Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:39, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что по мере экономического реформирования предприятия в руководстве им все большую роль играет стратегическое управление. В условиях рыночной экономики важное значение для предприятия приобретают вопросы формирования и реализации экономической стратегии. Грамотно сформированная стратегия позволяет предприятию достоверно оценить экономические возможности своего развития и роста, сконцентрировать стратегические ресурсы на наиболее перспективных направлениях его деятельности. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
Но анализ хозяйственной практики свидетельствует, что вопросы выработки эффективной стратегии пока еще являются одной из наиболее важных проблем, осложняющих экономическое положение предприятий.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………6
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ….6
1.1. Понятие и сущность экономической стратегии ……………………………6
1.2. Технология планирования экономической стратегии предприятия …….13
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………….29
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
ОАО «СЫЗРАНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» ………………………………….29
3. РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………….49
3.1. Задание № 1 ………………………………………………………………….49
3.2. Задание № 2 ………………………………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………. 72
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 75
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
ОАО «СЫЗРАНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
Открытое акционерное общество «Сызранский мясокомбинат» (cокращенное фирменное наименование предприятия – ОАО «Сызранский мясокомбинат») учреждено в соответствии с решением комитета по управлению государственным имуществом Самарской области и зарегистрировано Распоряжением Главы Администрации города Сызрани в 1993 году. ОАО «Сызранский мясокомбинат» является правопреемником всех имущественных прав и обязанностей комбината мясного «Сызранский». ОАО «Сызранский мясокомбинат» образовано на неограниченный срок действия.
Первые упоминания о Сызранской скотобойне по документам Сызранского государственного архива относятся к 1886 году. Уже тогда продукцию мясокомбината поставляли на государственные нужды, в том числе и в царскую армию. А в советские времена именно на Сызранском мясокомбинате располагался единственный в области спеццех, где производили мясные продукты для партийной элиты области и высокопоставленных гостей санатория «Волжские зори». С 1950 года регулярно осуществлялась реконструкция мясокомбината, в результате которой сложилось предприятие по комплексной переработке всех видов скота, выработке колбасных изделий, мясных полуфабрикатов.
В соответствии с Уставом (Приложение А) целью деятельности ОАО «Сызранский мясокомбинат» является насыщение российского и зарубежного рынков товарами и услугами, производимыми и предоставляемыми предприятием, а также получение прибыли.
Основной вид деятельности ОАО «Сызранский мясокомбинат» – переработка мяса и мясопродуктов, производство и реализация колбасных изделий и мясных продуктов. Основная хозяйственная деятельность предприятия не имеет сезонного характера.
Высшим органом управления ОАО «Сызранский мясокомбинат» является общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом – генеральным директором.
ОАО «Сызранский мясокомбинат» имеет зависимое предприятие ООО «Сызрань-Фудс», в котором оно владеет 24 % уставного капитала. ООО «Сызрань – ФУДС» является дилерской сетью, основным вид деятельности которой является оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы.
Проанализируем влияние рисков на деятельность ОАО «Сызранский мясокомбинат». Среди отраслевых рисков можно выделить следующие:
1) Увеличение цен на сырье.
В себестоимости основного вида продукции предприятия сырье занимает более 70 % от общей себестоимости продукции, поэтому увеличение цен на сырье вызовет значительное удорожание продукции, что приведет к уменьшению доходов.
Аномальная жара, установившаяся летом в Поволжском регионе, фактически уничтожила пастбища, а также посевы кормов. Следствие этого стал резкий забой скота, что в краткосрочном периоде может привести к падению цен на сырье, однако в дальнейшем ожидается дефицит мяса, и как следствие, рост цен.
2) Увеличение цен на энергоносители и топливо.
Увеличение цен на энергоносители и топливо оказывает не такое существенное влияние на рост себестоимости продукции ОАО «Сызранский мясокомбинат», так как доля затрат на эти виды составляет 4,37 % от общей себестоимости продукции. Однако значительный рост тарифов также вызовет рост себестоимости продукции и снижение доходов предприятия.
3) Рост цен на продукцию предприятия.
При значительном росте цен на сырье и материалы, энергоносители пропорциональное увеличение цен на продукцию предприятия невозможно, так как колбасная продукция не является продуктом первой необходимости и уровень продаж в основном зависит от уровня благосостояния населения. Поэтому значительное увеличение цен на продукцию приведет к уменьшению реализации и снижению объемов производства.
ОАО "Сызранский мясокомбинат" осуществляет свою деятельность только на территории Российской Федерации. Основными страновыми рисками являются политические и экономические. В России продолжаются экономические реформы и развитие правовой, налоговой и административной инфраструктуры, которая отвечала бы требованиям рыночной экономики. Стабильность российской экономики будет во многом зависеть от хода этих реформ, а также от эффективности предпринимаемых Правительством антикризисных мер в сфере экономики, финансовой и денежно – кредитной политики. В настоящее время политическая ситуация в стране является стабильной, тогда как экономическая ситуация в России, начиная со второго квартала 2008 года, демонстрирует снижение темпов роста, так как российская экономика подвержена влиянию рыночных колебаний и снижению темпов экономического развития в мировой экономике.
ОАО "Сызранский мясокомбинат" осуществляет свою деятельность в Самарской области. Ухудшение экономической ситуации в Самарской области происходит под воздействием неблагоприятных финансовых и экономических условий в России в целом, вызванных мировым экономическим кризисом. Поэтому основным риском является ухудшение общей социально – экономической ситуации в стране и Самарской области в частности, так как снижение благосостояния населения приведет к уменьшению объемов реализации.
Регион, в котором предприятие осуществляет свою деятельность, не характеризуется повышенной опасностью стихийных бедствий, не является удаленным и труднодоступным. Указанные риски оцениваются предприятием как несущественные и не способны повлиять на его деятельность.
Финансовые риски в деятельности предприятия присутствуют, так как предприятие привлекает банковские ресурсы для финансирования текущей деятельности предприятия, а также оплата ряду поставщиков за поставленную продукцию непосредственно зависят от курса иностранной валюты. Влияние рисков, связанных с колебаниями курса иностранной валюты, невысоки, так как доля импорта в общих поставках незначительна.
В связи с тем, что ОАО «Сызранский мясокомбинат» не осуществляет торговые операции на внешнем рынке, риски, связанные с изменением валютного законодательства, не могут оказать существенное влияние на производственно – финансовую деятельность предприятия.
Возможный рост ставки по налогам, выплачиваемым предприятием в ходе своей производственно – финансовой деятельности, может привести к увеличению расходов предприятия и снижению денежных средств, остающихся на предприятии на финансирование текущей деятельности. Однако, изменения в налоговом законодательстве, которые могут привести к реализации данных рисков, по мнению предприятия, являются маловероятными.
Изменения правил таможенного контроля и увеличение импортных пошлин в Российской Федерации может повлечь удорожание приобретаемого сырья и увеличение сроков прохождения таможенных процедур, что, в свою очередь, может отразиться на сроках поставляемого сырья и на прибыли предприятия.
Рынок мяса и мясопродуктов является одним из основных секторов продовольственного рынка. Мясо используют непосредственно в пищу, для выработки колбасных изделий, полуфабрикатов, консервов. Сырьем для мясной промышленности являются сельскохозяйственные животные (убойный скот) и птица.
В настоящее время сохраняется динамика роста емкости мясного рынка. Из-за нестабильности рынка мяса птицы и из-за всех последствий случившегося заболевания «птичий грипп» наметился рост объемов потребления мяса и мясопродуктов.
Спрос на вареные колбасы остается достаточно высоким, особенно на две категории – колбасы высших сортов в натуральной оболочке и дешевые колбасы. К сожалению, не решенные до сих пор проблемы контроля качества готовой продукции приводят к тому, что продукция одного наименования, например, «Докторская» или «Любительская», от разных производителей по вкусу и иным показателям заметно отличается. Практически все предприятия разрабатывают собственные технические условия на производство новых колбасных изделий (во многих случаях со значительными добавками немясных компонентов). Чтобы не потерять рядового потребителя, учитывая его устоявшиеся вкусы и низкий уровень покупательской способности, новым изделиям иногда даются названия хорошо известных сортов колбас с добавлением определений типа «особая», на которые покупатель, практически, никогда не обращает внимания. Говоря о добавках и готовых смесях для производства колбасных изделий, можно отметить, что их использование в отечественном производстве возрастает с каждым годом и это связано не столько с отсутствием сырьевой базы, сколько с попытками удержать доступный уровень цен на недорогие сорта вареных и полукопченых колбас.
По оценке операторов рынка отмечается рост спроса на колбасную продукцию вареную и сосиски, а также стабилизация спроса на полукопченые колбасы в крупных мегаполисах. Покупатель стал более требовательным к качеству продукции данной группы. Что касается средних и мелких населенных пунктов, то продукция дорогой ценовой группы здесь практически отсутствует в ассортименте. В основном это связано с низкой платежеспособностью населения.
Производство копченостей является довольно рентабельным и активно развивается. Появляются новые виды продукции по оригинальным технологиям предприятий. Для дальнейшего укрепления позиций производства этого вида продукции, как и при производстве дорогих колбас, необходимо освоение европейских технологий. Например, в деликатесном ассортименте практически отсутствует такой продукт, как сыровяленый окорок, который очень распространен в странах ЕС.
Следует отметить, что вырос спрос на продукцию средней и дорогой ценовых групп, вследствие чего многие производители перешли к активной продаже в супермаркетах, которые посещают люди с высокими доходами и являющиеся основными потребителями деликатесных колбас. В связи с этим заметна разница в ассортименте: небольшие магазины имеют в наличии несколько видов деликатесных колбас, а в крупных центральных магазинах их количество возрастает до нескольких десятков наименований.
По мнению большинства участников рынка, мясоперерабатывающие предприятия еще не достаточно активно используют маркетинговые технологии. Сбыт продукции происходит в основном по прямым поставкам. Однако для мелкой и средней торговли это не всегда выгодно, ввиду особенностей ее организации. Многие крупные производители начинают создавать дистрибьюторские сети и торговые дома, магазины и отделы фирменной торговли. Все чаще для продвижения товаров маркетинговые и рекламные мероприятия проводятся в местах непосредственной продажи. Это, прежде всего, мерчендайзинг, дегустации, оформление своими логотипами холодильников и так далее. Рекламу мясных товаров в печатных средствах массовой информации и на телевидении можно увидеть значительно реже, нежели рекламу продукции, для которой они зачастую служат закуской. Среди прочих рекламоносителей, используемых мясопереработчиками, можно назвать еще билборды и продовольственные автофургоны. Однако в дальнейшем, продолжая экономить на рекламе, действуя по принципу «колбаса она и есть колбаса и так купят», без активной раскрутки и продвижения брендов, рассчитывать на увеличение продаж мясопродуктов в крупных городах не стоит. Это касается, в первую очередь, сегмента дорогих товаров.
Открытие большого количества супермаркетов в крупных городах потребовало от производителей новых подходов к фасовке продукции. Это и расфасовка продукции в вакуумную упаковку, и выпуск продуктов фиксированного веса, а также фасованных нарезанных колбас и копчений.
В своей производственной деятельности ОАО «Сызранский мясокомбинат» использует отечественное сырье и импортное. Доля импорта в общих поставках занимает 7,4 %. Доступность источников импорта не вызывает у предприятия особых сомнений.
Основными поставщиками отечественного сырья, на долю которых приходится более 10 % поставок, являются: ООО «Промкорма» Самарская область, Красноярский район, село Хилково (16,01 %) и ЗАО «Северный ключ» Самарская область, Похвистневский район, село Савруха (17,92 %).
Доля ОАО «Сызранский мясокомбинат» в общенациональной емкости рынка незначительная и составляет 0,2 %. Доля ОАО «Сызранский мясокомбинат» на колбасном рынке Самарского региона составляет 2,5 %. По объемам выпуска ОАО «Сызранский мясокомбинат» в Самарском регионе занимает 5 место.
На сегодняшний день ОАО «Сызранский мясокомбинат» занимает около 79 % колбасного рынка г. Сызрани. В последнее время ОАО «Сызранский мясокомбинат» начал активно искать пути расширения сбыта.
Выход на новые рынки начался, прежде всего, с близлежащих городов, рынки, которых наиболее удачны для реализации продукции деликатесной группы и копченых колбас. Это объясняется высокой платежеспособностью населения и готовностью потребителей платить за высокое качество колбасной продукции.
Основные рынки сбыта продукции ОАО «Сызранский мясокомбинат» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Рынки сбыта продукции ОАО «Сызранский мясокомбинат»
Город | Способ реализации | Удельный вес | |
Сызрань | МЕСТНЫЙ РЫНОК. Прямые продажи через оптовую и розничную сети. | 55,20 % | |
Самара | Через розничную сеть | Прямые продажи (опт) | 16,50 % |
Тольятти | Через розничную сеть | Прямые продажи (опт) | 23,40 % |
Ульяновск | - | Прямые продажи (опт) | 3,30 % |
Саратов | - | Прямые продажи (опт) | 1,40 % |
Пенза | - | Прямые продажи (опт) | 0,20 % |