Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:05, курсовая работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения – господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.
Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережения, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.
На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………...5
1.1 Административные методы в Конституции РФ……………………5
1.2 Административные барьеры как особый способ государственного регулирования………………………………12
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………………………14
2.1 Правовой метод в Конституции РФ……………………………......14
2.2 Правовое регулирование экономического развития субъектов Российской Федерации…………………………………17
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………….28
3.1 Экономические методы……………………………………………..28
3.2 Экономические функции государства……………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36
ГЛАВА
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Административно-правовое
институциональное обеспечение
рыночной экономики направлено на реализацию
государственной политики в этой
сфере, положений и требований, закрепленных
в Конституции Российской Федерации,
в федеральных законах
К
сожалению, в настоящее время
необходимое для рыночной экономики
равновесие между гражданско-правовыми
и публично-правовыми методами регулирования
экономических отношений в
Между тем, очевидно, что реализация положений, содержащихся в статье 8 и других статьях Конституции Российской Федерации, касающихся функционирования рынка, может обеспечиваться только комплексно, т.е. гражданско-правовыми и административно-правовыми методами, иначе говоря - системно.
Необходимо активизировать работу по обобщению практики реализации законодательных актов в связи с актами федеральных органов исполнительной власти, содержащих административно-правовые нормы, регулирующие рыночные отношения, а также с эффективным использованием договорных, конвенциональных норм в публично-правовой сфере.
Крайне
необходимы глубокие комплексные исследования,
обобщающие опыт координации нормотворческой
и организационно-публичной
Основной
тенденцией развития законодательства
об экономике является комплексный
характер правового регулирования
общественных отношений. Законов чисто
управленческого характера на федеральном
и республиканском уровнях
Актуальная
задача развития законодательства в
области экономики - определение
правового статуса различных
хозяйствующих субъектов: находящихся
в государственной
К
сожалению, на федеральном уровне не
получили всестороннего развития конституционные
положения о федеральной
государственных
и муниципальных унитарных
Нуждается в правовой регламентации порядок формирования и деятельности различного рода корпораций, создаваемых в рамках ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, из числа предприятий, находящихся на территории различных регионов, что требует нормативного, и прежде всего законодательного, регулирования на федеральном уровне.
Решение
этой проблемы непосредственно связано
с законодательным закреплением
правового статуса самих
______________
Законодательной регламентации требуют, в частности, следующие вопросы:
- представительство интересов ассоциаций в федеральных органах государственной власти, возможность и порядок его осуществления руководителем или иным представителем органов государственной власти одного из субъектов Российской Федерации;
- делегирование полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органам межрегиональных ассоциаций, круг полномочий, подлежащих делегированию, порядок передачи полномочий, включая инициирование процедуры делегирования;
- перенесение на уровень межрегиональных ассоциаций представительств федеральных органов государственной власти, представителей Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- организация и правовой статус представительств межрегиональных ассоциаций при федеральных органах государственной власти. Осуществление такого представительства единым органом от каждой ассоциации при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации и иных федеральных органах исполнительной власти;
-
пути сближения (унификации) законодательства
субъектов Российской
-
возможность ограниченного
2.2
Правовое регулирование
экономического развития
субъектов РФ
Развитие экономики является одним из главных направлений деятельности государства. Экономическое развитие страны в целом невозможно без учета экономического статуса региональных ее составляющих - эффективного функционирования экономик субъектов Российской Федерации. Однако субъекты Федерации имеют определенные различия в своем экономическом развитии, что, естественно, влияет на объем правового регулирования экономического развития в каждом конкретном регионе. Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России, безусловно, оказывает значительное влияние на стратегию и тактику институциональных преобразований при проведении государственной экономической политики. Вместе с тем, несмотря на значительные различия в экономическом развитии отдельных субъектов Федерации, укрепление экономических основ федерализма возможно только в условиях единства экономического пространства Российской Федерации. Это в свою очередь означает проведение единой экономической политики в отношении всех субъектов Российской Федерации, основанной на равноправии субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; равноправии хозяйствующих субъектов, независимо от места их регистрации и деятельности, обеспечении свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, трудовых ресурсов на всей территории государства. Как справедливо отмечается в юридической литературе, единство экономического пространства предполагает единые параметры рынка и политико-правовых условий его функционирования на всей территории страны.
По
существу, принцип свободы перемещения
товаров направлен на то, чтобы
создать конституционно-
Сохранение
государственной и
Правовые
основы экономического развития субъектов
Российской Федерации составляют часть
их конституционно-правового
______________
Наряду
с вышеуказанным федеральным
законом в числе базовых актов,
определяющих правовую основу экономического
развития субъектов Российской Федерации,
следует назвать значительную часть
кодексов Российской Федерации, действующих
в сфере регулирования
Информация о работе Правовые, административные и экономические методы регулирования экономики