Правовые, административные и экономические методы регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения – господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.
Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережения, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.
На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………...5
1.1 Административные методы в Конституции РФ……………………5
1.2 Административные барьеры как особый способ государственного регулирования………………………………12
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………………………14
2.1 Правовой метод в Конституции РФ……………………………......14
2.2 Правовое регулирование экономического развития субъектов Российской Федерации…………………………………17
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………….28
3.1 Экономические методы……………………………………………..28
3.2 Экономические функции государства……………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 71.27 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

    1.   Правовой  метод в Конституции РФ
 

   Административно-правовое институциональное обеспечение  рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального  характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.

   К сожалению, в настоящее время  необходимое для рыночной экономики  равновесие между гражданско-правовыми  и публично-правовыми методами регулирования  экономических отношений в определенной степени нарушено. Серьезно отстает  публично-правовая нормативная база, имеются пробелы в государственно-властном регулировании организационно-рыночных отношений, не упорядочено и противоречиво  административное законодательство, отсутствуют  кодифицированные акты по вопросам государственного регулирования, координации и управления, крупные научно-исследовательские  работы по этой тематике.

   Между тем, очевидно, что реализация положений, содержащихся в статье 8 и других статьях Конституции Российской Федерации, касающихся функционирования рынка, может обеспечиваться только комплексно, т.е. гражданско-правовыми и административно-правовыми методами, иначе говоря - системно.

   Необходимо  активизировать работу по обобщению  практики реализации законодательных  актов в связи с актами федеральных  органов исполнительной власти, содержащих административно-правовые нормы, регулирующие рыночные отношения, а также с  эффективным использованием договорных, конвенциональных норм в публично-правовой сфере.

   Крайне  необходимы глубокие комплексные исследования, обобщающие опыт координации нормотворческой  и организационно-публичной экономической  деятельности Министерства государственного имущества Российской Федерации, Федеральной  службы России по валютному и экспортному  контролю, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и  других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих макроэкономическую политику.

   Основной  тенденцией развития законодательства об экономике является комплексный  характер правового регулирования  общественных отношений. Законов чисто  управленческого характера на федеральном  и республиканском уровнях очень  мало. Однако почти во всех из них  имеются предписания административно-правового  содержания, и их нельзя недооценивать.

   Актуальная  задача развития законодательства в  области экономики - определение  правового статуса различных  хозяйствующих субъектов: находящихся  в государственной собственности, а также тех, в которых государство  имеет долю собственности (частных, муниципальных). Необходимо усовершенствовать  на законодательной основе всю систему  взаимоотношений органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов  с общероссийскими объединениями  работодателей, общероссийскими коммерческими  структурами различного уровня.

   К сожалению, на федеральном уровне не получили всестороннего развития конституционные  положения о федеральной собственности  и управлении ею (1), о разграничении  государственной собственности (2), о полномочиях Правительства  Российской Федерации по управлению федеральной собственностью (3), о порядке принудительного отчуждения имущества для государственных нужд и обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), а также защиты права частной собственности (4). Прежде всего необходимо подготовить общетеоретическую межотраслевую концепцию законодательного регулирования всего комплекса отношений по управлению федеральной собственностью и утвердить программу нормативных работ в данной области.

государственных и муниципальных унитарных предприятиях, о разграничении государственной  собственности в Российской Федерации, о государственной федеральной  собственности Российской Федерации  за пределами ее территории.

     Нуждается в правовой регламентации порядок  формирования и деятельности различного рода корпораций, создаваемых в рамках ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, из числа предприятий, находящихся  на территории различных регионов, что требует нормативного, и прежде всего законодательного, регулирования  на федеральном уровне.

Решение этой проблемы непосредственно связано  с законодательным закреплением правового статуса самих межрегиональных  ассоциаций, их роли не только в экономической  и социально-культурной, но и в  административно-политической сфере. 
 
 
 

    ______________

  1. Конституция РФ пункт «д» статьи 71, М., 2001, с. 34
  2. Конституция РФ пункт «г» части 1 статьи 72, М., 2001, с. 36
  3. Конституция РФ пункт «а» части 1 статьи 114, М., 2001, с. 64
  4. Конституция РФ пункт 3 статьи 3, М., 2001, с. 2
 

     Законодательной регламентации требуют, в частности, следующие вопросы:

     - представительство интересов ассоциаций в федеральных органах государственной власти, возможность и порядок его осуществления руководителем или иным представителем органов государственной власти одного из субъектов Российской Федерации;

     - делегирование полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органам межрегиональных ассоциаций, круг полномочий, подлежащих делегированию, порядок передачи полномочий, включая инициирование процедуры делегирования;

     - перенесение на уровень межрегиональных ассоциаций представительств федеральных органов государственной власти, представителей Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

     -   организация и правовой статус представительств межрегиональных ассоциаций при федеральных органах государственной власти. Осуществление такого представительства единым органом от каждой ассоциации при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации и иных федеральных органах исполнительной власти;

     - пути сближения (унификации) законодательства  субъектов Российской Федерации  в рамках ассоциаций; организационные  формы взаимодействия органов  законодательной власти субъектов  РФ в рамках ассоциаций;

     - возможность ограниченного членства  субъектов Российской Федерации  в ассоциациях экономического  взаимодействия, Особый статус отдельных  субъектов в ассоциациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Правовое регулирование экономического развития субъектов РФ 

     Развитие  экономики является одним из главных  направлений деятельности государства. Экономическое развитие страны в  целом невозможно без учета экономического статуса региональных ее составляющих - эффективного функционирования экономик субъектов Российской Федерации. Однако субъекты Федерации имеют определенные различия в своем экономическом  развитии, что, естественно, влияет на объем правового регулирования  экономического развития в каждом конкретном регионе. Исторически сложившаяся  неоднородность социально-экономического пространства России, безусловно, оказывает  значительное влияние на стратегию  и тактику институциональных  преобразований при проведении государственной  экономической политики. Вместе с  тем, несмотря на значительные различия в экономическом развитии отдельных  субъектов Федерации, укрепление экономических  основ федерализма возможно только в условиях единства экономического пространства Российской Федерации. Это  в свою очередь означает проведение единой экономической политики в  отношении всех субъектов Российской Федерации, основанной на равноправии  субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти; равноправии хозяйствующих  субъектов, независимо от места их регистрации  и деятельности, обеспечении свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, трудовых ресурсов на всей территории государства. Как справедливо отмечается в юридической литературе, единство экономического пространства предполагает единые параметры рынка и политико-правовых условий его функционирования на всей территории страны.

     По  существу, принцип свободы перемещения  товаров направлен на то, чтобы  создать конституционно-правовой режим  стабильности экономического оборота.

     Сохранение  государственной и территориальной  целостности страны требует последовательной реализации конституционных принципов  построения федеративных отношений  в экономике, укрепления единства исполнительной власти, повышения ответственности  всех уровней власти за реализацию закрепленных за ними функций и полномочий по предметам исключительного и  совместного ведения. Одновременно необходимо повышение экономической  самостоятельности и ответственности  субъектов Федерации на основе разграничения  функций, полномочий, источников формирования финансовых ресурсов между федеральным  и региональным уровнями. Необходимо также создание условий и стимулов для активизации участия регионов в реализации общефедеральных и  межрегиональных программ, сокращение различий в социально-экономическом  развитии регионов на основе федеральной  системы социальных стандартов и  нормативов (с учетом региональной специфики). Для этого следует формировать такие режимы регулирования экономики, которые стимулировали бы и гарантировали бы устойчивый экономический рост, как в Российской Федерации, так и в ее субъектах. Необходимость поиска оптимальных способов регулирования экономического развития субъектов Федерации требует соответствующей научно обоснованной аргументации. В ряде научных работ и публикаций в периодической печати уже рассматривались некоторые проблемы правового регулирования экономического развития субъектов Российской Федерации. В рамках данной статьи представляется целесообразным рассмотреть правовые основы экономического развития субъектов Федерации и высказать ряд рекомендаций, направленных на совершенствование действующего законодательства в данной сфере.

     Правовые  основы экономического развития субъектов  Российской Федерации составляют часть  их конституционно-правового статуса. Они представлены актами как федерального, так и регионального уровней. Это обусловлено рядом конституционных  положений, определяющих, прежде всего, федеративный характер устройства Российского  государства и вытекающих из него полномочий федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  Федерации (1). Принципиальное значение здесь имеют также положения ст. 5, 8 и 9 Конституции Российской Федерации. В указанных статьях закреплены основные принципы экономического развития федеративного государства, неотъемлемым элементом которого являются экономики субъектов Федерации. Помимо конституционных положений базовую роль в создании правовых основ экономического развития субъектов Федерации играют также положения Федерального закона: об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Этот федеральный закон определяет основные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области экономического развития субъектов Федерации; устанавливает экономическую основу деятельности органов государственной власти субъектов Федерации; состав объектов собственности субъектов Федерации, структуру регионального бюджета. Кроме того, что особенно важно, указанный Федеральный закон определяет экономическую составляющую реализации полномочий органов государственной власти субъектов Федерации, привязывая осуществление полномочий к финансовым ресурсам федерального или регионального бюджета.  

    ______________

  1. Конституция РФ статьи 71-74, 76, М., 2001, с. 33-38, 39
 
 

     Наряду  с вышеуказанным федеральным  законом в числе базовых актов, определяющих правовую основу экономического развития субъектов Российской Федерации, следует назвать значительную часть  кодексов Российской Федерации, действующих  в сфере регулирования экономических  отношений, - Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Градостроительный, Земельный и  др. Нормативную базу федерального уровня составляют также и целый  ряд других федеральных законов. Именно федеральные законы определяют основные полномочия органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  в области экономической деятельности. Помимо законодательных актов большое  значение в регулировании экономического развития субъектов Федерации отводится  и актам Правительства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным  конституционным законом "О Правительстве  Российской Федерации"(1) федеральное Правительство обладает широкими полномочиями по осуществлению собственного правового регулирования в экономической сфере. Указанные акты регламентируют отдельные вопросы развития экономики субъектов Федерации. Так, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий. Наряду с этим федеральное Правительство также может осуществлять полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений. Подобные соглашения органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе заключать и с другими федеральными органами исполнительной власти. В рамках указанных соглашений могут передаваться полномочия в сфере экономической деятельности. В целях регламентации порядка передачи полномочий на основании соглашений Правительством Российской Федерации были утверждены Правила подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Но к настоящему времени еще, ни одно из таких соглашений не заключено. Однако именно соглашения, в отличие от федеральных законов, являются более гибким инструментом экономического развития субъектов Федерации, поскольку позволяют учитывать различное экономическое положение регионов. По нашему мнению, посредством заключения соглашений возможно придание дополнительного импульса экономическому развитию субъектов Федерации.  
 

Информация о работе Правовые, административные и экономические методы регулирования экономики