Отчёт по практике на ОАО "МАЗ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:20, отчет по практике

Описание работы

Учебная практика направлена на ознакомление студентов с организационной, технологической и управленческой деятельностью предприятий в рыночных условиях хозяйствования, на формирование у студентов знаний о формах и методах финансовой работы в условиях рыночной экономики и предназначена для закрепления теоретических знаний, приобретенных студентами в ходе учебного процесса, а также для приобретения практических навыков.

Содержание

ОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………....3
1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура и предмет деятельности………………………………………………….4
1.1 Создание, развитие и становление ОАО «МАЗ» и его продукции……………4
1.2 Управление предприятием……………………………………………………….7
2 Общая характеристика основных технико-экономических показателей……...13
2.1. Основные технико-экономические показатели предприятия, их динамика и структура…………………………………………………………………………….13
2.2 Анализ себестоимости продукции…………………………………………….14
2.3. Анализ прибыли и убытков…………………………………………………....18
2.4. Анализ производительности труда…………………………………………....21
2.5. Анализ трудовых ресурсов и заработной платы………………………...........22
2.6. Анализ объемов производства и реализации продукции……………………26
2.7. Производственные мощности предприятия………………………………….27
3 Индивидуальное задание…………………………………………………………30
Заключение ………………………………………………………………………….34
Список использованных источников………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

почти готовый отчёт.doc

— 660.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, технической политикой предприятия остается освоение и производство новых видов автотехники с учетом рыночного спроса и выполнение пожеланий конкретного покупателя, а также увеличение производства автобусов.

     Учитывая  эти обстоятельства, основной стратегической целью завода является повышение конкурентоспособности продукции, завоевание рынков сбыта и, за счет этого, увеличение прибыли. Для реализации продукции необходимо обеспечить ее качество, приемлемую цену, включающую цену обслуживания, и сроки поставки продукции. В условиях рынка потребителей, каковым становится рынок сбыта МАЗов, на их конкурентоспособность все большее влияние оказывает качество продаваемой автотехники. Техническое перевооружение производства и внедрение передовых технологий, тем более в том объеме, в каком может позволить себе осуществить в настоящее время предприятие, к сожалению, решают проблему улучшения качества лишь частично.

     Полностью использовать внутренний потенциал  завода, с целью улучшения качества выпускаемой продукции и снижению ее себестоимости, призваны системы качества производства автомобилей, автобусов и прицепной техники, разрабатываемые и внедряемые в настоящее время на предприятии и его филиалах "АМАЗ" и "Белавтоприцеп". Внедрение системы обеспечения качества, эффективность которой подтверждена сертификатом соответствия, выданным международно признанной организацией по сертификации, дает уверенность заказчикам в том, что предприятие стабильно выпускает высококачественную продукцию, и это гарантировано тщательно отлаженной организацией производства, высоким уровнем квалификации персонала и профессиональной этики.

     В настоящее время Минский автомобильный  завод имеет высокий научно-технический  задел в разработке новых моделей  автобусов, способных удовлетворить  внутреннюю потребность в общественном пассажирском транспорте и выйти на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья с высоко конкурентной, пользующейся большим спросом продукцией.

     Но, достигнутый сегодня предприятием успех в области автобусостроения может быть быстро потерян ввиду отсутствия свободных производственных площадей, что сдерживает внедрение высокоэффективных технологий при производстве автобусных комплектующих и не всегда обеспечивает требуемый уровень качества и увеличивает стоимость производимой продукции.

    С целью расширения производственных мощностей предприятия для увеличения выпуска автобусов требуются  значительные инвестиции, так как  собственных финансовых средств  необходимых для реализации программы, у завода недостаточно. 

1.2 Управление предприятием 

    Минский автомобильный завод самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

    Органами  управления ОАО "МАЗ" являются: дирекция и директор. Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определены статьями Устава ОАО "МАЗ". Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ОАО "МАЗ" ежегодно привлекает аудитора, не связанного имущественными интересами с ОАО "МАЗ", а в случаях, предусмотренных законодательством, - ведомственную контрольно-ревизионную службу. Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определяются Уставом ОАО "МАЗ".

    Руководство текущей деятельности ОАО "МАЗ" осуществляют дирекция и директор. Директор осуществляет общее руководство, решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, предусмотренные Уставом. Директор пользуется правом распоряжения имуществом и средствами предприятия в пределах установленных уставом ОАО "МАЗ", заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках счета, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия.

    Осуществление функций управления подразделениями  производится в соответствии с положениями  о самостоятельных структурных  подразделениях завода, положениями  о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями.

    Структура управления заводом совершенствуется по мере изменения рыночных условий  путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность завода в зависимости от конъюнктуры рынка.

    Управление заводом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом завода на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.

    Сочетание и согласованность интересов  трудового коллектива и собственника имущества завода реализуется через Совет предприятия. Совет предприятия решает отнесенные к его компетенции вопросы коллегиально на своих заседаниях. Заседание собирается по мере необходимости.

    Совет предприятия правомочен решать вопрос в присутствии не менее 2/3 его членов.

    Руководителем завода является генеральный директор, назначаемый по контракту Министром  промышленности.

    Генеральный директор самостоятельно решает все  вопросы деятельности объединения, за исключением отнесенных действующим  законодательством РБ к компетенции собственника, общего собрания (конференции) трудового коллектива и Совета предприятия.

    Генеральный директор действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех предприятиях, учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами завода в пределах прав, установленных собственником.

    Коммерческий  директор отвечает за организацию сбыта  продукции и внешнеторговой деятельности, возглавляет и осуществляет сбытовую политику, обеспечивает изучение и  анализ конъюнктуры рынка, разрабатывает долгосрочную стратегию маркетинга, определяет программу деятельности по формированию спроса и стимулированию сбыта.

    Технический директор проводит техническую политику, определяет основные направления в  области технической подготовки производства, реконструкции и технического перевооружения производственных мощностей, разрабатывает перспективные направления развития объединения, координирует проведение работ по внедрению новой техники и технологии.

    Финансовый  директор осуществляет анализ и планирование экономической и финансовой деятельности предприятия, координирует политику в области ценообразования, учета и снижения затрат на производство и реализацию продукции, инвестиций на освоение новых изделий и техническое перевооружение, контролирует разработку и выполнение финансовых планов, целевого использования ресурсов, организует и совершенствует систему стимулирования труда.

    Заместитель генерального директора по материально-техническому снабжению и комплектации отвечает за обеспечение производства сырьем и материалами, оборудованием и транспортом.

    Заместитель генерального директора по качеству руководит Политикой завода по обеспечению  качества продукции, руководит развитием  и совершенствованием системы качества в соответствии с международными стандартами ИСО, обеспечивает функционирование системы качества.

    Заместитель генерального директора по кадрам, режиму, гражданской обороне и  социальным вопросам обеспечивает комплектование подразделений завода кадрами руководителей, специалистов, служащих и рабочих, организует учет, подготовку и переподготовку кадров, координирует работу штаба Гражданской обороны, организует работу по поддержке социально-психологического климата в коллективе.

    Заместитель финансового директора - главный  бухгалтер руководит организацией бухгалтерского учета и отчетностью финансово-хозяйственной деятельности завода, осуществляет контроль за финансовыми, кредитными и расчетными операциями.

    Вышеназванные руководители имеют в своем подчинении соответствующие функциональные подразделения, которые обеспечивают выполнение руководством своих функциональных и должностных обязанностей.

    В условиях конкуренции на рынке возрастает роль маркетинговых служб предприятия. Для обеспечения успешной конкурентной борьбы предлагается использовать ряд мер: повышение качества продукции, снижение цен на продукцию в сравнении с ценами конкурентов (по крайней мере на первом этапе - для завоевания рынка), более широкое использование рекламы на новых рынках, использование услуг маркетинговых фирм, которые помогли бы продвижению продукции предприятия на новые рынки, а также участие в выставках. Также эффективными являются следующие меры: повышение известности и престижа марки и производителя, установление большего, нежели у конкурентов, гарантийного срока, дешевый ремонт, повышение требований к дизайну и оформлению готовой продукции.

    Вопросами маркетинга на Минском автомобильном  заводе занимаются специально созданные  отделы:

  1. Коммерческий отдел по Республике Беларусь и странам СНГ.
  2. Коммерческий отдел запчастей, литья и ТНП.
  3. Коммерческого отдела по странам дальнего зарубежья.
  4. Отдел сбыта и таможенного оформления.
  5. Отдел импорта.

    Первые  два отдела ведут свою работу под  контролем первого заместителя  маркетинг-директора ОАО "МАЗ" по коммерческой работе в РБ и странах СНГ. Работу коммерческого отделов по странам дальнего зарубежья, сбыта и таможенного оформления и отдела импорта направляет заместитель маркетинг-директора ОАО “МАЗ” по транспорту и сбыту.

    Вышеназванные руководители должны быть способны прогнозировать, планировать, организовывать, мотивировать, общаться и контролировать маркетинговую деятельность вышеуказанных отделов. От них требуется способность управлять, мотивировать и вдохновлять группы коммерческих отделов по сбыту техники МАЗа, обладать навыками решения человеческих проблем.

    Руководители, занимающиеся маркетинговой деятельностью  на МАЗе обязаны при планировании обеспечивать кратко-, средне-, и (возможно) долгосрочные прогнозы, на которых  основываются цели ОАО "МАЗ"; планировать получение прибыли в процентном отношении; оценивать затраты; анализировать рынки в поисках новых возможностей использования существующих товаров и перспектив новой продукции (в сотрудничестве со всеми отделами); планировать деятельность территориальных менеджеров, контролеров и продавцов; планировать и организовывать выставки своей техники, организовывать посещение производственных помещений ОАО "МАЗ" зарубежными гостями и гостями из стран СНГ; планировать и определять территории для эффективного охвата потребителей; устанавливать стандарты исполнения для сбытового персонала; планировать собственное время; планировать регулярные встречи с продавцами; планировать общее развитие и стимулирование персонала; планировать использование допустимой поддержки услуг там, где они применимы.

    При планировании работы службы маркетинга и сбыта принимается во внимание производственные мощности МАЗа и спрос  на рынке на его продукцию, определяется соответствие получаемого заказа профилю  предприятия и его специализации. При принятии заказа учитывается возможность максимальной загрузки производственных мощностей предприятия и коэффициент использования оборудования. Выявляется необходимость соответствия технологии производства.

    За 2-3 месяца до начала планового периода  МАЗ направляет коммерческие предложения своим клиентам. Примерно до 15 ноября каждого года МАЗ получает заказы от потребителей. До 25 декабря каждого года МАЗ, изучив все предложения и приняв заказы, направляет клиентам обязательства по поставке и проект договора.

    В соответствии с мировой практикой предприятие осуществляет реализацию продукции двумя методами:

    1. Работа под заказ.

    2. Работа на свободный рынок.

    При работе на заказ, выпуск продукции предприятием осуществляется в соответствии с  имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами и предварительными соглашениями о поставках произведенной  продукции и оказания услуг. Заранее  оговариваются сроки, технические характеристики товаров, объемы поставок продукции. Проблемы реализации в данном случае сводятся к соблюдению договорной дисциплины и взаимных соглашений: предприятие обязано своевременно произвести и предоставить потребителю соответствующий вид товаров и услуг, в то время как заказчик должен оплатить в указанные сроки получаемые товары.

    При работе на свободный рынок предприятие  выпускает продукцию на свободный  рынок без заранее установленных  ограничений относительно количественных и качественных характеристик товаров. Реализация продукции на свободный рынок осуществляется через оптовую и розничную торговлю.

    Очевидно  преимущество первого метода, потому что при этом снижаются складские  запасы, и как следствие, "замораживание" средств, увеличивается их оборачиваемость. Это позволяет избежать дополнительных потерь, вызванных обесцениванием произведенной продукции.

    Рассмотрим  более подробно формы реализации выше указанных методов.

    1. Участие в выставках и ярмарках.

    В 2008-2010 гг. ОАО "МАЗ" принимало участие в следующих выставках-ярмарках: универсальная выставка-ярмарка (г. Санкт-Петербург); Каирская Международная Техническая Выставка (Каир); универсальная ярмарка (г. Белгород, г. Липецк, г. Воронеж); сельскохозяйственная техника и товары народного потребления (г. Краснодар); "IEF-2010" (Измир (Турция)) и др.

Информация о работе Отчёт по практике на ОАО "МАЗ"