Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:28, курсовая работа
Производственная структура предприятия представляет собой внутреннее строение предприятия, т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных подразделений (цехов, участков, отделений, служб, хозяйств, рабочих мест). Производственная структура предприятия создается при строительстве и реконструкции предприятия. Правильный выбор ее вида предопределяет эффективность производства. Однако он не может быть произвольным, так как, в свою очередь, обуславливается типом производства, уровнем и формой специализации и кооперирования производства.
Введение 5
1 Теоретические аспекты производственной структуры и организация производственного процесса 6
1.1 Сущность производственной структуры предприятия и факторы, её определяющие 6
1.2 Типы производственной структуры предприятия 11
1.3 Производственный процесс: сущность и принципы его организации на производственном предприятии (на примере ООО «Хлеб») 14
2 Анализ производственной структуры и организация производственного процесса на производственном предприятии (на примере ООО «Хлеб») 17
2.1 Исследование производственной структуры предприятия 18
2.2 Анализ организации производственного процесса на производственном предприятии 22
2.3 Оценка эффективности производственной структуры и организация производственного процесса 23
3 Предложения по совершенствованию производственной структуры предприятия и организации производственного процесса (на примере ООО «Хлеб») 28
3.1 Направление по совершенствованию производственной структуры и повышение эффективности производственного процесса
3.2 Рекомендации по организации производственного процесса 34
Заключение 40
Список использованных источников 42
Производственная структура предприятия отражает характер разделения труда между отдельными подразделениями, а также их кооперированные связи в едином производственном процессе по созданию продукции. Она оказывает существенное влияние на эффективность и конкурентоспособность предприятия. Состав, размеры производственных подразделений, степень их пропорциональности, рациональность размещения на территории предприятия, устойчивость производственных связей влияют на ритмичность производства и равномерность выпуска продукции, определяют издержки производства и, следовательно, уровень чистого дохода предприятия.
Элементы производственной структуры.
Первичным элементом производственной структуры является рабочее место – это часть производственной площади цеха, оснащенная основным оборудованием и вспомогательными устройствами, предметами труда, обслуживаемая одним или несколькими рабочими. На рабочем месте выполняется часть производственного процесса, за ним может быть закреплено несколько операций.
Виды рабочих мест: простое рабочее место (одна единица оборудования, один рабочий); многостаночное рабочее место – один рабочий обслуживает несколько видов оборудования (как правило, работающих в автоматическом режиме); комплексное рабочее место – один агрегат или установка обслуживается бригадой рабочих.
Совокупность рабочих мест, на которых выполняются технологически однородные операции или различные операции по изготовлению одного-двух видов продукции, составляет производственный участок.
Участки создаются по двум принципам:
– Технологический: участок состоит из однотипного оборудования (группа токарных станков, группа фрезерных, сверлильных станков); рабочие на участке выполняют определенный вид операции. Закрепление за рабочими местами изготовления определенных видов продукции отсутствует. Такой тип участков характерен для мелкосерийного и единичного типов организации производства.
– Предметно-замкнутый: на таком участке используется разнотипное оборудование, которое располагается по ходу технологического процесса. Рабочие места специализируются на изготовлении определенного вида продукции (деталей). На участке заняты рабочие разных специальностей. Разновидностью такого типа участков являются поточные линии. Этот тип участков характерен для крупносерийного и массового производств, его работа отличается большей эффективностью по сравнению с участком, созданным по технологическому принципу.
Несколько производственных участков объединяются в цеха. Цех – административно-обособленная часть предприятия, специализирующаяся либо на изготовлении продукции или части ее, либо на выполнении определенной стадии производственного процесса. Возглавляется начальником цеха.
По назначению цехи подразделяются: Основные – производство основной профильной продукции или законченной части производственного процесса. По стадиям производственного процесса основные цехи подразделяются на заготовительные, обрабатывающие и выпускающие; Обеспечивающие – производство вспомогательной по назначению продукции для основных цехов (инструментальный, ремонтный цехи, энергетическое хозяйство, строительный цех); Обслуживающие – оказание производственных услуг как основным, так и обеспечивающим цехам (транспортное хозяйство, энергетическое хозяйство, строительный цех); Опытно-экспериментальные – изготовление и испытание макетов и опытных образцов проектируемых новых видов продукции; Подсобные и побочные. К подсобным относятся цехи, осуществляющие добычу и обработку вспомогательных материалов, например, карьер по добыче формовочной земли, торфоразработки, огнеупорный цех, снабжающий основные цехи огнеупорными изделиями (на металлургическом заводе). К подсобным относятся также цехи по производству тары для упаковки продукции. Побочные цехи – это те, в которых изготавливается продукция из отходов производства, например, цех товаров народного потребления. В последние годы удельный вес этих цехов в производственной структуре значительно вырос; Вспомогательные – уборка заводской территории, выращивание сельхозпродукции.
Объектом исследования является общество
с ограниченной ответственностью «Хлеб»,
созданное в целях
ООО «Хлеб» расположено в городе Ковылкино, зарегистрировано постановлением главы администрации города Ковылкино от 8 июня 1994 года, регистрационный номер 97, является предприятием, основанным на коллективной форме собственности, действует в соответствии с законодательством Российской Федерации. Площадь занимаемых земельных угодий составляет около 4 гектар. ООО «Хлеб» выпускает хлебобулочные и кондитерские изделия. Если в 2008 году производство хлебобулочных изделий составило 708 тонн, то к 2009 году производство хлебобулочных изделий составило 855 тонн, что на 147 тонн больше. В 2009 году из-за отсутствия зерна мельница работала не на полную мощность. Выпуск ржано-обдирной муки на предприятии составил 99 тонн. В 2009 году расширен ассортимент кондитерских изделий. Если в 2008 году произведено 7 тонн кондитерских изделий, то в 2009 году кондитерских изделий 12 тонн, рост выпуска произошел на 5 тонн или на 71,4%. В 2008 выпускалось около 8 тонн баранок. В 2009 году увеличился спрос на баранки. Их было произведено 19 тонн. Производство товарной продукции в сопоставимых ценах в 2009 году составил 7140 тысяч рублей, в 2008 году - 6094 тысяч рублей увеличение составило на 1046 тысяч рублей или 17,2%. Увеличение товарной продукции произошло в основном за счет увеличения выпуска продукции.
Задание
по прогнозу товарной
По сравнению с прошлым годом рост производственных мощностей произошел на 13%. Через сеть магазинов кроме хлебобулочных изделий реализуются консервы, масло подсолнечное, макаронные изделия. Товарооборот в 2008 году составил 5478 тысяч рублей, в 2009 году – 3951 тысяч рублей, рост товарооборота произошел по сравнению с прошлым годом на 38,6%. Задание по прогнозу товарообороту выполнен на 121,7%. В результате хозяйственной деятельности общество получило в 2008 году 61 тысячу рублей чистой прибыли.
На протяжении 2009 – 2011 года были разработаны мероприятия по усовершенствованию продукции с целью повышения её конкурентоспособности:
– Расширение ассортимента продукции диетического и диабетического назначения за счет использования новых видов сырья
– Работы по увеличению выпуска продукции (2011);
– Освоение заварных хлебов, новых технологий (2009);
– Участия в выставках (2010);
– Обеспечение эффективной функциональной системы качества продукции (2010).
На небольшое улучшение финансовых показателей повлиял фактор расширения рынка сбыта, тем самым увеличились объемы производства выпускаемой продукции. За отчетный период среднесписочная численность работников составила 83 человека, средняя заработная плата в 2008 по акционерному обществу составила 3700, в 2009 – 3769. Были потрачены средства на реконструкцию завода. В 2010 году была оказана материальная помощь в сумме 50 тысяч рублей.
В заключении надо сказать, что по результатам хозяйственной деятельности увеличение товарной продукции произошло за счет увеличения выпуска продукции и мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения её конкурентоспособности.
2.2 Анализ организации производственного процесса на предприятии
В ООО «Хлеб» подготовка кадров предшествует профессиональный отбор на то или иное рабочее место. Во время профессионального отбора осуществляется определение пригодности человека к выполнению конкретной работы и подбор наиболее эффективных исполнителей и руководителей если не для всех, то для большинства рабочих мест и должностей на предприятии.
Профессиональная
пригодность устанавливается
При профессиональном отборе обращается внимание особое на наличие или отсутствие тех свойств личности, которые не поддаются изменению, тренировке. Перечент необходимых для конкретной профессии личных качеств исполнителя отнражается в документах, в которых формулируются требования к предлагаемым исполнителям или работникам вообще.
Так, например, к работникам руководящих должностей в ООО «Хлеб» предъявляются следующие требования:
К остальным работникам тоже имеются определенные требование: это наличие необходимой квалификации, хорошее состояние здоровья, наличие стажа работа в данной области, наличие определенных навыков, добросовестность и ответственность.
В ООО «Хлеб» организовано профессиональное обучение своих работников. Оно охватывает переподготовку и обучение необходимых умений и повышении квалификации.
2.3 Оценка эффективности производственной структуры
предприятия и организация производственного процесса
В течение последних десяти лет на произошли значительные изменения в типах производства, что нашло свое отражение в экономике. Эти изменения происходят под воздействием конкуренции как внутренней, так и внешней. Они влияют на производительность и рентабельность предприятий. Поэтому при оценке результатов эффективной деятельности предприятий необходимо придавать им большое значение.
По результатам производственной деятельности работу предприятия можно охарактеризовать как удовлетворительную, поскольку по большинству показателей плановые работы выполнены, но по сравнению с прошлым годом по ряду показателей наблюдается отрицательная динамика.
Следует улучшить организацию труда, исключить необоснованные потери рабочего времени, улучшить качество выпускаемой продукции, для снижения себестоимости изыскивать возможность использования новых, более дешевых материалов.
Предприятие занимается следующими видами деятельности:
– производством и реализацией хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;
– розничной торговлей;
– другими видами деятельности не запрещенными законодательством и указанными в Уставе.
Выработка чистой продукции на одного работающего – наиболее перспективный измеритель производительности труда.
Труд – целесообразная, полезная деятельность, в результате которой человек создает необходимые средства существования, и повышение эффективности труда является важной задачей в любой общественно – экономической формации. Всего выделяют 4 группы факторов, влияющих на производственную структуру: повышение технологического уровня; совершенствование управления организацией производства и труда; концентрация и специализация производства; изменение объема и структуры производства, рост объема производства.
Факторы, влияющие на величину прибыли пищевых предприятий:
Получение прибыли – непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью оценивается эффективность ведения хозяйства, прибыль – главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих расходов, финансовых вкладов. Прибыль выполняет важнейшую, решающую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это – база финансовой стойкости и обеспечения доходов предприятий. Прибыль представляется источником формирования бюджетов, стимулом к возобновлению продукции, которая выпускается, расширения ассортимента.
На изменение прибыли пищевых предприятий влияют две группы факторов: внешние и внутренние.
Внутренние факторы изменения прибыли предприятия подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.
К внешним факторам, влияющим на прибыль пищевых предприятий, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.
Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования пищевого предприятия.
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.
Основной источник денежных накоплений на пищевых предприятиях – доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности пищевых предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должна такая продукция, которая отвечает требованиям потребителей и пользуется спросом на рынке.