Прибыль предприятия и пути ее увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1.1. Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность…………………………………………………...…………...5
Формирование прибыли. Составные элементы формирования балансовой прибыли…………………………………………………..14
Экономические факторы влияющие на величину прибыли и рентабельности……………………………………………………….18
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»)
Организационно-экономическая характеристика …………………..23
2.2Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»……………………………………………………………...24
2.3Анализ распределения и использования прибыли………….….………36
3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии
3.1. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночных экономики………………………………………………..……..40
3.2. Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»……………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

увеличение прибыли П.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

2006г.  к  2005 г., % 

Выручка от реализации (без НДС) 

1335283 

1230493 

1004568 

122,48 

108,57 

Полная себестоимость  продукции 

1300198 

1205544 

1002587 

120,24 

107,85 

Прибыль от реализации ТП 

960438 

970435 

957821 

101,3 

98,97 

Сальдо доходов  и расходов от операционных и внереа-лизационных  операций 

-34858 

958 

268  

3 раза 

35 раз 

Балансовая прибыль 

704305 

707894 

658741 

107,46 

99,49 

Налог на прибыль 

304800 

478500 

321478 

148,84 

63,70 

Чистая прибыль 

584966 

910855 

549526 

165,76 

64,22 

Нераспределенная  прибыль 

35725 

230095 

218479 

105,3 

15,53 
 
 

      Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2005 года за 1 год 2006 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 9997 тыс. руб., балансовая прибыль — на 3589тыс. руб., чистая прибыль — на 352889 тыс. руб.,. А по сравнению с 2005 годом 2004 год имеет неплохие показатели основных финансовых средств , где все показатели возрастают.  

      Наиболее отрицательным моментом  явилось значительное снижение  показателя чистой прибыли, так  как именно ее наличие создает  стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия. 

      Вертикальный анализ демонстрирует,  что в составе балансовой прибыли  в 2006 году прибыль от реализации  товарной продукции составила  100,99%, в 2005 году — 79,58%, в 2004 году 70,89%.  При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности.  Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли.  К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д. 

        Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2.2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года. 
 

Таблица 2.2. Данные для расчетов факторов, вляиющих на прибыль 

 

Показатель 

По базису (1 год 2004 г.) 

По базису на фактически реа-лизованную про-дукцию 

Фактически по отчету (1 год 2005 г.) 
 

усл. об. 

тыс.руб. 

усл. об. 

тыс. руб. 

усл. об. 

тыс.руб. 

Реализация ТП 

N0 

1004568 

N10 

225925 

N1 

1230493 

Полная себестоимость   

Ст0 

1002587 

Ст01 

202957 

Ст1 

1205544 

Прибыль от реализации ТП 

P0 

22658 

P10 

2291 

P1 

24949 

Объем производства,  т 

Q0 

5648 

—   

—  

Q1 

6340 
 
 
 
 

 

Показатель 

По базису (1 год 2005 г.) 

По базису на фактически реа-лизованную про-дукцию 

Фактически по отчету (1 год 2006 г.) 

Динамика                           
 

усл. об. 

тыс.руб. 

усл. об. 

тыс. руб. 

усл. об. 

тыс.руб. 

% 

Реализация ТП 

N1 

1230493 

N11 

104790 

N2 

1335283 

108,6 

Полная себестоимость   

S1 

1205544 

S11 

94654 

S2 

1300198 

107,9 

Прибыль от реализации ТП 

P1 

24949 

P11 

10136 

P2 

35085 

98,9 

Объем производства,  т 

Q1 

6340 

—   

—  

Q2 

5628 

84,4 
 
 

      Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов: 
 

а)  Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на Тоцком хлебокомбинате, явилось  значительное снижение объема производства — на 11,3%. Увеличение же выручки от реализации на 9,4% объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию.  Данное влияние рассчитывается следующим образом: 
 

      DМР1= N1- N10 
 

      DМР1=1230493-225925=1004568 
 

       

      DМР2= N1- N10 
 

      DМР2=  
 
 

      Эта дополнительная прибыль получена в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции.  Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности. 
 

б) Расчет влияния  на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции  в оценке по базовой себестоимости). 
 

      DМР3=P0* k 1-Р0 
 

      DМР4=P1* k 2-Р1 
 

               где, k1, k2 — коэффициент роста  объема продукции:         
 

k 1=СТ01/СТ0                                          k 1=202957/1002587=0,20 

k 2=СТ11/СТ1                         k 2=94654/1205544=0,78 
 

DМР3=22658*0,20-22658= - 181264 
 

      DМР4=

тыс.руб 
 

      Таким образом, влияние фактора  снижения объема производства составило В 2004-2005 годах (-18126 т.р), а в 2005-2006 годах (-22990 тыс. руб).  
 

в) Расчет влияния  на прибыль изменений в структуре  продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции  в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости. 
 

      DМР5= Р 0*(k3-k1) 

      DМР6= Р 1*(k4-k2) 

                         

где k 3=N10 / N0 .                  k 3= 225925/1230493=0,184 

      k 4=N11 / N1                  k 4=104790/1230493=0,085 
 

DМР5= 22658*(0,184-0,20)= 22658*(-0,016-0,20) = 22658*-0,216 = -0,416≈- 41,6 

      DМР6= 

=24949*0,007=174,64≈174,6 тыс. руб.  
 

      Полученная положительная и отрицательная  величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные и отрицательные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах. 
 

г) Расчет влияния  на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью.  В данном случае это влияние составило: 
 

      DМР7=СТ01-СТ0 

         DМР8=СТ11-СТ1 
 
 

       DМР8 = 202957-1002587=-799630 тыс. руб 

      DМР8=94654-1205544=-1110890 тыс. руб.  
 

Столь значительное изменение себестоимости поддается  анализу при более подробном  рассмотрении состава затрат на Тоцком хлебокомбинате. 
 

Таблица 2.3. Структура  себестоимости на ОАО " Тоцком хлебокомбинат"

Показатель 

1 год. 2004 г., тыс.  руб.  

1 год. 2005 г., тыс.  руб. 

Динамика, % 

Мат. затраты 

873889 

1017260 

108,9 

Затраты на  оплату труда 

57382 

70303 

117,3 

Прочие прямые затраты 

31215 

52833 

133,6 

Накладные расходы 

28348 

43311 

125,3 

Итого 

9900834 

1183707 

110,6 
 
 

Показатель 

1 год. 2005 г., тыс.  руб.  

1 год. 2006 г., тыс.  руб. 

Динамика, % 

Мат. затраты 

951670 

1017260 

106,9 

Затраты на  оплату труда 

67324 

70303 

104,4 

Прочие прямые затраты 

41712 

52833 

126,7 

Накладные расходы 

35533 

43311 

121,9 

Итого 

1096239 

Информация о работе Прибыль предприятия и пути ее увеличения