Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:39, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что по мере экономического реформирования предприятия в руководстве им все большую роль играет стратегическое управление. В условиях рыночной экономики важное значение для предприятия приобретают вопросы формирования и реализации экономической стратегии. Грамотно сформированная стратегия позволяет предприятию достоверно оценить экономические возможности своего развития и роста, сконцентрировать стратегические ресурсы на наиболее перспективных направлениях его деятельности. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
Но анализ хозяйственной практики свидетельствует, что вопросы выработки эффективной стратегии пока еще являются одной из наиболее важных проблем, осложняющих экономическое положение предприятий.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………6
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ….6
1.1. Понятие и сущность экономической стратегии ……………………………6
1.2. Технология планирования экономической стратегии предприятия …….13
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………….29
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
ОАО «СЫЗРАНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» ………………………………….29
3. РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………….49
3.1. Задание № 1 ………………………………………………………………….49
3.2. Задание № 2 ………………………………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………. 72
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 75
Из таблицы 2.1 видно, что 55,20 % выпускаемой ОАО «Сызранский мясокомбинат» продукции реализуется в г. Сызрань; 23,40 % – в г. Тольятти; в г. Самара реализуется 16,50 %. Небольшой процент реализации выпущенной продукции в городах Ульяновск, Саратов, Пенза связан с тем, что эти рынки только еще осваиваются ОАО «Сызранский мясокомбинат» и удалены от производителя.
Несмотря на то, что продукция ОАО «Сызранский мясокомбинат» реализуется в Самаре больше 5 лет, объемы реализуемой продукции все же находятся на стадии наращивания и в настоящий момент увеличены почти в 2,5 раза по сравнению с 2006 годом. Это объясняется тем, что рынок данного региона очень нестабилен и позволяет одновременно присутствовать на нем большому числу производителей. Тем не менее, у ОАО «Сызранский мясокомбинат» имеются перспективные конкурентные преимущества, которые при грамотной маркетинговой политике помогут увеличить занимаемую долю.
Рынок Тольятти более очевиден: на нем явно выделяются два лидера – местные производители «Комсомольский» и «Гарибальди». ОАО «Сызранский мясокомбинат» вывел свою продукцию на данный рынок летом 2003 года, но, уже спустя несколько месяцев, стал достаточно уверенно наращивать объемы реализации, заслуживая доверие потребителей. Тем не менее, по меркам Тольятти, реализуемые объемы продукции ОАО «Сызранский мясокомбинат» очень малы, поэтому занимаемая доля составляет лишь 3 %.
На сбыт ОАО «Сызранский мясокомбинат» его продукции (работ, услуг) могут негативно повлиять такие факторы как:
снижение платежеспособного спроса населения;
повышение затрат на доставку и хранение (в связи с ростом цен на энергоносители);
усиление конкуренции среди производителей мясопродуктов и мясных полуфабрикатов;
существенные изменения в российском законодательстве.
Основными конкурентами ОАО «Сызранский мясокомбинат» являются такие предприятия как: ООО «Фабрика качества», ООО «Агротек ТМ «Генеральские колбасы», ООО «Старо-Загорский мясокомбинат п. Козелки», ООО ТД «Фамильные колбасы», ЗАО «Комсомольский мясокомбинат», ООО «Мясокомбинат «Дубки»».
Факторами конкурентоспособности ОАО «Сызранский мясокомбинат» являются:
высокое качество продукции;
мощная производственная база;
широкий ассортимент выпускаемой продукции;
наличие высококвалифицированного персонала.
ОАО «Сызранский мясокомбинат» каждого своего клиента считает деловым партнером и ценит те отношения, которые сложились за годы взаимовыгодного сотрудничества. Партнерами по реализации продукции мясокомбината являются ООО «ОКЕЙ» - Приволжский филиал г. Тольятти, ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри», универсамы «Патэрсон – ООО «Омега-97», супермаркеты ЗАО ТД «Перекресток», «Лента», ООО «Сызрань – Продукт», предприятие оптовой торговли «Ста-ер», ООО «Реал-гипермаркет».
Положительными факторами, привлекающими внимание торговых операторов к продукции ОАО «Сызранский мясокомбинат», являются:
качественная продукция под брэндом «Сызрань»;
гибкая схема работы, с учетом пожеланий и интересов партнера;
доставка продукции по России, возможность погрузки на мясокомбинате;
гибкая система скидок и бонусов;
комплекс сопутствующих услуг по продвижению продукции: полномасштабная дегустация, презентации продукции, сэмплинг, раздача рекламных материалов;
прием заявок по телефону, факсу, e-mail, за сутки до исполнения заказа;
тренинг персонала по особенностям работы с мясоколбасной продукцией;
профессиональная консультация по заключению взаимовыгодного договора;
необходимая помощь при оформлении документов.
К факторам, которые могут оказать негативное влияние на возможность получения предприятием в будущем более высоких результатов, можно отнести
резкое ухудшение экономического состояния страны,
значительное увеличение процентных ставок по кредитам,
высокая инфляция.
Основными макроэкономическими факторами, которые могут положительно влиять на деятельность ОАО "Сызранский мясокомбинат" должны стать:
улучшение социально – экономической ситуации в регионе;
развитие агропромышленного комплекса в стране и области.
Проанализируем влияние на деятельность ОАО «Сызранский мясокомбинат» факторов внутренней среды.
На основе достоверных данных Бухгалтерского баланса (Приложение Б) и Отчета о прибылях и убытках (Приложение В) проанализируем деятельность ОАО «Сызранский мясокомбинат» за девять месяцев 2010 года.
В таблице 2.2 приведены показатели финансово – экономической деятельности ОАО «Сызранский мясокомбинат» за 9 месяцев 2010 года.
Наименование показателя | 2009, 9 мес. | 2010, 9 мес. | Отклонения (+, - ) |
Стоимость чистых активов эмитента | 75 455 | 80 553 | + 5 098 |
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % | 161 | 158,43 | - 2,57 |
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, % | 105,57 | 158,07 | + 52,5 |
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, % | 15,66 | 10,29 | - 5,37 |
Уровень просроченной задолженности, % | 0 | 0 | - |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз | 5,6 | 4,2 | - 1,4 |
Доля дивидендов в прибыли, % | 0 | 0 | - |
Амортизация к объему выручки, % | 1,15 | 1 | - 0,15 |
Из таблицы 2.2 видно, что за отчетный период произошли положительные изменения в деятельности предприятия: стоимость чистых активов выросла по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 5 098 тыс. руб., показатель отношения суммы привлеченных средств к капиталу и резервам уменьшился на 2,57 %.
Однако следует отметить и ряд негативных изменений. Так амортизация к объему выручки в отчетном периоде снизилась по отношению к предыдущему периоду на 0,15 %, показатель покрытия платежей по обслуживанию долгов снизился на 5,37 %. Кроме того, показатель отношения суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам увеличился на 52,5 %, что говорит о резком увеличении краткосрочных обязательств за счет привлечения краткосрочных кредитов для покрытия дефицита собственных средств.
Проанализируем результаты финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Сызранский мясокомбинат», которые представлены в таблице 2.3.
Наименование показателя | 2009, 9 месяцев | 2010, 9 месяцев | Отклонения (+, -) |
Выручка | 361 146 | 417 653 | 56 507 |
Валовая прибыль | 43 613 | 43 127 | - 486 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 6 333 | 2 611 | - 3 722 |
Рентабельность собственного капитала, % | 8,39 | 3,24 | - 5,15 |
Рентабельность активов, % | 3,22 | 1,25 | - 1,97 |
Коэффициент чистой прибыльности, % | 1,75 | 0,63 | - 1,12 |
Рентабельность продукции (продаж), % | 7,52 | 5,3 | - 2,22 |
Оборачиваемость капитала | 3,08 | 5,17 | 2,09 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату | 0 | 0 | - |
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса | 0 | 0 | - |
Анализ данных таблицы 2.3 показал, что за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение выручки от реализации продукции на 15,65 %, что связано с расширением продажного ассортимента и расширением географии сбыта продукции мясокомбината.
Несмотря на такое увеличение выручки, чистая прибыль снизилась более чем в 2 раза, что связано с ростом материалоемкости продукции в отчетном периоде (рост цен на сырье), а также с увеличением расходов на выплату бонусов покупателям.
Такое резкое снижение прибыли повлекло за собой снижение показателя рентабельности активов на 2 %, собственного капитала на 5,1 % и рентабельности продаж на 2,2 %. Несмотря на это, оборачиваемость активов выросла с 3,08 за 9 месяцев 2009 года до 5,17 за 9 месяцев 2010 года.
Основными факторами, определяющими увеличение выручки, а значит и развитие предприятия, являются:
обеспеченность предприятия сырьем и снижение уровня закупочных цен;
повышение производительности труда;
соотношение спроса и предложения на внутреннем и внешнем продовольственных рынках и тенденция долгосрочного спроса на мясную продукцию;
платежеспособный спрос населения и обеспеченность предприятия оборотным капиталом.
Проанализируем коэффициенты ликвидности ОАО «Сызранский мясокомбинат (Таблица 2.4).
Наименование показателя | 2009, 9 мес. | 2010, 9 мес. | Отклонения (+, -) |
Собственные оборотные средства | -1 795 | 14 726 | + 16 521 |
Индекс постоянного актива | 1,02 | 0,82 | - 0,2 |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,5 | 1,12 | - 0,38 |
Коэффициент быстрой ликвидности | 0,9 | 0,8 | -0,1 |
Коэффициент автономии собственных средств | 0,38 | 0,39 | + 0,01 |
Анализ коэффициентов из таблицы 2.4 показал, что, несмотря на увеличение собственных оборотных средств с - 1 795 тыс. руб. до 14 726 тыс. руб., ликвидность предприятия на конец 3 квартала 2010 года снизилась по сравнению с 3 кварталом 2009 года. Так, коэффициент текущий ликвидности за отчетный период уменьшился на 0,38. Но, несмотря на это, данный показатель выше нормативного значения (1,12 при норме 1), то есть активов у предприятия достаточно для погашения своих краткосрочных обязательств.
Показатель быстрой ликвидности уменьшился по сравнению с 3 кварталом 2009 года на 0,1. Данный показатель ниже нормативного (0,8 при норме 1). Это говорит о том, что для погашения краткосрочных обязательств у предприятия недостаточно ликвидных активов и в случае необходимости, предприятие будет вынуждено реализовать товарно – материальные ценности для погашения долгов.
Политика по финансированию оборотных средств ОАО «Сызранский мясокомбинат» предусматривает сбалансированное формирование оборотных средств за счет внешних источников и собственных средств. Что касается запасов, то они полностью сформированы за счет заемных средств.
Факторы, которые могут повлечь изменение в политике финансирования оборотных средств (повышение процентных ставок по кредитам, увеличение отсрочек платежей покупателям, падение покупательского спроса) в настоящее время отсутствуют.
Производство колбасной продукции и изделий из мяса обеспечивает 99 % объема реализации (выручки) предприятия за отчетный период. Проанализируем объем выручки предприятия от производства колбасной продукции по данным таблицы 2.5.
Таблица 2.5 – Объем реализации (выручки) от производства колбасной
продукции ОАО «Сызранский мясокомбинат», руб.
Наименование показателя | 2009, 9 мес. | 2010, 9 мес. | Отклонения (+, -) |
Объем выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности, руб. | 357 534 | 414 741 | + 57 207 |
Доля объема выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки (доходов) эмитента, % | 98,9 | 99,3 | + 0,4 |