Прибыль предприятия и пути ее увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1.1. Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность…………………………………………………...…………...5
Формирование прибыли. Составные элементы формирования балансовой прибыли…………………………………………………..14
Экономические факторы влияющие на величину прибыли и рентабельности……………………………………………………….18
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»)
Организационно-экономическая характеристика …………………..23
2.2Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»……………………………………………………………...24
2.3Анализ распределения и использования прибыли………….….………36
3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии
3.1. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночных экономики………………………………………………..……..40
3.2. Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»……………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

увеличение прибыли П.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

         Возможность получения “незаработанной”  прибыли за счет экстенсивного  пути (главным образом за счет  изменения условий поставки продукции,  повышения цен и др.) покрывает  бесхозяйственность, усиливает невосприимчивость  предприятий к достижениям НТП, осуществлению мероприятий по ресурсосбережению.  Если темп роста стоимостных показателей превышает прирост продукции в натуральном выражении, это означает снижение эффективности использования ресурсов, что отражается в повышении материалоемкости, трудоемкости и, в конечном счете, — себестоимости продукции. 

         Руководству предприятий необходимо  овладеть новыми методами распределения  прибыли.  Здесь должны учитываться  интересы сразу нескольких сторон.  Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений. 

         Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и “Начисления”. 

         В третьих, кредиторы и акционеры  должны быть уверены в платежеспособности  фирмы, возвратности предоставленных ссуд. 

         Руководство же стремится как  можно большую часть прибыли  оставить нераспределенной, в качестве  резерва, позволяющего укрепить  основы самофинансирования.  На  руководство возлагается ответственность  планировать распределение прибыли таким образом, чтобы не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия. 
 

3.2. Пути и  методы увеличения рентабельности  на ОАО "Тоцкий хлебокомбинат"  
 
 
 

3.2. Пути и  методы увеличения рентабельности  на ОАО "Тоцкий хлебокомбинат" 
 
 

         Исходя из определения, рентабельность  — показатель, отражающий насколько  эффективно предприятие ведет  свою производственно-финансовую  деятельность .  И вне зависимости  от того, на базе чего рассчитывается  рентабельность, факторы ее роста зависят от единых экономических явлений и процессов.  

         Это прежде всего: 

·     совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики; 

·     повышение эффективности использования  ресурсов предприятия; 

·     совершенствование системы управления оборотными средствами, четкое определение  источников их использования. 

      При анализе путей повышения  рентабельности важно разделять  влияние внешних и внутренних  факторов.  Такие показатели, как  цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.  

      Доходность предприятия по производству  продукции рассматривается как  коэффициент соотношения цен единицы продукции и единицы ресурса. Данное соотношение называют финансовой производительностью; оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на них). Соотношение величин объема производства и объема ресурсов принято называть промышленной производительностью. 

         Крупные предприятия главное  внимание обращают на проблемы  контроля за изменениями промышленной  производительности и стараются понижать роль внешнего фактора, или финансовой производительности. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цен за предлагаемые товары.  Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, то есть за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов — машин, оборудования и т.д. 

         На ОАО "Тоцкий хлебокомбинат", в условиях когда предприятие  само не может контролировать  цены на всю свою продукцию и адекватно реагировать на изменение уровня затрат, главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно — росту прибыли.  В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к экономии расхода таких ресурсов, как мука, вода, электроэнергия, газ, а также к снижению показателя брака, который в структуре себестоимости занимает 1,5% (228 млн. руб. ) 

         Показателем, характеризующим деятельность предприятия по снижению уровня себестоимости является затраты на один рубль товарной продукции.  Рассчитывается он как отношение полной себестоимости к стоимости ТП.  На ОАО "Тоцкий хлебокомбинат" он составил 0,91 коп. и 0,93 коп. соответственно за девять месяцев 2006  и 2005 гг., что демонстрирует рост затрат на производство и говорит о не вполне эффективной работе управленческого персонала. 

         Одним из факторов, способным  реально повлиять на рост рентабельности может стать уменьшение остатков нереализованной продукции. Это может произойти во многом из-за того, что в остатках велик удельный вес наиболее рентабельных изделий. 

           Цены на данные товары, по которым  фактическая рентабельность превышает  предельно установленный уровень, должны быть пересмотрены в сторону снижения. 
 

Таблица 3.1. Предельные уровни рентабельности на социально  значимые товары народного потребления  в РМ

Наименование  продукции 

Предельный уровень  рентабельности 1, % 

Хлеб пшеничный из муки 1-го и 2-го сортов 

11 

Хлеб ржано-пшеничный  формовый и подовый 

11 

Макаронные изделия 

11 
 
 

                                                                                                                                                                                             

         Таким образом на ОАО "Тоцкий  хлебокомбинат" резервы роста  рентабельности еще существуют.  Но с учетом того, что рентабельность  продукции на ОАО "Тоцкий  хлебокомбинат" напрямую зависит  от изменения себестоимости, а отпускные цены не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат. 

         В настоящее время, когда в  стране наблюдается диспаритет  цен, в том числе вследствие  действий монополий, всякое изменение  уровня цен на входные ресурсы  находят отражение не сразу,  а с определенным лагом; либо соответствующего изменения не происходит вовсе.  Однако стоит отметить, что роль ценовой политики со временем будет неуклонно падать, по отношению к таким мерам воздействия, как товарная, сбытовая и стимулирующая политика.  Возникает необходимость разработки и внедрения качественной маркетинговой стратегии развития предприятия, которая должна включать действия по сегментации рынков сбыта, поиску рыночных “ниш”,  совершенствованию качества товаров; то есть предприятие должно переориентировать свою деятельность на конечного потребителя. 

         Таким образом напрашивается  вывод о том, что ОАО "Тоцкий  хлебокомбинат", производящее продукцию  массового потребления в целях  роста прибыли и рентабельности  должно стремиться к: 

·     уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости; 

·     уменьшению остатков нереализованной  продукции; 

·     ускорению оборачиваемости оборотных  средств; 

·     снижению затрат на рубль товарной продукции; 

·     росту прибыли за счет эффекта  масштаба, а не повышения цен на продукцию; 

·     увеличению в номенклатуре продукции  доли более рентабельных изделий. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

         Проведенный в курсовой работе  анализ показывает, что прибыль  является составным элементом  рыночных отношений.  Она играет  важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий. 

         Изучение социально-экономической  сущности прибыли имеет первостепенное  значение для рассмотрения источников  ее формирования, влияния на нее  различных производственных и  непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия. 

      В результате анализа деятельности  ОАО "Тоцкий хлебокомбинат"  было выявлено, что по сравнению  с аналогичным периодом 2004-2005-2006 года произошло ухудшение основных финансовых показателей.   

      Прибыль от реализации товарной  продукции находится под влиянием  ряда факторов — изменения  в уровне отпускных цен, объеме  производимой продукции, себестоимости,  структуре производимой продукции. Однако наиболее значительно на прибыль от реализации воздействуют два фактора — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние первого фактора увеличило прибыль от реализации в 2006г к 2005г на 104790 тыс. руб. ,в 2005г к 2004г на 225925 тыс.руб, второго уменьшило последнюю на 1110890тыс. руб. 

      Качественный анализ демонстрирует,  что прибыль от реализации  товарной продукции на ОАО  "Тоцкий хлебокомбинат" возрастает  лишь за счет фактора изменения  цены. 

      Анализ деятельности ОАО "Тоцкий хлебокомбинат" продемонстрировал,  что рентабельность производства за анализируемый период снизилась на 15,8% что явилось следствием падения рентабельности продукции и ухудшением использования оборотных средств. 

      Неудовлетворительным следует признать также пути распределения чистой прибыли на предприятие.  Из-за того, что практически вся она используется на потребление, не образуется фонд накопления, вследствие чего не реализуется инвестиционная политика. На данные цели направляются лишь амортизационные  

отчисления, которые  не способны создать условия для  расширенного воспроизводства. 

         Таким образом, в целях совершенствования  механизмов формирования и распределения  прибыли и повышения рентабельности  рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить: 
 

·     повышение эффективности использования  ресурсов предприятия; 

·     совершенствование системы управления оборотными средствами; 

·     уменьшению ресурсозатрат, ведущее  к снижению себестоимости; 

·     уменьшению остатков нереализованной продукции; 

·     ускорению оборачиваемости оборотных  средств; 

·     снижению затрат на рубль товарной продукции; 

·     росту прибыли за счет эффекта  масштаба, а не повышения цен на продукцию; 

·     совершенствование системы управления производством; 
 

         Реализация этих мер позволит  нарастить объемы получаемой  прибыли, уровень рентабельности  и, в конечном счете, приведет  к повышению эффектности деятельности  предприятия в целом. 
 

Список использованной литературы 
 
 

1.  Анализ  прибыльности продукции. -М.: Дело, 2004. - 215 с. 

2.  Баканов  М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического  анализа. -М.: Финансы и                       статистика, 2006. - 284 с. 

3.  Барулин  С.В. Самофинансирование  предприятий  в условиях рыночной экономики // Финансы. - 2005. - №3 - С. 13-15. 

4.  Игнатущенко  В.В. Оценка качества прибыли  // Деловой партнер. - 2000. - №7 - С. 42-45. 

Информация о работе Прибыль предприятия и пути ее увеличения