Прибыль предприятия и пути ее увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1.1. Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность…………………………………………………...…………...5
Формирование прибыли. Составные элементы формирования балансовой прибыли…………………………………………………..14
Экономические факторы влияющие на величину прибыли и рентабельности……………………………………………………….18
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»)
Организационно-экономическая характеристика …………………..23
2.2Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»……………………………………………………………...24
2.3Анализ распределения и использования прибыли………….….………36
3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии
3.1. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночных экономики………………………………………………..……..40
3.2. Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»……………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

увеличение прибыли П.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

         Основные показатели можно объединить  в следующие группы: 

·     показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции; 

·     показатели, рассчитанные на основе производственных активов; 

·     показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств. 

         Первая группа показателей формируется  на основе расчета уровней  рентабельности (доходности), отражаемым в отчетности предприятия: 

                                                                                              
 

                                               q – объем продаж  

  где, Пр  – прибыль от реализации 
 

                                       
 

  где, Вп  – валовая прибыль 
 

                                                                   

         

   где, Нп  – налогооблагаемая прибыль                                              
 

         Данные показатели характеризуют прибыльность продукции. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж).  Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. 

         Рентабельность отдельных   видов  продукции зависит от цены  ее реализации и полной себестоимости.  Она определяется как процентное  соотношение цены реализации  единицы данной продукции за  вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.  
 
 
 

  где, Пр  – прибыль от реализации, Сп  – себестоимость продукции                                                                 
 

         В связи с этим, при планировании  ассортимента производимой продукции учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.  Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли. 

         Вторая группа показателей рентабельности  формируется на основе расчета  уровней рентабельности в зависимости  от изменения размера и характера  авансированных средств:  все  производственные активы предприятия;  инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Например: 
 
 
 
 

                                                         
 

  
 

                                                              
 

   
 

     

                                                         

         Несовпадение уровней рентабельности  по этим показателям характеризуют  степень использования предприятием  финансовых рычагов для повышения  доходности: долгосрочных кредитов  и заемных средств. 

         Данные показатели весьма практичны  в связи с тем, что отвечают  интересам участников.  Например, администрацию предприятия интересует  отдача (доходность) всех производственных  активов, потенциальных инвесторов  и кредиторов — доходность  акций и т.д. 

         Третья группа показателей формируется  аналогично показателям первой  и второй групп, однако вместо  прибыли в расчет принимается  чистый приток денежных средств. (1.1) 
 
 

         
 
 

                                       
 
 

     

                                       
 
 
 

                                                                                         
 

         Данные показатели дают представление  о степени возможности предприятия  обеспечивать кредиторов, заемщиков  и акционеров наличными денежными средствами.  Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности (1.1), широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.  Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья” предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий.  Эта работа находится лишь в начальной стадии. 

         Многообразие показателей рентабельности  определяет альтернативность поиска путей ее повышения.  Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Формирование  прибыли. 

Составные элементы формирования балансовой прибыли. 
 

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль - это сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина "балансовая прибыль" связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года. 

Балансовая прибыль  включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций. 
 
 
 

Балансовая  

прибыль  
 
 
 
 
 
 
 
 

Прибыль от реализации продукции,  

работ и услуг  

Прибыль от прочей реализации  

Внереализационные финансовые результаты 
 
 
 
 
 
 

Объем продажи  продукции  

Прибыль от продажи  товарно-материальных ценностей  

Прибыль от долевого участия в деятельности совместных предприятий 

Структура товарной продукции  

Прибыль от реализации продукции подсобных хозяйств  

Прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли 

Цены реализации  

Прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов  

Пени и штрафы, полученные и уплаченные 
 
 
 
 

Убытки от списания дебиторской задолженности 
 
 
 
 

Убытки от стихийных  бедствий 
 

Рис. 2. Формирование балансовой прибыли. 
 

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует  чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли  отражают в основном перераспределение  ранее созданных доходов. 

Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в сто уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию. 

Выручка принимается  в расчет без налога на добавленную  стоимость и акцизов, которые, являясь  косвенными налогами, поступают в  бюджет. Из выручки также исключается  сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки. 

Состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, регулируется законодательно. Затраты, образующие себестоимость, группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и пр. 

По реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемых на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода. Под периодом понимается квартал или год. Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит от избранного предприятием метода учета выручки - по поступлении денег на расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой предъявлены покупателю. 

На величину прибыли от реализации продукции  влияют состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли. 

Остатки нереализованной  продукции образуются по следующим  причинам:  

¨     часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных  документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине. 

Такое влияние  на прибыль остатков готовой продукции  на складе встречается часто на предприятиях, которые выпускают продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к продукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи; 

¨     часто остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут  образовываться при применении определенных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки;  

¨     часть товаров отгруженных не оплачена в срок покупателем. Не поступление  выручки в этом случае практически  не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем  неплатежей не уменьшается, но предприятию  все же следует работать в направлении получения доходов - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит; 

¨     продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора доставки. 

Увеличение объема реализации продукции в натуральном  выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции. 

Информация о работе Прибыль предприятия и пути ее увеличения