Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:05, курсовая работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения – господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.
Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережения, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.
На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………...5
1.1 Административные методы в Конституции РФ……………………5
1.2 Административные барьеры как особый способ государственного регулирования………………………………12
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………………………14
2.1 Правовой метод в Конституции РФ……………………………......14
2.2 Правовое регулирование экономического развития субъектов Российской Федерации…………………………………17
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………….28
3.1 Экономические методы……………………………………………..28
3.2 Экономические функции государства……………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Современная
экономика чрезвычайно сложна, она
призвана формировать условия для
самых разнообразных видов
Экономика
предшествующего советского этапа
развития общества имела как бы два
уровня задач: официально провозглашенный
курс на создание условий для всестороннего
развития личности и фактический
курс, ориентированный на военно-технологическое
противостояние (паритет в сфере
военной мощи). Последнее крайне
ограничивало объем ресурсов, направленных
на решение первой задачи. Социально-политическая
организация общества позволяла
это делать, т.е. выделять на непосредственные
нужды общества очень ограниченный
объем ресурсов, что наряду с другими
факторами вело к незаинтересованности
значительной части общества в эффективном
труде. Наше государство формировалось
и функционировало как
Противоречие
между объявленными целями и реальностью,
неэффективное использование
На
практике поставленные задачи решались
путем разгосударствления и приватизации,
резкого ограничения роли государства
в непосредственном управлении и
возложения всех этих задач на товаропроизводителей.
Такие кардинальные изменения могут
быть осуществлены без существенного
ущерба для основной части населения
только при условии наличия детальной
взаимоувязанной программы
Приведенные
выше положения подчеркивают необходимость
взвешенного отношения к
Снижение социальных и иных издержек переходного периода связано с глубоким осознанием всеми членами общества характера изменений, целей и задач трансформации. Кроме этого, необходим огромная организационная работа по согласованности всех элементов преобразования общества, обеспечения гарантий по всем аспектам его безопасности.
Все
это подчеркивает необходимость
активной роли государства, всех его
институтов в созидательном, а не
разрушительном процессе. В этот период
государство не может уйти из экономики.
Потребность в его деятельности
как гарантии стабильности и благополучия
в настоящем и будущем
Административно-правовая
норма – это нормативно-правовые,
регулирующие отношения в сфере государственного
управления, а также отношения управленческого
характера, возникающие в процессе осуществления
государственной деятельности.
Особенности административно-правовых норм:
1.
Целью административно-
2.
Административно-правовые
3.
Предназначение
4.
Административно-правовые
5.
Административные отношения
6.
С помощью административно-
8.
Административно-правовая
1) гипотеза – условие действия административно-правовых норм (ст. 13 Кодекса об административных правонарушениях.).
2)
диспозиция – правило
3)
санкция – меры
Виды административно-правовых норм:
1. по предмету регулирования различают
а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. их административно-правовой статус.
б) процессуальные – нормы, определяющие методы, способы, порядок деятельности по реализации государственного управления (разд. 4 КоАП).
2. по форме выражения
а) обязывающие – предписывающие совершать определенные действия (ст. 285).
б)
запрещающие –
в) уполномочивающие – выражается возможностью адресата действовать в рамках, установленных требований по своему усмотрению (ст.14).
г)
стимулирующие – обеспечивают с
помощью соответствующих
д)
рекомендательные – носят рекомендательный
характер. Например, регулирование
взаимотр. субъектов исполнительной
власти и негосударственных
3. по содержанию
а) общие – регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер.
Общая часть.
б)
особенные – регулирующие общие
отношения в конкретной сфере
управления. Например: в экономике,
культуре, общественной безопасности
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления.
Особенности административно-правовых отношений.
1.
Одной из сторон отношений
является соответствующий
2. для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.
3.
Многие органы исполнительной
власти и их должностные лица
обладают правом издания
4.
Административно-правовые
5.
Споры, возникающие между
6.
В случае нарушения одной из
сторон нормативных требований
она несет ответственность в
лице его органов перед
Виды административно-правовых отношений:
1. по субъектам можно разделить на отношения между:
а) вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, их называют вертикальные пр-ния. Например, между главой администрации области и района.
б) отношения между равнозначными, не подчиненными друг другу, органами исполнительной власти – горизонтальные пр-ния. Например, 2 министерствами, 2 главами администрации.
в) органами исполнительной власти и находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, между Мин. труда и социального развития РФ и ВЮТ.
г) органами исполнительной власти и не находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, финансовый контроль, таможенный контроль.
д) исполнительными органами государственной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Например, гл. администрации области и глава администрации города.
е) исполнительными органами государственной власти и негосударственными организациями. Например, правительством и профсоюзами.
ж) органами государственно-исполнительной власти и гражданами. Например, администрация района и лицо, проживающее там.
2. В
зависимости от целей
а) внутренние, связанные с формированием управленческих структур, комплектование должностей служащих, распределением между ними прав, обязанностей, ответственности и др.
Информация о работе Правовые, административные и экономические методы регулирования экономики