Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести анализ производства и реализации продукции, выявить резервы повышения эффективности их использования. Для достижения поставленной цели в работе определены и решены следующие задачи:
необходимо разобрать некоторые теоретические аспекты производства и реализации продукции предприятия;
охарактеризовать методические особенности экономического анализа объемов производства и реализации;
провести анализ динамики объемов производства и реализации;
разработать мероприятия по улучшению деятельности предприятия в направлении производства и реализации своей продукции.
Введение………………………………………………………………………..3
1 Сущность и основы расчета производственной программы промышленной организации.
1.1 Производственная программа промышленной организации и характеристика ее структурных элементов. 5
1.2 Измерители объемов производства и реализации продукции: методика расчета и механизм взаимосвязи 10
1.3 Методические особенности экономического анализа объемов производства и реализации продукции 15
2 Комплексный анализ объемов производства и реализации продукции промышленной организации на примере ОАО "Химремонт"-"Транснефтедиагностика"
2.1 Организационно-экономическая характеристика промышленной организациии 20
2.2 Анализ динамики объемов производства и реализации продукции 25
2.3 Анализ формирования и реализации товарно-номенклатурной политики промышленной оргаизации 28
2.4 Анализ договорных обязательств по поставкам продукции…29
3 Организационно-экономические мероприятия по увеличению объемов производства и реализации продукции, оптимизация ее структуры на примере ОАО "Химремонт"-"Транснефтедиагностика"
3.1 Совершенствование состава и структуры кадров на предприятии 32
3.2 Открытие нового торгового отдела………………………….34
3.3 Применение нового вида деятельности на предприятии…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
План производства продукции
в стоимостном выражении
Сбытовая политика предприятия - выбор систем сбыта и конкретных каналов реализации продукции.
Периоды процесса реализации продукции:
Первый период фактически сводится к заключению договоров на поставку продукции.
Второй период включает составление плана реализации продукции и остатков нереализованной продукции на складе отдела сбыта предприятия.
В третьем периоде реализации происходит
отгрузка продукции потребителям. Этот
период важен при оценке выполнения
обязательств по реализации продукции
с учетом соблюдения предприятием условий
подписанных договоров-
Инструментами сбытовой политики являются:
1. Товарная политика предприятия
Под товарной политикой понимают разработку
привлекательной
• законодательная база (патентное производство, защита прав потребителей, окружающей среды и т.д.);
• ограничения в технических знаниях;
• экономические условия (например, ограниченные производственные мощности, финансовые ограничения и т.д.);
• общественно-политические события.
2. Формирование ассортимента товара
Формированию ассортимента обычно предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции, которая позволяет определять возможность оптимального производства ассортимента данного вида товаров. Цель ассортиментной концепции - сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса отдельных покупателей.
Если объектом товарной политики является отдельный продукт, то ассортиментная политика исследует привлекательность совокупности товаров.
Устранение или замена неконкурентоспособного товара, как правило, отстает от внедрения новых товаров.
Принятие решения об изменении ассортиментной политики опирается на предварительный анализ структуры ассортимента, который проводится по следующим основным характеристикам:
• возрастная характеристика (речь идет о стадии жизненного цикла товара);
• структура оборота (по определению долей товаров в обороте);
• структура покрытия (сравнение товарооборота и переменных издержек товара).
3. Сервисные услуги
Перед продажей товара проводится консультирование по вопросам проектирования товара, альтернативных предложений, расчетам экономичности и гарантийному обслуживанию.
Послепродажный сервис связан с обеспечением гарантий полного использования приобретенного товара. [1, с. 85-87]
1.2 Измерители объемов производства и реализации продукции: методика расчета и механизм взаимосвязи.
При разработке
производственной программы предприятия
применяются натуральные, условно-натуральные,
трудовые и стоимостные методы измерения.
Они позволяют вести
Натуральные измерители (штуки, тонны,
метры и т.д.) характеризуют производственную
специализацию предприятия и
долю на рынке. В расчете на единицу
продукции устанавливаются
При большом разнообразии типоразмеров, исполнений продукции примерно одинакового назначения пользуются условно-натуральными измерителями, т.е. приводят все виды выпускаемой продукции к одному виду, принятому в качестве базы. Обычно переводными коэффициентами (коэффициентами пересчета) служат соотношения трудоемкостей(табл. 1).
Таблица 1. Порядок определения
выпуска продукции в условно-
Источник [1]
Трудовые измерители — часы и минуты рабочего времени — применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель — трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется показатель — станко-часы. [6]
Стоимостные измерители производственной
программы используются одновременно
с натуральными и трудовыми. Они
отражают объем произведенной продукции
(услуг). Единица измерения —
В денежном выражении рассчитываются
такие показатели, как объем продаж
(реализованная продукция), товарная
и валовая продукция, чистая и
условно-чистая продукция, нормативно-чистая
продукция, валовой и
На основе
планов производства продукции в
натуральном выражении
Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде. В объем товарной продукции включаются:
- стоимость
произведенных в данном
- стоимость
работ и услуг промышленного
характера по заказам со
- стоимость
полуфабрикатов собственного
- стоимость
нестандартного оборудования, приспособлений
общего назначения своего
- стоимость
работ и услуг для
Объем товарной
продукции планируется в
Чистая продукция – вновь созданная стоимость на предприятии (в нее входят заработная плата; невыплаченная зарплата, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений; прибыль).
В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационных отчислений из основных средств).
Условно-чистая продукция – вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений.
Реализованная продукция характеризует стоимость объема продукции, поступившей в данный период на рынок и подлежащей оплате потребителями.
Реализованная продукция - это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией (посредником).
Объем реализованной продукции по плану рассчитывается по формуле
РП = ТП + ОН - ОК,
где РП - объем реализованной продукции по плану, руб.;
ТП - объем товарной продукции по плану, руб.;
ОН - остатки нереализованной продукции на начало планового периода, руб.;
ОК - остатки нереализованной продукции на коней планового периода, руб.
В состав остатков нереализованной продукции на начало года входят: готовая продукция на складе, в том числе отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк; товары отгруженные, не оплаченные покупателем в срок или срок оплаты которых не наступил; товары на ответственном хранении у покупателя.
Объем реализованной продукции рассчитывается в действующих ценах и используется для определения полной себестоимости ее и прибыли от реализации.
На первый
взгляд, кажется, что между товарной
и реализованной продукцией нет
существенной разницы, ибо по своему
составу они одинаковы. На самом
деле это не так. Товарная продукция
- это изделия и продукция, изготовленные
в соответствии со стандартами или
техническими условиями, принятые отделом
технического контроля, снабженные соответствующими
документами, удостоверяющими их качество,
и сданные на склад готовой
продукции предприятия-
В отличие от товарной продукции показатель объема реализованной продукции более полно характеризует степень участия отраслей и предприятий в процессе расширенного производства. Факт реализации свидетельствует о том, что данная продукция действительно нужна обществу для удовлетворения его потребностей. При этом очень важно, чтобы выполнение плана по реализации продукции сопровождалось выполнением заданий по ее выпуску в натуральном выражении.
Валовая продукция - это стоимость всей продукции, независимо от степени ее готовности, т.е. стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период.
Валовая продукция отличается от товарной на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода. Это единственный оценочный показатель деятельности предприятия, в объем которого включаются не только готовые изделия, но и незавершенное производство, и изменение остатков полуфабрикатов.
Валовая продукция рассчитывается только в сопоставимых ценах и применяется для учета и планирования затрат на производство, для определения потребности в материальных ресурсах, численности работников, а также для установления динамики продукции и пропорций в развитии отраслей.
Валовая продукция определяется как сумма товарной продукции и разности остатков незавершенного производства (инструмента, приспособлений) на начало и конец планируемого периода:
ВП = ТП + Нн - Нк,
где ВП - объем валовой продукции по плану, руб.;
ТП - объем товарной продукции по плану, руб.;
НН, НК - стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода, руб.
Изменение остатков незавершенного производства учитывается только на предприятиях с длительным (более двух месяцев) производственным циклом и на предприятиях, где незавершенное производство велико по объему и может резко изменяться по времени.
В состав остатков нереализованной продукции входят: готовая продукция на складе, в том числе отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк; отгруженные товары, срок оплаты которых не наступил; отгруженные товары, не оплаченные в срок покупателем; товары на ответственном хранении у покупателя.
Незавершенное
производство - незаконченная производством
продукция в одних цехах