Планирование экономической стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что по мере экономического реформирования предприятия в руководстве им все большую роль играет стратегическое управление. В условиях рыночной экономики важное значение для предприятия приобретают вопросы формирования и реализации экономической стратегии. Грамотно сформированная стратегия позволяет предприятию достоверно оценить экономические возможности своего развития и роста, сконцентрировать стратегические ресурсы на наиболее перспективных направлениях его деятельности. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
Но анализ хозяйственной практики свидетельствует, что вопросы выработки эффективной стратегии пока еще являются одной из наиболее важных проблем, осложняющих экономическое положение предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………6
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ….6
1.1. Понятие и сущность экономической стратегии ……………………………6
1.2. Технология планирования экономической стратегии предприятия …….13
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………….29
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
ОАО «СЫЗРАНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» ………………………………….29
3. РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………….49
3.1. Задание № 1 ………………………………………………………………….49
3.2. Задание № 2 ………………………………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………. 72
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 75

Работа содержит 1 файл

Стратегия.doc

— 713.50 Кб (Скачать)


52

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………6

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ….6

1.1. Понятие и сущность экономической стратегии ……………………………6

1.2. Технология планирования экономической стратегии предприятия …….13

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………….29

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

ОАО «СЫЗРАНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» ………………………………….29

3. РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………….49

3.1. Задание № 1 ………………………………………………………………….49

3.2. Задание № 2 ………………………………………………………………….58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 65

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………. 72

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что по мере экономического реформирования предприятия в руководстве им все большую роль играет стратегическое управление. В условиях рыночной экономики важное значение для предприятия приобретают вопросы формирования и реализации экономической стратегии. Грамотно сформированная стратегия позволяет предприятию достоверно оценить экономические возможности своего развития и роста, сконцентрировать стратегические ресурсы на наиболее перспективных направлениях его деятельности. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

Но анализ хозяйственной практики свидетельствует, что вопросы выработки эффективной стратегии пока еще являются одной из наиболее важных проблем, осложняющих экономическое положение предприятий. Экономическое реформирование предприятия будет успешным и приведет к улучшению его экономического состояния только в том случае, если на предприятии будет сформирована и осознана комплексная стратегия его развития. Именно продуманная и прошедшая определенные процедуры утверждения стратегия должна стать основой составления системы бизнес-планов предприятия.

Ввиду особой формы обобщения широкого диапазона выводов об экономическом положении предприятия результаты экономического анализа и стратегической оценки позволяют использовать их при рассмотрении концептуальных основ деятельности и формировании оптимальной стратегии хозяйственного развития. Если раньше существенная часть проводимой на предприятии аналитической работы была связана с текущим  оперативным управлением, а стратегический анализ носил эпизодический характер, то теперь в рамках формирования экономической стратегии развития необходимо использовать, прежде всего, методический аппарат стратегического анализа.

Особую актуальность теме настоящего исследования придает необходимость стабилизации экономического положения большинства российских предприятий и их перехода на стратегию устойчивого экономического роста. Несмотря на то, что каждое предприятие является уникальным и имеет свои специфические особенности, в условиях современной экономики существенно возрастает значение общих методологических принципов и положений планирования и реализации экономической стратегии.

В связи с этим целью курсового проекта является рассмотрение планирования экономической стратегии предприятия.

Для конкретизации цели необходимо решить следующие задачи:

                  раскрыть понятие и сущность экономической стратегии, ее функции и особенности;

                  охарактеризовать основные составляющие экономической стратегии;

                  изучить технологию планирования экономической стратегии;

                  рассмотреть особенности планирования экономической стратегии ОАО «Сызранский мясокомбинат».

Объектом курсового проекта является ОАО «Сызранский мясокомбинат». Основным видом деятельности которого является переработка мяса и мясопродуктов, производство и реализация колбасных изделий и мясных продуктов.

Предмет исследования: планирование экономической стратегии.

Для написания курсового проекта были использованы: учебная литература  по стратегическому управлению и менеджменту таких авторов как Л.Г. Зайцев, А.И. Ильин, Т.Н. Бабич, Н.Ю. Лапыгин; периодические издания «Экономические стратегии», «Управление персоналом»; бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия.

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Понятие, сущность и составляющие экономической стратегии

 

Устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг обеспечивает экономическая стратегия. В литературе приводится достаточно большое количество определений понятия «стратегия». Некоторые из них приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Определения понятия «стратегия»

Понятие

Автор литературного источника

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение целей.

Мескон М.Х.,

Альберт М.,

Хедоури Ф.

Стратегия – набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Ансофф И.

Стратегия – соединение сил и ресурсов предприятия для достижения выбранных целей.

Grabowski

Стратегия – план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.

Томпсон А.А.,

Стрикленд А. Дж.

Стратегия определяется как долгосрочная программа действий, предполагающая такое распределение ресурсов, которое обеспечивает позиционирование компании в соответствии с сильными ее сторонами, создание конкурентных преимуществ, организационной стабильности и рентабельности.

Lunch R.P.

Стратегия – программа действий, базирующаяся на оценке предпринимательской среды и положении предприятия на рынке.

Быстров В.Ф.

Стратегия – это совокупность пяти определений, пяти «П»:

– план, направление развития;

– принцип поведения, следования определенной модели поведения;

– позиция, расположение определенных товаров на конкретных рынках;

  - перспектива, основной способ действий организации;

– прием, особый маневр с целью обмануть, запутать, перехитрить конкурентов.

Минцберг Г.,

Альстрэнд Б.,

Лэмпел Дж.

Стратегия – конкретные пути развития предприятия исходя из динамики внешней среды посредством формулирования целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу.

Евенко Л.И.

По аналогии с определением военной стратегии экономическую стратегию предприятия можно определить как высшую форму предпринимательского искусства. Экономическая стратегия охватывает вопросы теории и практики подготовки предприятия к ведению бизнеса, исследует закономерности внешней и внутренней среды, разрабатывает способы и формы подготовки и реализации стратегических действий, определяет цели и задачи подразделениям, распределяет ресурсы по стратегически зонам хозяйствования.

Под экономической стратегией мы будем рассматривать систему основополагающих направлений, правил, приемов, необходимых для выработки и принятия научно-обоснованных долгосрочных принципиально важных управленческих решений, которыми фирма должна руководствоваться в своей деятельности, с целью получения в перспективе устойчивых и доминирующих конкурентных преимуществ на целевом рынке.[1]

Целью разработки экономической стратегии предприятия является выявление главных направлений дальнейшего ее функционирования на основе максимального использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала и наиболее полным учетом влияния микро- и макросреды.

Экономическая стратегия предприятия базируется на трех основных посылках:

                  ресурсной концепции предприятия как информационной системы, характеризующей совокупность ресурсов, то есть возможностей фирмы определять и достигать долговременных стратегических целей;

                  теории конкурентного преимущества как концептуальной основы формирования глобальной и локальных стратегических целей предприятия и экономически эффективных средств их достижения;

                  теории трансакционных издержек как концепции, позволяющей конкретизировать отдаленные стратегические цели.

Экономическая стратегия отвечает на те же вопросы, что и любая экономическая система:

                  что и в каком количестве производить;

                  как и какими средствами производить;

                  для кого и когда производить.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, экономическая стратегия предприятия должна вырабатывать определенные правила и приемы:

                  исследования условий конкурентного преимущества и выявления предпочтительной миссии предприятия;

                  исследования рынков потенциальных товаров и услуг, отвечающих миссии предприятия, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость предприятия, то есть возможность переориентации предприятия в наиболее благоприятных с экономической, политической, правовой, социально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения зонах;

                  формирования товарного ассортимента предприятия, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей внутри страны и за ее пределами и обеспечивающего на этой основе систематическое получение предприятием экономической прибыли, то есть прибыли, позволяющей реализовывать программы расширенного воспроизводства;

                  распределения имеющихся в распоряжении предприятия и привлекаемых им дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности, обеспечивающего максимальную продуктивность (рентабельность) использования этих ресурсов;

                  взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками, обеспечивающего экономически эффективное поддержание стратегического потенциала предприятия на уровне, достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла;

                  формирования эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение предприятия в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка;

                  раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри предприятия, и предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятия.

Вырабатывая правила и приемы эффективной реализации этих направлений деятельности, экономическая стратегия предприятия – с момента определения миссии, формирования ее производственного профиля и в течение всего периода функционирования – должна быть ориентирована на поддержание конкурентного преимущества, предотвращение ее банкротства, обеспечение длительного процветания в постоянно изменяющемся мире.

Экономическая стратегия имеет некоторые особенности, отличающие ее от краткосрочного (текущего) управления фирмой.

Первая особенность состоит в том, что процесс выработки экономической стратегии не завершается каким-либо немедленным действие. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым должно обеспечить желаемый прирост уровня конкурентного статуса фирмы и, как следствие, - уровня конкурентного преимущества предприятия.

Вторая особенность состоит в существенном отличии выбора и реализации оперативных (тактических) трансакций, полнота и надежность информации для которых значительно выше, чем полнота и надежность информации, имеющаяся в распоряжении предприятия при выборе стратегических трансакций. В ходе формирования экономической стратегии нельзя предвидеть все возможность, которые откроются при составлении конкретного стратегического проекта. Поэтому приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах, что приводит к росту неопределенности всех типов: «неопределенности природы» (то есть внешней среды предприятия), неопределенности целей, неопределенности действий конкурентов. Экономическая стратегия вырабатывает своеобразную «зону неопределенности» - множество вариантов развития, каждый из которых оптимален при некотором реально возможном сочетании внешних условий.

Информация о работе Планирование экономической стратегии