Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в подробном изучении вопроса учета издержек обращения на предприятиях общественного питания, выделение из всего многообразия теоретической литературы главные аспекты и особенности учета затрат.
2.2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО
ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗЕРВОВ ЭКОНОМИИ.
Аналитический учет издержек обращения целесообразней вести по статьям номенклатуры. В планировании и учете применяется единая номенклатура статей издержек обращения с одинаковым содержанием. Это обеспечивает
при контроле за выполнением плана сопоставимость плановых и учетных показателей.
Предприятия могут детализировать номенклатуру учитываемых расходов за счет выделения дополнительных субстатей, но при этом должен быть сохранен единый подход в формировании учетной и отчетной информации по утвержденным статьям расходов.
Отражение в учете операций по дебету счета 44 осуществляется непосредственно в журналах-ордерах по тем счетам, на которых учитываются расходуемые средства. Так, в журнале-ордере № 5 ( приложение № 1 ) по учету денежных средств и ссуд по товарообороту отражаются суммы, израсходованные из кассы наличными деньгами, а также суммы, перечисленные с расчетного счета на оплату расходов. В журнал-ордер № 9 ( приложение № 2 ) по учету расчетов с подотчетными лицами записываются суммы, израсходованные подотчетными лицами, и т. д. В этих журналах-ордерах для записи сумм, отнесенных в дебет счета 44, отводится отдельная графа для каждой статьи расхода.
По кредиту счета 44 отражается в течение года незначительное число операций (сумма процентов, полученных магазинами с покупател,ей при продаже товаров в кредит, и некоторые другие). Эти операции записывают в журнал-ордер № 10 по кредиту разных счетов, для которых не предусмотрено специализированных форм журналов-ордеров ( приложение № 3 ).
Для ведения аналитического .учета издержек обращения удобнее использовать карточки многографной формы, в которых для каждой отдельной статьи расхода отводится специальная графа, их заполнение производит главный бухгалтер. Итог отраженных в каждой графе сумм показывает абсолютный размер расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек. Итог записей в этой графе должен быть равен обороту по дебету счета 44.
Записи в карточки аналитического учета издержек обращения ведут на основании журналов-ордеров тех счетов, которые корреспондируют с дебетом счета 44. Целесообразно для этого составлять специальные листки-расшифровки. Их заполняют при записи операций в журнале-ордере по данным отдельных документов с указанием краткого содержания операций и номера статьи расхода. Карточки открывают на год и ведут нарастающим итогом, главным бухгалтером.
При централизации бухгалтерского учета в главной бухгалтерии вышестоящей торговой организации аналитический учет по всем статьям номенклатуры издержек обращения ведется лишь в целом по торгу (тресту, конторе, отделу ). По каждому отдельному предприятию, учитываемому на балансе торговой организации, в учете выявляется только сумма его расходов на заработную плату. Такой порядок учета издержек не позволяет осуществлять действенный контроль за размером расходов и их хозяйственной целесообразностью, выявлять финансовый результат каждого торгового предприятия,
Для торговых предприятий, учитываемых в централизованных бухгалтериях, планирование и учет издержек обращения осуществляются отдельно по каждому хозрасчетному предприятию. Для этого аналитический учет издержек обращения ведется в специальных ведомостях по предприятиям и статьям затрат, что обеспечивает возможность получения каждым таким предприятием из централизованной бухгалтерии отчетных данных о фактических расходах по всем статьям.
Аналитический учет издержек предприятий общественного питания ведется по единой номенклатуре статей издержек обращения, в разрезе каждой отдельной статье, принятой Министерством торговли.
Учет издержек обращения на остаток товаров. На дебете счета 44 отражаются все расходы торгового предприятия, относящиеся как к уже реализованным товарам, так и к товарам, оставшимся на конец месяца непроданными. В конце каждого отчетного периода необходимо выделить из общей суммы издержек обращения расходы на остаток товара. Необходимость такого разграничения расходов обусловлена следующим.
В соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах товарно-материальные ценности должны показываться в балансах торговых предприятий по розничным ценам, а на некоторых оптовых складах и базах — по покупной стоимости. Разница между стоимостью товаров по покупным и розничным ценам выделяется в балансе по особой статье. Расходы по доставке товаров отражаются в балансе отдельной статьей, что позволяет по данным баланса определить фактическую себестоимость остатка товаров.
Финансовый результат от реализации товаров должен быть выявлен путем сопоставления реализованной торговой скидки по уже проданным товарам с той частью расходов, которая связана с их реализацией. Для этого необходимо из общей суммы учтенных издержек обращения выделить ту ее часть, которая приходится на остаток товаров.
Размер издержек обращения, приходящихся на остаток товаров на конец отчетного периода, исчисляется по предприятиям оптовой и розничной торговли по среднему проценту транспортных расходов (ст. 1 и 2) за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало этого месяца. Расчет ведется в следующем порядке:
1) к сумме издержек обращения по транспорту на остаток товаров на начало отчетного месяца прибавляют сумму транспортных расходов, произведенных в отчетном месяце;
2) к сумме реализованных в отчетном месяце товаров прибавляют сумму остатка товаров на конец месяца;
3) умножением определенной вышеуказанным способом суммы расходов на 100 и делением на сумму реализованных и оставшихся товаров определяют средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров;
4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов и делением на 100 определяется сумма издержек обращения (расходов по завозу товаров) , относящихся к остатку товаров на конец отчетного месяца. Эта сумма издержек обращения показывается в разделе II актива баланса как корректировочная статья, дополняющая оценку показанных в этом же разделе товарных запасов.
Расчет издержек обращения на остаток товаров на предприятиях торговли и общественного питания ( приложение № 4 ). Предприятия торговли и общественного питания расчет издержек обращения на остаток товаров исчисляют по статьям расходов: транспортные расходы, проценты за пользование ссудами, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и акцизы, уплаченные при ввозе товаров.
В аналитическом учете данные об импортированных товарах, при ввозе которых были уплачены таможенные пошлины и косвенные налоги, могут быть сгруппированы по следующим признакам: товары, облагаемые таможенными пошлинами; подакцизные товары; товары, облагаемые налогом на добавленную стоимость при их ввозе. При такой организации учета составляются отдельные расчеты на распределение таможенных пошлин, акцизов и налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров.
Транспортные расходы и проценты за пользование ссудами распределяют между остатком товаров на конец месяца и реализованными товарами в целом по торговому предприятию.
Издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, рассчитывают по следующей методике: к сумме издержек обращения на остаток товаров на начало месяца (данные берут из расчета) прибавляют произведенные за месяц расходы в целом по предприятию и из полученного результата вычитают сумму издержек обращения на остаток товаров на конец месяца.
2.3. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ
Бухгалтерский учет-прикладная экономическая дисциплина,преобретающая в усоловиях переходной экономики первостепенное значения для предприятий всех форм собственности и размеров-обеспечивает регистрацию, хранения и обработку информации о финансово-хозяйственной дейтельности предприятия. Ведение бухгалтерского учета профессия бухгалтера становится все более престижной, а его роль в управлении предприятием-ключевой.
Использования персональных компьюткров для автоматизации бухгалтерского учета является важной составной частью системы информационного обеспечения всей дейтельности предприятия.Постоянное изменения требований, предьявляемых к бухгалтерскому учету увеличивает потребность в гибких быстро адаптируемых к новым условиям програмным комплектов.Встает вопрос “Какой же должна быть программа на предприятиях общественного питания ?“ чтобы она полностью удовлетворяла потребности в информации, главного бухгалтера.
При автоматизации предприятий общественного питания наибольшие хлопоты доставляют: практически ежедневная корректировка калькуляций готовых изделий и заполнения огромного числа калькуляционных карточек, списания себестоимости использованных продуктов ,постоянный выпуск актов реализации готововых изделий с “разброской” по типам реализации. В результате анализа практических потребностей бухгалтерий, ресторанов и Удалось сформулировать следующие рекомендации, которым можно руководствоватся при выборе программ.
Что нужно же нужно знать бухгалтеру для принятия эффективных стратегических и тактических решений в условиях автоматизации ?.
Кроме опыта, знаний, интуиции руководителю желательно получить ответ на вопрос “ Откуда пришли деньги за последний год (полугодье, квартал) и куда они ушли?”.При этом лучше, чтобы виды прихода и статьи расхода денег определил он сам. Это информация, может подсказать руководителю, на чем целесообразнее заробатывать и на чем следует экономить.
Казалось бы, получить необходимую информацию бухгалтер может от заместителей, которые собирают ее у своих помошников до рабочих мест специалистов склада, кассы, отдела сбыта. При чем на каждом этапе информация обрабатывается и поступает к руководителю во все более укрупненном виде.Здесь сразу видны два недостатка: на прохождения обработанной информации через несколько рук требуется время, да и при ручной обработке возможны ошибки. К тому же когда обьем учетно-аналитической работы возростает настолько, что сами условия работы застовляют искать выход из создавшей ситуации. Опыт показывает что при ручном способе учета около 40-45% времени бухгалтер расходует на выполнения своих функциональных обязанностей: работа с первичными документами, предварительный и последующий контроль, за правильностью выполнения хозяйственных операции, анализ текущей дейтельности, разработка предложений для руководителей по совершенствованию дейтельности и 50-60% непроизводственные затраты ( размещения информации в регистрах учета: журналы-ордера, проведения расчетов и других операций ).Последнее операции с успехом делает компьютер. В этом случае-решения о компьютеризации учета застовляет принимать сама жизнь.
Если же информация непосредственно с мест своего возникновения поступает в интегрированную базу данных, то бухгалтер может запросить оперативные сводки в любой момент и получить их в приемлемое время без посредников.
В целом опираясь на опыт надо сказать что даже имея автоматизированные системы в подразделениях, отделах, бухгалтериях руководитель и главный бухгалтер не получают нужной информации. Проблема здесь в том что большинство разработчиков информационных систем начинают автоматизировать сразу рабочее место специалистов (материально ответственных лиц ), так и не доходя до бухгалтерии. При этом система решает главным образом проблемы исполнителей оставляя за “бортом” административный аппарат.
Если же в первую очередь автоматизировать рабочее место руководителя, затем его заместителей и главного бухгалтера и только после этого создавать ( подключать ) автоматизированные подсистемы, то система будет прежде всего решать проблемы руководства. Кроме того, при проектировании “ от главного бухгалтера “ может выяснить, что автоматизация некоторых отделов предприятия вообще нецелесообразна.
В настоящее время многие предприятия внедряют автоматизированные системы бухгалтерского учета ( АСБУ ). Можно считать что всеобщая компьютеризация, в.т.ч и учетной работы, является велением времени.
Внедрение АСБУ позволяет существенно повысить оперативность и достоверность обработки учетной информации. Однако сопряжено и с немалыми затратами, которые во многом зависят от особенностей используемых компьютерных технологий. Последнее в немалой степени влияют и на правильность функционирования системы обработки учетной информации (Бухгалтерский комплекс, Бухгалтерия-офис )-которые предостовляют пользователю, не только широкие возможности в области организации традиционного бухгалтерского учета , но и позволяют обеспечить управление различными проектами предприятий общественного питания.( далее характеристика базы на предмет применения автмат.)
На рынке все больше и больше появляются програмные обеспечения заслуживающие внимания бухгалтеров и управленческого персонала. Встает вопрос.
-“ Какую лучше выбрать программу ? “
Специалисты отмечают количественный рост программ, специфика которых расчитана на конкретную отрасль. Такой пограммой является специализированная программа меню “ Анжелики “. Достоинства данной программы является: быстрота обработки данных, автоматизация полного замкнутого цикла задач учета на единой информационной базе. Наряду с достоинствами программа имеет хотя и незначительный, но важный недостаток. Нет специальных знаний у бухгалтеров. В остальном программа имеет все реквизиты котарые нужны бухгалтеру для оперативного учета затрат. Функционирование специализированной программы меню “ Анжелика “ подразумевает: формирование калькуляционных карточек а также их пересчет в случае изменения цен, оформление официантами счетов для клиентов и контроль за их оплатой, формирование отчетности ро результатам дейтельности. В целом можно сказать что программа является специально приспособленно к производственной дейтельности предприятий общественного питания.