Отчет по практике в ОАО "Беларусьрезинотехника"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:58, отчет по практике

Описание работы

За период прохождения производственно-преддипломной практики основной целью является закрепить полученные знания, получить доступ к информации о работе предприятия ОАО «Беларусьрезинотехника», приобретение практических навыков в оформлении организационно-распорядительных, экономических и отчётных документаций.
Задачи:
-Освоение и закрепление знаний и умений, полученных по всему курсу обучения;
-Изучение и анализ всех видов производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
-Ознакомление с содержанием методик технико-экономического планирования и овладение навыками разработки планов экономического и социального развития предприятия;
-Закрепление теоретических знаний по управленческим и экономическим дисциплинам;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Обязательная часть
1 Предприятие как субъект хозяйствования………………………………… 6
2 Инновационная деятельность предприятия……………………………….. 16
3 Управление предприятием…………………………………………………. 25
4 Планирование……………………………………………………………….. 30
Индивидуальная часть программы
Блок «Стратегическое планирование»……………………………………… 34
Заключение……………………………………………………………………. 45

Работа содержит 1 файл

отчет по практике.doc

— 485.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 13 – Динамика показателей инновационной активности ОАО «Беларусьрезинотехника»

Наименование показателя

2006 год

2007 год

2008 года

план

факт

план

факт

план

факт

Удельный вес новой  продукции, %

0,2

0,1

0,2

0,1

0,1

0,1

Доля сертифицированной  продукции в объёме  производства, %

52,0

58,5

60,0

51,6

55,0

53,0


Примечание – Источник: собственная разработка

 

Для успешного ведения  хозяйственной деятельности предприятию необходимо искать новые рынки сбыта, привлекать новых покупателей, а для этого необходимо совершенствовать стратегическое планирование в области инновационного управления поведения в инновационной деятельности.

Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в конкурентной борьбе оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода, а главной целью стратегического плана ставит разработку и освоение производства новых товаров и услуг.

С начала реформирования экономики прошло более 10 лет. Наиболее предприимчивые производственные субъекты относительно быстро сориентировались в рыночных условиях. Практически  на всех адаптировавшихся предприятиях созданы отделы коммерции и маркетинга, которые осуществляют связь с потребителями, введены новые системы управленческого учета, направленные на выявление реальной картины финансово-экономического состояния предприятия. Как показывает практика, для создания долгосрочной конкурентоспособности этого оказывается недостаточно. Одно из основных условий формирования конкурентоспособной стратегической перспективы промышленного предприятия – его инновационная активность, обусловленная выходом на национальный рынок зарубежных товаропроизводителей, а также быстро меняющимися вкусами потребителей.

Инновации – это необходимое  условие выживания, сохранения конкурентоспособности  и дальнейшего процветания.

Освоение новых товаров  все чаще рассматривается как  единственный способ повышения конкурентоспособности  предприятия, поддержания высоких темпов развития производства и уровня доходности. Под новинкой понимается и товар другого сорта, и товар, недавно появившийся на рынке, и неизвестный ранее продукт. Такая широта понятия – отражение реально существующего многообразия свойств и характеристик нового товара.

 Наиболее распространенным  подходом к определению новизны  товара является его позиционирование  по отношению к двум основным  субъектам рынка – производителю  и потребителю. 

Если товар является новым для производителя и для потребителя и обладает совершенно новыми качествами, которые впервые в нем реализованы, он является абсолютно новым. Товары этого класса появляются достаточно редко, поскольку требуют фундаментальных разработок или предполагают скачек в развитие человечества и появление новых потребностей. Однако не всегда товар должен быть абсолютно новым для того, чтобы его можно было отнести к новым как для производителя, так и для потребителя, - речь может идти о товаре рыночной новизны. В таком случае товар просто неизвестен на определенной территории, в то время как в других регионах он активно используется. Товары рыночной новизны встречаются в нашей стране гораздо чаще, поскольку советская экономика значительно отставала от общемирового производства, и после открытия границ на рынке появилось много «новинок».

Если товар является новым только для потребителей или  им раньше не была известна марка, разновидность  или модель данного товара, то тогда  товар обладает потребительской  новизной. Товары потребительской новизны появляются в тех случаях, когда предприятие осваивает производство новой модификации или разновидности уже существующих товаров, меняет торговый знак, совершенствует товары.

Когда товар известен потребителю, однако является новым  для предприятия, которое осуществляет весь процесс разработки, постановки на производство, а также вывода товара на рынок для обеспечения его массового изготовления, то речь идет о товаре производственной новизны. Именно освоением товаров производственной новизны и занимаются отечественные предприятия в последнее время. На ОАО «Беларусьрезинотехника» таким товаром является искусственная неровность «лежачий полицейский».

Если же товар известен и потребителям, и производителям, он переходит в разряд известных  товаров. Например, когда предприятие возобновляет производство одного из своих товаров.

Проведение фундаментальных  работ по поиску идей товара, который  характеризовался бы абсолютной новизной, являлся бы новым как для производителя, так и для потребителя и  удовлетворял бы совершенно новую либо существующую  потребность, но на качественном уровне, является неприемлемым для предприятия ОАО «Беларусьрезинотехника».

В условиях белорусской  экономики для ОАО «Беларусьрезинотехника»  основными направлениями инновационной  деятельности являются освоение товаров производственной новизны и освоение товаров рыночной новизны.

Отметим основные параметры  каждого направления.

Освоение товара производственной новизны предполагает, что предприятие  обладает технологиями и производственными  мощностями и способно обеспечить выпуск новой продукции на имеющемся оборудовании либо с минимальными затратами на его переоснащение. Предполагается, что данный товар уже известен рынку и потребители осведомлены о нем.

Основные критерии, которые  станут отправной точкой для реализации данной стратегии:

  • предприятие обладает относительными преимуществами по данному товару на рынке. Предприятие ОАО «Беларусьрезинотехника» является самым крупным производителем резинотехнических изделий на территории Республики Беларусь и одним из крупнейших на постсоветском пространстве;
  • товар находится на стадии роста в соответствии с теорией жизненного цикла;
  • товар является дефицитным, такое положение может быть следствием отсутствия на национальном рынке производителя, обладающего соответствующей технологией, а потому весь объем предлагаемого на рынке товара является импортируемым, причем потребность в товаре полностью не удовлетворяется. Очень важны положительное отношение потребителей к товару и способность производителя обеспечить надлежащее качество продукции. Такая стратегия называется импортозамещением. 

Товаром рыночной новизны  является продукция, которая не представлена на определенном территориальном рынке. Потребители данного рынка не осведомлены о товаре, однако, опыт реализации данной продукции на иных рынках доказывает высокую способность продукции удовлетворять определенную потребность. Осуществление данной стратегии на ОАО «Беларусьрезинотехника» сложнее предыдущей, однако она способна обеспечить предприятию долгосрочное конкурентное преимущество.

Основные факторы, определяющие возможность реализации данной стратегии:

  • товар является относительно новым в рамках мирового рынка и находится на стадии роста. Его производство требует специфического высокотехнологичного оборудования, в связи с чем оно может быть освоено ограниченным количеством предприятий в мире. Обладатель патента заинтересован в расширении географии производства посредством заключения партнерских отношений с другими производителями;
  • национальное законодательство устанавливает высокие протекционистские барьеры относительно данной товарной группы, в связи с чем ввоз товара на территорию рынка на условиях импорта делает его неконкурентоспособным и непривлекательным для потребителей. Таким образом, появление товара на рынке возможно лишь при его производственном освоении в рамках национальной экономики. В данном случае патентная защита продукции на мировом рынке теряет свое значение, и национальный товаропроизводитель может освоить выпуск продукции самостоятельно при наличии соответствующих технологий;
  • историческая специфика развития региона не предполагала использования данного вида продукции для удовлетворения нужд потребителей. Развитие региона, включение в мировую экономику, изменение менталитета и условий жизни населения открывают возможности использования товара на национальном рынке. Ключевыми критериями данной стратегии являются широкая известность товара за пределами рынка и множество его производителей. Но несмотря на то, что товар находится на стадии зрелости, на данном рынке по каким-либо причинам он не представлен. Для предприятия важно определить готовность рынка к восприятию данного товара и возможность быстрого выхода на рынок с максимально широким ассортиментом. Стоит уделить внимание предпочтениям потребителей и их приверженности марке, что позволит завоевать большую долю рынка и занять устойчивые позиции.

Использование той или  иной стратегии является результатом  воздействия внешних факторов, которые  определяют приоритетность стратегии. Немаловажен в данном случае и процесс организации сбора информации.

Построение системы  сбора информации о возможностях развития ассортиментного портфеля предприятия является ключевым и  основополагающим моментом в процессе освоения новой продукции. Предлагаемый подход делает акцент на поиске информации об уже существующих идеях, имеющих материальное и рыночное воплощение:

  • изучение научно-технической и исследовательской литературы, прежде всего прессы, выходящей за пределами страны и дающей обзоры развития мировых товарных рынков и технологические обзоры. Такой подход позволит получать своевременную информацию о мировых тенденциях, выявлять перспективные направления и определять товары, имеющие наибольший успех;
  • посещение выставок и выставок-ярмарок. Особое внимание следует обратить на зарубежные выставки, где сотрудники предприятия, ответственные за инновационную деятельность, получают возможность не только познакомится с идеей товара, ни и изучить его практическое исполнение, провести переговоры с предприятием-изготовителем, заключить партнерские отношения;
  • тесные отношения с уже имеющимися партнерами и потребителями. Предприятие может получить достаточно ценную информацию о товарах, потребность в которых существует на рынке, причем данная информация позволит произвести экспресс оценку объема потребности в данной продукции, определить основных конкурентов и рыночную конъюнктуру;
  • изучение и оценка статистических данных о состоянии и развитии отраслей экономики и поиск наиболее интенсивно развивающихся отраслей, товарных групп и конкретных товаров. При этом необходимо изучать статистические данные не только национальной экономики, но и соседних стран. Можно выделить два самостоятельных направления – поиск интенсивно развивающихся товаров (стратегия следования), оценка торгового баланса и поиск активно импортируемых товаров (стратегия импортозамещения);
  • развитие всемирной информационной сети Интернет предоставляет на сегодняшний день уникальные возможности по поиску и сбору информации. Умелое использование всемирного информационного ресурса может обеспечить предприятие всей необходимой информацией, касающейся новой идеи, практического исполнения нового товара, его перспектив на рынке на основании данных других рынков.

Процесс выбора перспективного товара является достаточно длительным, поскольку предполагает прохождение несколько этапов.

Первым этапом поиска импортозамещающего товара является оценка торгового баланса страны. При  этом можно выделить несколько направлений:

  • обзор торгового баланса по основным товарным позициям в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) позволяет определить наиболее перспективные товарные группы;
  • обзор торгового баланса по странам, с которыми осуществляется торговля, - более эффективный способ поиска, т.к. позволяет выделить импорт соседних стран или стран, имеющих схожее экономическое положение и социально-культурные характеристики. Кроме того, при публикации развернутых данных по конкретной стране указываются не товарные группы, а импорт конкретных товаров, что позволяет выделить товары, относящиеся к деятельности предприятия.

При оценке информации необходимо учитывать тот факт, что каждая страна обладает определенными абсолютными  конкурентными преимуществами. Таким  образом, необходимо давать оценку лишь тем товарам, в производстве которых страны равны, т.е. располагают равными начальными условиями.

Второй этап – контроль достоверности, который предполагает анализ торговых балансов других стран  – стран-соседей – или стран  – лидеров торговли.

Третий этап процесса поиска – оценка отечественного производства данного товара. При этом желательно не только оценить деятельность промышленности по производству, но и обратить внимание на результаты реализации данного товара и оценить розничный товарооборот. Основная цель третьего этапа – определить, является ли импорт причиной упадка национального производства или импортом покрывается дефицит спроса на данный товар.

После определения тенденций  развития национального производства интересующего товара необходимо провести детальный анализ причин недостаточной конкурентоспособности отечественных товаров и выяснить, что же является причиной интенсивного импорта.

Последним этапом процесса поиска нового товара является составление  бизнес-плана освоения возможного производства с проведением полного комплекса  мероприятий по изучению рынка, анализу  финансовых и технологических возможностей предприятия, после чего принимается окончательное решение о целесообразности освоения производства товара на предприятии или о создании нового предприятия.

Придерживаясь стратегии  импортозамещения предприятие ОАО  «Беларусьрезинотехника» сможет повысить свою конкурентоспособность на рынке, нарастить объемы производства и реализации продукции.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО "Беларусьрезинотехника"