Прибыль предприятия и пути ее увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1.1. Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность…………………………………………………...…………...5
Формирование прибыли. Составные элементы формирования балансовой прибыли…………………………………………………..14
Экономические факторы влияющие на величину прибыли и рентабельности……………………………………………………….18
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»)
Организационно-экономическая характеристика …………………..23
2.2Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»……………………………………………………………...24
2.3Анализ распределения и использования прибыли………….….………36
3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии
3.1. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночных экономики………………………………………………..……..40
3.2. Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»……………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

увеличение прибыли П.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

1183707 

107,9 
 
 
 

      Как видно из таблицы 2.3., в  структуре себестоимости наибольший  рост затрат наблюдается по  статьям: прочие прямые затраты,  включающие общезаводские расходы,  амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, и т.д.  Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (121,9 %), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д.  Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта. 
 

д) Расчет влияния  на прибыль изменений себестоимости  за счет структурных сдвигов в  составе продукции исчисляется  сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент  роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции. 
 

      DМР9=СТ0*k3 – СТ01        

       

      DМР10=СТ1*k4 – СТ11 
 

      DМР9=1002587*0,184-202957=-184 (тыс.руб.) 
 

      DМР10= 1205544*0,085-94654=80 (тыс. руб.). 
 

      Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — DМР11 

      Сумма факторных отклонений дает  общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период: 
 

      DМРА=МР1-Р0 

      DМРБ=МР2-Р1 

где МР1,МР2 и  Р0,Р1— прибыль от реализации товарной продукции      за отчетный и базисный периоды соответственно;  DМРА , DМРБ —                                  общее изменение прибыли от реализации товарной  продукции . 
 

      DМРА =1004568-22658=981910 (тыс. руб.). 
 

      DМРБ=35085-24949=10136 (тыс. руб.). 
 
 

Качественный  анализ факторов позволяет сделать  вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на Тоцком хлебокомбинате возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного. 

      Однако необходимо заметить, что  цены на ряд товарных позиций,  выпускаемых Тоцким хлебокомбинатом  регулируется Правительством , и, следовательно, не могут адекватно меняться в след за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам. А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам. 

      Анализ рентабельности на Тоцком хлебокомбинате будет строится исходя из двух систем показателей:   

1.     рентабельности продукции;  

2.     рентабельности предприятия. 
 

1) Показатель  рентабельности продукции характеризует  прибыльность продукции за определенный  период.  С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости. 
 

      Пусть К0 и К1 И К3 —  рентабельность продукции базисного  и отчетного периодов соответственно.  Тогда в соответствие с методикой из 1.2: 
 

      K0=

  
 

      K1= 
 

      K3= 
 
 
 

Изменение рентабельности (DK) равно 2,63-2,03=0,6%. 
 

DK1=2,03-2=0,03% 
 

Влияние фактора  изменения цены на продукцию: 
 

      DKN= 
 
 
 

DKN1= 
 
 
 
 
 

Влияние фактора  изменения себестоимости: 
 

      DKS=

0,02-0,18= -0,16 
 
 
 

DKS2= 
 
 
 

      DK=DKN + DKS = -44,93+(-0,16)=-45,09% 
 

      DK2=DKN2 + DKS2= -50,144+(-0,071)=-50,2% 
 
 
 

      Отсюда следует, что, за счет  изменения полной себестоимости,  рентабельность продукции снизилась  на 0,071% и 0,16%. Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции упала на 50,144% и 44,93%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 0,071% и 0,16%.   
 

2) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом цепных подстановок.  В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств. 

      В основе модели лежит соотношение: 
 

      R=

; 

               где:   R — рентабельность предприятия; 

                        P — прибыль от реализации продукции; 

                        K — капитал предприятия (стоимость  активов - оборотных                                           средств и основных фондов). 
 

      С учетом перечисленных выше  факторов, формула примет вид: 
 

      R= 
 

               где:   F — основные производственные  фонды предприятия; 

                        E — оборотные средства предприятия; 

                         

                       

         фондоемкость продукции; 

                       

  оборачиваемость  продукции. 
 

      Факторный анализ будет строится  в таблице 2.5. 
 

      Таблица 2.5. Расчеты по факторному  анализу  

рентабельности  Тоцкого хлебокомбината 
 

Показатель 

Условные 

обозначения 

2004 г. 

2005 г. 

2006 г 

5 

Выручка от реализации, тыс. руб.  

1004568 

1230493 

1335283 

Основные производственные фонды, тыс. руб.  

3110584 

3683512 

4329102 

Оборотные средства, тыс. руб. 

810210 

987397 

852474 

Полная себестоимость  товарной продукции, тыс. руб.  

1002587 

1205544 

1300198 

Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. 

22658 

24949 

35085 

Рентабельность  предприятия  

0,0057 

0,0053 

0,0067 
 
 
 
 
 
 

Расчеты для  трехфакторной модели:  
 
 
 
 

1. Прибыльность  продукции 

P/N 

0,0225 

0,0202 

0,0263 

2. Фондоемкость  продукции 

F/N 

3,0964 

2,9935 

3,2420 

3. Оборачиваемость  оборотных средств 

E/N 

0,8065 

0,8024 

0,6384 
 
 
 

1.   Влияние  фактора рентабельности продукции 

     а)  вычислим условную рентабельность по прибыльности при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных факторов остались на уровне базисных: 

          
 
 
 
 

    б)  выделяем влияние фактора прибыльности  продукции: 
 

          
 
 
 

2.   Влияние фактора изменения фондоемкости: 
 

а)  
 

б) 
 

3.   Влияние  фактора оборачиваемости оборотных  средств: 
 

  а)  
 

  б) 
 

Б) выделяем влияние  фактора оборачиваемости оборотных  средств: 
 

    

  
 

     
 

       
 

                

Итак, суммарное  влияние факторов: 

            
 
 
 

Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые  выводы: 
 

n общая рентабельность  предприятия за 2004-2005годы повысилась  на 7,93%, 

n общая рентабельность  предприятия за 2005-2006 годы снизилась  на 15,8%  

n некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов – за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия. 
 
 
 
 
 

, 

2.3.  АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 
 
 
 

         Прибыль призвана выполнять стимулирующую  функцию.  Ее суть в том, что  прибыль является основным элементом  финансовых ресурсов предприятия. 

         Сегодня частные, коллективные, акционерные,  иностранные предприятия работают на началах коммерческого расчета, и не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения в бюджет обязательных платежей и возврата кредитов.  Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли. 

         Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответстующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. 

Информация о работе Прибыль предприятия и пути ее увеличения