Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:05, курсовая работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения – господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.
Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда и ресурсов породили необходимость переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережения, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.
На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………...5
1.1 Административные методы в Конституции РФ……………………5
1.2 Административные барьеры как особый способ государственного регулирования………………………………12
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………………………14
2.1 Правовой метод в Конституции РФ……………………………......14
2.2 Правовое регулирование экономического развития субъектов Российской Федерации…………………………………17
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………….28
3.1 Экономические методы……………………………………………..28
3.2 Экономические функции государства……………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36
б) внешние – отношения между органами исполнительной власти и субъектами, не входящими в систему этих органов, т.е. гражданами, общественными организациями.
3. по содержанию:
а)
материальные, которые регулируются
материальными нормами
б)
процессуальные, связанные с разрешением
индивидуально-конкретных дел, которые
регулируются административно-
Основания возникновения, изменения и прекращения административно- правовых отношений.
Основанием возникновения, изменения и прекращения административных прений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия. Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия – правомерные и неправомерные. Правомерные – соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки). События (стихийные бедствия, смерть, достижение определенного возраста – 16 лет).
Административные методы характерны, прежде всего, для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.
Административные
методы используются и в рыночной
экономике. Государственное регулирование
рыночной экономики административными
методами определяется необходимостью
решения макроэкономических и социальных
проблем в интересах всего
общества. Непосредственное государственное
управление рядом отраслей, объектов
полностью или частично применяется
по отношению к предприятиям или
организациям, имеющим жизненно важное
значение для экономики и общества,
представляющим общественную опасность,
нуждающимся в значительной государственной
поддержке. Таковыми объектами являются
военные, энергетические, заповедники,
национальные музеи, природные парки,
курорты, полезные ископаемые, водные
ресурсы, ряд учреждений науки, образования,
культуры, здравоохранения, а также
организации, контролирующие и защищающие
окружающую среду, выполняющие другие
общегосударственные функции. Такие
объекты обычно находятся в государственной
или муниципальной
Административные
методы включают: финансовую поддержку
государства отдельным
Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий. Дотация – это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.
Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть – государством. Таким образом, цена потребителя снижается.
Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящими для их окончательного сбалансирования.
В
последнее время дотации
Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними капитальных общегосударственных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.
Дотация – особая форма связи – финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.
Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.
Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека.
Во
многих странах государство использует
правовые и государственные рычаги
с тем, чтобы заставить бизнес
инвестировать капитал в
Правовые
и административные рычаги используются
государством и для вмешательства
в трудовые отношения - путем создания
законов о труде и с помощью
административных и судебных органов,
разрешающих конкретные трудовые конфликты.
Во многих странах созданы министерства
труда для надзора за соблюдением
трудового законодательства, осуществления
посредничества в трудоустройстве,
введении трудовой статистики. Существуют
также специальные органы для
урегулирования трудовых конфликтов,
например, в США - это Национальное
управление по трудовым отношениям и
федеральная служба посредничества
и примирения. В ряде стран существует
система принудительного
Отметим, что работающие на рынок государственные предприятия в режиме рыночной конкуренции нельзя отождествлять с теми, которые были в системе директивного планирования и фондового снабжения. При ориентации на рынок предприятия осуществляют свое воспроизводство за счет собственных источников, а их связь с государственным бюджетом приобретает другой характер. Главным образом они ограничиваются уплатой налогов, а финансовая поддержка (субсидии и кредиты) осуществляется лишь в меру участия в осуществлении экономической стратегии государства.
В отличие от командной экономики, в условиях рыночных отношений выделяют финансовую помощь для проведения экономического оздоровления предприятий на договорной основе, учитывавшей взаимную ответственность сторон. В прежней же системе хозяйствования финансовая помощь оказывалась в виде безвозмездных дотаций, не связанных ни с какими требованиями и ответственностью.
Об использовании государственных субсидий как эффективного рычага регулирования рынка и стимулирования производства свидетельствует, регулирования рынка, и стимулирования производства свидетельствует, например, опыт США. Так, в этой стране в бюджете на 1993\94 год на аграрный сектор было ассигновано 63 млрд. долларов, в том числе на прямые субсидии фермерам - 20 млрд. За счет правительственных субсидий в США финансируется вся научно- исследовательская работа в области сельского хозяйства, результаты этой работы доводятся до каждой фермы, предоставляются фермерам льготные кредиты на внедрение наиболее эффективной для каждой почвенно-климатической зоны агротехники. В результате американские фермеры, составляющие всего четыре процента населения страны, не только кормят свой народ, но США ежегодно экспортируют сельскохозяйственной продукции на сотни млрд. долларов.
На новой основе реализуются и государственные программы. Государственные заказы для выполнения программ выдаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта.
К
административным методам государственного
регулирования относят и
1.2
Административные барьеры
как особый способ государственного
регулирования.
Одной
из актуальных проблем российской экономики
является высокий уровень
Административные барьеры можно сгруппировать следующим образом:
• При получении доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация предприятия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.);
• При получении права на осуществление хозяйственной деятельности (лицензирование деятельности, регистрация товаров, сертификация товаров и услуг и т.п.);
• При текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушения установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот).
Подобный
"барьерный" характер регулирования
имеет ряд существенных негативных
последствий для экономики. Во-первых,
он ведет к серьезным
Экономические потери общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности, складываются из двух составных частей:
• трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен - прямые потери;
• снижения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости (наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок, прежде всего для малого и среднего бизнеса, что ведет к снижению уровня конкуренции и, соответственно, общей эффективности экономики) - косвенные потери.
Прямые
потери возникают из-за официальных
и теневых выплат, которые вынуждены
осуществлять хозяйствующие субъекты
для формального выполнения правил,
устанавливающих
Информация о работе Правовые, административные и экономические методы регулирования экономики