Прибыль предприятия и пути ее увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1.1. Прибыль и рентабельность и их экономическая сущность…………………………………………………...…………...5
Формирование прибыли. Составные элементы формирования балансовой прибыли…………………………………………………..14
Экономические факторы влияющие на величину прибыли и рентабельности……………………………………………………….18
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»)
Организационно-экономическая характеристика …………………..23
2.2Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»……………………………………………………………...24
2.3Анализ распределения и использования прибыли………….….………36
3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии
3.1. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночных экономики………………………………………………..……..40
3.2. Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО «Тоцкий хлебокомбинат»……………………………………………………………44
Заключение………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

увеличение прибыли П.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

Не требует  капитальных затрат ускорение оборачиваемости  оборотных средств, которое также  ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе бан­ковской системы, неразвитость вексельного обращения. 

Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли. 

При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлургическая, нефтехимическая и др.), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов. В частности, в машиностроении удельный вес металлоотходов в общем потреблении черных металлов на протяжении многих лет стабильно занимает более 20%, а удельный вес стружки в общем образовании металлоотходов - 45%. Это свидетельствует и о применении морально устаревшего оборудования. 

В добывающих отраслях прирост прибыли достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости добычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие увеличения объемов добычи. 

В отраслях, ориентированных  на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.  

Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностями выполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов.                             

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего  выбытия, реализации иного имущества  предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. 

Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, сооружений, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытии недоамортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.                         

Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и неустановленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предна­значенной на накопление. 
 
 

1.3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ  ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИЭкономические  факторы влияющие на величину  прибыли и рентабельности. 

          
 

      Так как прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства.  Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес.  Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой . Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании. 

      Чтобы управлять прибылью необходимо  раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю  каждого фактора ее роста или  снижения. 

    На  величину прибыли и ее динамику  воздействуют факторы, как зависящие,  так и не зависящие от усилий предприятия.  Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.  

         По каждому из этих элементов  выделяются группы экстенсивных  и интенсивных факторов.  

         К экстенсивным относятся факторы,  которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени(изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.),а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).  

         К интенсивным относятся факторы,  отражающие эффективность использования  ресурсов или способствующих  этому (например, повышение квалификации  работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).  

      Перечисленные факторы влияют  на прибыль не прямо, а через  объем реализуемой продукции  и себестоимость, поэтому для  выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой  продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве. 

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой  прибыли предприятия. Ее величина формируется  под воздействие ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен. 

Важнейшим из них  является себестоимость.  Под себестоимостью продукции понимают все затраты  предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость  природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации. 

Количественно в структуре цены себестоимость  занимает значительный удельный вес, поэтому  она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. 

К показателям  снижения себестоимости относятся  следующие показатели:  

- показатели, связанные  с повышением технического уровня  производства (внедрение новой прогрессивной  технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);     

- показатели, связанные  с улучшением организации труда  и управления (совершенствование  организации, обслуживания и управления  производством, сокращение затрат  на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда);  

Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:  

- установление  динамики важнейших показателей  себестоимости;  

- определение  затрат на рубль товарной продукции;  

- выявление резервов снижения себестоимости.  

Анализ затрат на производство по элементам и статьям  калькуляции, проводится с целью  выявления отклонений, определения  состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в  общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.  

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции.  Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.  Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства. 

Зависимость величины прибыли от объема реализации при  прочих равных условиях прямо пропорциональная.  Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении  из расчета упущенной будущей прибыли.  В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении. 

Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен. 

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются  самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством).  Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. 

Для принятия многих управленческих решений важно знать  не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и  причины, определяющие изменение рентабельности. 

Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом. 

Рентабельность  продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат). 

Пусть К0 и К1  — рентабельность продукции базисного  и отчетного периода соответственно.  Тогда по определению: 
 

         K0=(N0-CT0) / N0.                                                 

         K1=(N1-CT1) / N1. 

           DK=K1-K0.                                                                           

          

         где    MP1,MP0 — прибыль от  реализации отчетного и базисного                                                          периодов  соответственно; 

                            N1,N0 — реализация продукции (работ, услуг)                                                       соответственно; 

                            CT0, CT1 — себестоимость продукции  (работ, услуг)                                                        соответственно; 

                            DK — изменение рентабельности за анализируемый период. 
 

Влияние фактора  изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок): 
 

Информация о работе Прибыль предприятия и пути ее увеличения