Правовые, административные и экономические методы регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения – господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.
Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережения, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.
На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………...5
1.1 Административные методы в Конституции РФ……………………5
1.2 Административные барьеры как особый способ государственного регулирования………………………………12
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………………………14
2.1 Правовой метод в Конституции РФ……………………………......14
2.2 Правовое регулирование экономического развития субъектов Российской Федерации…………………………………17
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………….28
3.1 Экономические методы……………………………………………..28
3.2 Экономические функции государства……………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 71.27 Кб (Скачать)

     

 

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 

  1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………...5
    1. Административные методы в Конституции РФ……………………5
    2. Административные барьеры как особый способ государственного регулирования……………………………………………………….12
 
  1. ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………………………14
    1. Правовой метод в Конституции РФ……………………………......14
    2. Правовое регулирование экономического развития субъектов Российской Федерации……………………………………………...17
 
  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………….28
    1. Экономические методы……………………………………………..28
    2. Экономические функции государства……………………………..33
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

    Современная экономика чрезвычайно сложна, она  призвана формировать условия для  самых разнообразных видов жизнедеятельности  людей. В зависимости от того, как  организована экономика, на каких принципах  эта организация строится, можно  определить, какие задачи она в  состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп  она может удовлетворить.

    Экономика предшествующего советского этапа  развития общества имела как бы два  уровня задач: официально провозглашенный  курс на создание условий для всестороннего  развития личности и фактический  курс, ориентированный на военно-технологическое  противостояние (паритет в сфере  военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла  это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими  факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном  труде. Наше государство формировалось  и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические  отношения – господство общественной собственности (юридически), которая  фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.

    Противоречие  между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда  и ресурсов породили необходимость  переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию  управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально  эта трансформация замышлялась  в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП  обеспечения более высокого уровня ресурсосбережения, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась  в повышении эффективности народного  хозяйства.

    На  практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства  в непосредственном управлении и  возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут  быть осуществлены без существенного  ущерба для основной части населения  только при условии наличия детальной  взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма  ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва  в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая  политика в переходный период значительно  отличается от экономической политики в стартовом  и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия на развитую  экономику эффективны именно тогда, когда она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.

    Приведенные выше положения подчеркивают необходимость  взвешенного отношения к вопросам макроэкономического регулирования, государственного управления процессом  трансформации. Этот процесс включает в себя не только преобразования политической структуры, но и весь  комплекс проблем  изменений. Он должен завершиться глубокой структурной перестройкой хозяйства, ориентированной на потребности  людей в новых условиях жизни  общества.

    Снижение  социальных и иных издержек переходного  периода связано с глубоким осознанием всеми членами общества характера  изменений, целей и задач трансформации. Кроме этого, необходим огромная организационная работа по согласованности  всех элементов преобразования общества, обеспечения гарантий по всем аспектам его безопасности.

    Все это подчеркивает необходимость  активной роли государства, всех его  институтов в созидательном, а не разрушительном процессе. В этот период государство не может уйти из экономики. Потребность в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем возрастает. Тип экономики, который сложится в будущей России, пока не ясен. Но ограничительные контуры, рамочные характеристики известны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    глава 1. административное регулирование

 
    1. Административные  методы в Конституции РФ
 

   Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности. 

   Особенности административно-правовых норм:

   1. Целью административно-правовых  норм является обеспечение организации  и функционирования всей системы  исполнительной власти.

   2. Административно-правовые нормы  определяют должное поведение  всех лиц и организаций, действующих  в сфере государственного управления.

   3. Предназначение административно-правовых  норм заключается прежде всего  в обеспечении эффективной реализации  конституционного назначения исполнительной  власти.

   4. Административно-правовые нормы  устанавливают и обеспечивают  режим законности и государственной  дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой  деятельности.

   5. Административные отношения являются  хорошим средством защиты от  посягательств на административно-правовые  нормы.

   6. С помощью административно-правовых  норм обеспечивается урегулированность  финансовых, земельных и иных  отношений.

   8. Административно-правовая норма  состоит из

     1) гипотеза – условие действия  административно-правовых норм (ст. 13 Кодекса об административных  правонарушениях.).

     2) диспозиция – правило поведения,  предписываемое, дозволенное или  рекомендуемое данной нормой  права (ст. 165).

     3) санкция – меры административного  и дисциплинарного воздействия.

     Виды  административно-правовых норм:

1. по предмету регулирования различают

     а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность  участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. их административно-правовой статус.

     б) процессуальные – нормы, определяющие методы, способы, порядок деятельности по реализации государственного управления (разд. 4 КоАП).

2. по  форме выражения

     а) обязывающие – предписывающие совершать  определенные действия (ст. 285).

     б) запрещающие – предусматривающие  запрет на совершение определенных действий в определенных условиях.

     в) уполномочивающие – выражается возможностью адресата действовать в рамках, установленных  требований по своему усмотрению (ст.14).

     г) стимулирующие – обеспечивают с  помощью соответствующих средств  материального или морального воздействия  должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.

     д) рекомендательные – носят рекомендательный характер. Например, регулирование  взаимотр. субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Например: между органами милиции  и добровольной дружины.

3. по  содержанию

     а) общие – регулирующие  общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер.

Общая часть.

     б) особенные – регулирующие общие  отношения в конкретной сфере  управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности 

     Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления.

Особенности административно-правовых отношений.

     1. Одной из сторон отношений  является соответствующий орган  исполнительной власти или его  должностное лицо, наделенное управленческими  полномочиями государственно-властного  характера.

     2. для этих отношений характерно  неравенство сторон, т.е. одна  сторона принимает решения и  может применить принуждение  в отношении другой.

     3. Многие органы исполнительной  власти и их должностные лица  обладают правом издания нормативного  акта, т.к. действуют по поручению  государства.

     4. Административно-правовые отношения  могут возникать по инициативе  любой из сторон. При этом согласие  второй стороны не обязательно.

     5. Споры, возникающие между участниками  административно-правовых отношений  разрешаются в большинстве случаев  в административном (несудебном) порядке.

     6. В случае нарушения одной из  сторон нормативных требований  она несет ответственность в  лице его органов перед государством.

Виды  административно-правовых отношений:

1. по  субъектам можно разделить на  отношения между: 

     а) вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, их называют вертикальные пр-ния. Например, между главой администрации  области и района.

     б) отношения между равнозначными, не подчиненными друг другу, органами исполнительной власти – горизонтальные пр-ния. Например, 2 министерствами, 2 главами  администрации.

     в) органами исполнительной власти и находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, между Мин. труда и социального развития РФ и ВЮТ.

     г) органами исполнительной власти и не находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, финансовый контроль, таможенный контроль.

     д) исполнительными органами государственной  власти и исполнительными органами местного самоуправления. Например, гл. администрации области и глава  администрации города.

     е) исполнительными органами государственной  власти и негосударственными организациями. Например, правительством и профсоюзами.

     ж) органами государственно-исполнительной власти и гражданами. Например, администрация  района и лицо, проживающее там.

2. В  зависимости от целей возникновения:

     а) внутренние, связанные с формированием  управленческих структур, комплектование должностей служащих, распределением между ними прав, обязанностей, ответственности  и др.

Информация о работе Правовые, административные и экономические методы регулирования экономики