Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа
Главной целью потребления средств труда является производство материальных благ. Оно осуществляется организованной совокупностью средств труда, что находит свое отражение в создании и функционировании линий, участков, цехов и предприятий. В составе таких организационных построений средства труда выступают вещественными носителями их производственной мощности. В наиболее общем виде мощность каждой производственной единицы определяет максимальное количество продукции, которое потенциально может быть произведено, или максимальное количество сырья, которое потенциально может быть переработано с помощью данной совокупности средств труда в единицу времени.
Введение …………………………………………………………………………….3
1.Понятие и факторы, определяющие производственную мощность……………………………………………………………………………..5
1.1 Основные показатели производственной программы предприятий ……….10
1.2. Виды производственной мощности…………………………………………..18
2. Методика расчета производственной мощности ……………………………...19
2.1. Основные этапы расчета производственной мощности ……………………24
2.2 Показатели использования производственной мощности и их анализ …….27
Заключение …………………………………………………………………………34
Список используемой литературы ………………………………………………..36
Приложение 1……………………………………………………………………….37
Выбор времени и размера расширения. Вторая проблема стратегии производственной мощности состоит в том, чтобы определить: когда ее расширять и насколько. Существует две крайние стратегии: экспансионистская стратегия, которая добавляет производственную мощность большими, но редкими порциями, и стратегия wait-and-see («ждать и смотреть» или «поживем-увидим»), которая делает эти добавки меньшими порциями, но более часто. В первом случае производственная мощность наращивается заблаговременно (когда заканчивается ее запас), а во втором случае – тогда, когда ее дефицит достигнет определенного порога.
Планирование ввода дополнительных производственных мощностей рекомендуется осуществлять по следующим этапам.
1. Оценить требуемую производственную мощность.
2. Вычислить разницу между требуемой и доступной производственной мощностью.
3. Составить варианты планов ликвидации разрыва.
4. Качественно и количественно оценить каждую альтернативу и сделать окончательный выбор.
1.1 Основные показатели производственной программы предприятий
Различают реализованную, товарную, валовую, а также нормативную чистую продукцию. Валовая продукция служит в отдельных отраслях для определения темпов роста производства, показателей производительности труда, фондоотдачи и т. п., то есть применятся в качестве расчетного и статистического показателя. В состав валовой продукции (в действующих и сопоставимых оптовых ценах предприятия ) за отчетный период включается стоимость :
1. Готовых изделий, выработанных за отчетный период всеми цехами предприятия (как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчиков), предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и не промышленным хозяйствам своего предприятия. При условии использования в производстве давальческого сырья и материалов стоимость их включается стоимость готовых изделий;
2. Работ по освоению и внедрению новой техники, выполненных предприятием;
3. Программной продукции для ЭВМ, устройств программного управления станков ЧПУ и для других изделий, использующих программное управление;
4. Полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, отпущенных за отчетный период на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия независимо от того, выработаны отпущенные полуфабрикаты и продукция вспомогательных и подсобных производств в отчетном периоде или ранее;
5. Работ (услуг ) промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия;
6. Прироста (со знаком плюс) или убыли (со знаком минус) остатков полуфабрикатов собственного производства, а также изменение остатков специального назначения инструментов, штампов, опок, моделей и приспособлений, изготовленных предприятием для собственных нужд. При этом стоимость остатков полуфабрикатов в действующих оптовых ценах определяется как разность между стоимостью всех выработанных в отчетном периоде полуфабрикатов и стоимостью полуфабрикатов, вошедших на производственные нужды самого предприятия, а так реализованной на сторону;
7. Прироста (со знаком плюс ) или убыли (со знаком минус) остатков незавершенного производства по продукции машиностроительных и ремонтных заводов и предприятий по производству металлоконструкций при условии, что продолжительность производственного цикла по преобладающей части продукции составляет более 2 месяцев.
Незавершенным производством считается продукция, не законченная изготовлением в отдельных цехах, а также продукция, законченная производством, но не проверенная ОТК и не сданная на склад готовых изделий.
Стоимость прироста ( убыли) незавершенного производства в оптовых ценах определяется на основе данных прямого учета незавершенного производства в натуральном выражении и прямой оценки в оптовых ценах. В зависимости от конкурентных условий методами прямого учета могут быть инвентаризация остатков незавершенного производства или подетально- пооперационный учет. Кроме того, стоимость остатков незавершенного производства можно определить расчетным путем на основе аналитического учета по степени готовности изделия, либо на основании данных о себестоимости незавершенного производства за предыдущий квартал с пересчетом себестоимости в оптовые цены путем умножения на коэффициент, который определяется делением стоимости готовой продукции в оптовых ценах на себестоимость этой продукции. В общем виде объем валовой продукции В в стоимостном выражении определяется как сумма товарной продукции Т и разности остатков незавершенного производства, инструмента и приспособлений на начало и конец планируемого ( отчетного) периода :
В = Т + ( Нк – Нн ) + ( Ик –Ин )
Нн и Нк – стоимость остатков полуфабрикатов собственного изготовления, а также остатков незавершенного соответственно на начало и конец данного периода (квартал, год ).
Ин и Ик – стоимость остатков инструмента специального назначения и приспособлений собственного изготовления соответственно на начало и конец данного периода.
Валовая продукция предприятия исчисляется по так называемому заводскому методу, то есть не включает повторный счет продукции отдельных чехов, предназначенной для последней переработки ( использования ) внутри данного предприятия. Некоторые отступления от заводского метода в порядке исключения допускаются на отдельных предприятиях легкой, пищевой и др. отраслей промышленности, где может иметь место повторный счет, то есть не исключается стоимость полуфабрикатов, подлежащих дальнейшей переработке.
Валовой оборот предприятия В определяется как сумма стоимости валовой продукции, производимой всеми цехами данного предприятия. Независимо от того, будет данная продукция использована внутри предприятия для дальнейшей переработки или будет реализована на сторону :
В = В + В + В + В +…+ В = В
В валовой оборот включается вся продукция цехов независимо от степени ее готовности. Валовой оборот отличается от валовой продукции тем, что включает повторный счет стоимости полуфабрикатов, подлежащих дальнейшей переработке в рамках предприятия, то есть валовой оборот больше валовой продукции В на сумму внутризаводского оборота В.
Тогда В = В + В - товарная продукция предприятия.
В состав товарной продукции в действующих и сопоставимых оптовых ценах предприятия включается стоимость продукции, входящей в состав валовой продукции, за исключением :
1. Изменение остатков полуфабрикатов собственного производства, а также изменения остатков продукции вспомогательных цехов (спец. инструментов, штампов, опок, моделей, приспособлений и т. д. );
2. Изменения остатков незавершенного производства. Следует обратить внимание, что изделия, выработанные из сырья и материалов заказчика (давальческие ), включаются в товарную продукцию в действующих ценах с включением стоимости сырья и материалов заказчика только в том случае, если они оплачены предприятием-изготовителем.
Объем товарной продукции Т представляет часть произведенной предприятием и предназначенной для реализации потребителям продукции. Исчисляется по заводскому методу и измеряется в неизменных или действующих оптовых ценах предприятия ( без налога с оборота ) с учетом доплат или скидок к этим ценам в соответствии с принятым порядком расчетов. Объем товарной продукции предприятия определяется как сумма :
Т = Т + Т + Т + Ф + Т
Т - стоимость готовых ( комплектных ) изделий, реализованных на сторону;
Т - стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов для поставки на сторону;
Т - стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;
Ф - стоимость оборудования, инструмента, приспособлений и т.д. общего назначения собственных производств, зачисляемых в основные средства данного предприятия;
Т - стоимость услуг и работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая выполненные работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.
Реализуемая продукция предприятия.
Объем реализуемой продукции – это стоимость вырабатываемых за год продукций и услуг, которые будут оплачены потребителем в плановом периоде.
Общий объем реализуемой продукции предприятия определяется, как правило, в действующих оптовых ценах.
Объем реализуемой продукции предприятия определяется на базе показателя товарной продукции в действительных оптовых ценах предприятий, применяемых для расчета этого показателя, с учетом изменения остатков нереализуемой продукции на начало и конец планового ( отчетного ) периода. При определении объема реализуемой продукции по производственному объединению в целом и его подразделениям должны учитываться следующие особенности :
1. По производственному объединению в целом объем реализуемой продукции определяется как сумма стоимости продукции, произведенной и реализуемой всеми производственными единицами независимо от места их расположения (включая продукцию, реализованную самостоятельным предприятием, подчиненным данному объединению), и стоимости продукции, произведенной и реализуемой на сторону самостоятельными предприятиями, подчиненными объединению.
2. По каждой производственной единице независимо от места ее нахождения в объем реализуемой продукции включается стоимость продукции, произведенной ею и реализуемой за пределы данного объединения и самостоятельных предприятий, подчиняющихся этому объединению. Не включаются в объем реализуемой продукции производственной единицы стоимость продукции, отпущенной на промышленно-производственные нужды других производственных единиц этого объединения.
3. По каждому подчиненному объединению самостоятельному предприятию в объем реализуемой продукции включается стоимость продукции, реализуемой за пределы объединения, а также продукции, реализуемой внутри данного объединения другим самостоятельным предприятием и производственным единицам независимо от места их нахождения.
Объем реализованной продукции Р является одним из основных показателей и используется для оценки результатов хозяйственной деятельности. Он отражает общий объем продукции, поступившей в народнохозяйственный оборот в данный период и оплаченной потребителем. Он определяется как алгебраическая сумма объема изготовленной в этом периоде товарной продукции Т, остатков нереализованной продукции ( в оптовых ценах предприятия ), имевшихся на предприятии на начало года Р и на конец данного перила ( года ) Р и остатков отгруженных товаров, по которым срок оплаты наступил, а также товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателей на начало Т и на конец периода Т .Р= Т+(Р -Р )+(Т +Т )В объем реализуемой продукции, включаются также изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, оплачиваемых предприятием- изготовителем, в том числе стоимость сырья, материалов, оплаченных изготовителем. Не включаются в объем реализуемой продукции:
1. Стоимость внутризаводского оборота, то есть стоимость изделий собственного производства, идущих на дальнейшую переработку внутри данного предприятия (за исключением ряда отраслей, у которых в объем товарной продукции включается стоимость внутризаводского оборота).
2. Выручка от непромышленной деятельности. В ряде случаев объем реализуемой продукции определяется в действующих оптовых ценах предприятия или в приравненных к ним ценам (розничных за вычетом налога с оборота, торговых и сбытовых скидок, розничных поясных и других ценах), то есть в ценах, применяемых для исчисления объема товарной продукции данной отрасли. План по объему реализуемой продукции считается выполненным только при условии выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции в установленных номенклатуре и ассортименте в соответствии с заключенными договорами и заказами внешнеторговых организаций.
Чистая продукция (нормативная) предприятия. Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость. Показатель нормативной чистой продукции используется для определения динамики (темпов роста) физического объема производства, производительности труда, планирования фонда заработной платы и контроля за его использованием. Норматив чистой продукции представляет собой часть оптовой цены изделия, включающую заработную плату, отчисления на социальное страхование и прибыль. В общем виде норматив чистой продукции Ч на конкретное изделие равен :
Ч = З + З К + П
З - заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих, включая отчисления на социальное страхование в проектируемой (плановой) калькуляции себестоимости единицы продукции,
К - коэффициент, характеризующий отношение заработной платы промышленно-производственного персонала, занятого обслуживанием и управлением, к заработной плате производственных рабочих данного предприятия, П - прибыль, подлежащая включению в цену и норматив чистой продукции. Рассчитывается по нормативам рентабельности, утвержденным по прейскурантам продукции по отношению к себестоимости за вычетом прямых материальных затрат (стоимости используемых сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий).
Нормативы чистой продукции являются, как правило, отраслевыми. В них отражается среднеотраслевые затраты живого труда, которые определяются в порядке, установленном при формировании оптовых цен, на основе прогрессивных норм трудоемкости.
Норматив чистой продукции разрабатывается и утверждается по всей номенклатуре готовых изделий, полуфабрикатов, запасных частей по всем работам и услугам промышленного характера, реализуемым на сторону на который утверждены цены. Общий объем нормативов чистой продукции по предприятию определяется по сопоставимым нормативам, аналогично порядку, установленному применительно к сопоставимым оптовым ценам. Объем нормативной чистой продукции в планах и отчетах предприятия определяется прямым счетом :