в основном виды продукции (сено, солому, силос, зеленый корм и др.).

     Цена - это денежное выражение стоимости  товаров. Она выступает важнейшим  инструментом конкурентного процесса. Цена на товар в условиях рынка  складывается под влиянием спроса и  предложения. Однако это не исключает  участия государства в регулировании  цен на отдельные виды товаров. Государственное  регулирование цен осуществляется посредством контроля за необоснованным их завышением.

     Цены  формируются под воздействием двух факторов: 1) внешних (политическая стабильность, отсутствие на рынке каких-либо ресурсов, рыночная среда). 2) внутренних (способ производства, рыночный сегмент, жизненный  цикл товара, сервис, реклама). 

     Цена  определяется на основе затратного метода

     Ц=С+П+Н,

     где С - себестоимость единицы продукции, П - прибыль полученная производителем, Н - косвенные налоги и отчисления в цене товара [3. с.59].                                                                                                                                                                                                                                                           

     Рыночный  механизм определения цены определяется под воздействием спроса и предложения.

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности производства и реализации продукции растениеводства