Правовые, административные и экономические методы регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения – господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.
Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережения, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.
На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………...5
1.1 Административные методы в Конституции РФ……………………5
1.2 Административные барьеры как особый способ государственного регулирования………………………………12
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………………………14
2.1 Правовой метод в Конституции РФ……………………………......14
2.2 Правовое регулирование экономического развития субъектов Российской Федерации…………………………………17
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………….28
3.1 Экономические методы……………………………………………..28
3.2 Экономические функции государства……………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 71.27 Кб (Скачать)

     В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические  методы не сужают свободу выбора субъектов, которые сохраняют за собой право  на свободное принятие рыночного  решения. Когда, допустим, государство  использует для регулирования экономики  ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного  дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

     Напротив, административные приемы существенно  ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Обоснованные границы, обретает черты  тотальности, перерождается в административно-командную  систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный  процесс - производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение  и т.п.

     Вместе  с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается  тяжелыми потерями для других субъектов  и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

     Во-первых, жесткий государственный контроль монопольных рынков.

     Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические  регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если погублено озеро  или лес, то никакие финансовые санкции  их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных  зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.

     В-третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.

     В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения - гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице  и т.п.

     В-пятых, защита национальных интересов в  системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный  контроль над импортом капитала.

     В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма, и нигде не ставится задача заменить их чем-то другим. Мировая  и отечественная практика свидетельствуют  о том, что администрирование  опасно, когда не имеет экономического обоснования. Напрочь отвергать  его - значит, неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.

     Хотя  мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных  методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так  и административные) выполняют в  экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов. Предназначены для  гашения негативных эффектов, неизбежно  сопровождающих государственное регулирование  рыночной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Экономические функции государства 

     В системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет  на себя функции, которые принципиально  не может осуществить сам рынок. Это по крайней мере три функции:

     1) обеспечение экономики нужным  количеством денег;

     2) регулирование так называемых  «внешних» (или побочных) эффектов;

     3) удовлетворение потребностей в  «коллективных благах» (или в  «общественных товарах»).

     Указанные выше функции – это максимум того, что может делать государство  в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в  реальной рыночной экономике.

Государственное вмешательство в экономику связано  с ограниченностью самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономик-с» выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.

     Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции – его важнейшая функция.

     Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, к то преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных – это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.

     Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания циклической формы развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.

     Помимо  этих глобальных задач, государство  берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики – изъятия части доходов хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Выше  были рассмотрены основные методы и  инструменты государственного регулирования  экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий  набор средств и методов регулирования  экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем  самым правила поведения экономических  агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной  ставки. Однозначно определить, где  находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы  на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество  мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать  вывод от том, что государственное  регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень  государственного вмешательства и  его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие  государства - везде где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать  всю экономическую систему.

     Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно

государственное регулирование. После десятилетий  тотального диктата государства  в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен  мировой опыт государственного регулирования  экономики, который и нужно изучать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Ю.П. Лубенев. «Государственное регулирование в экономике»,1999 г.
  2. Ф.А. Шалихалов. «Государство и экономика»,2004 г.
  3. М.Н. Чепурина. «Курс экономической теории»,2004 г.
  4. Г. А. Тогунян. Государственное регулирование в области финансов и

    кредита в России, изд. «Дело», 1997 г.

  1. М.К. Бункина. Семенов В.А. «Макроэкономика», 1996 г.
  2. В.Д. Камаев . Учебник по основам экономической теории, 1996 г.
  3. Конституция РФ, 2001 г.
  4. К.С. Иванов. «Экономика и жизнь», 2004 г.
  5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2005 г.
  6. Н.В. Яремчук. Экономическое развитие современной России, 2006 г.

Информация о работе Правовые, административные и экономические методы регулирования экономики