Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 23:18, курсовая работа
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой и налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой – требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
Введение
1 Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине 1.1 Организация приемки товаров в магазине
1.2 Хранение товаров в магазине
1.3 Подготовка товаров к продаже
1.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
1.5 Организация продажи товаров
2 Анализ организации торгово-технологического процесса ОАО «Универмаг «Центральный»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Универмаг «Центральный»
2.2 Организация торгово-технологического процесса ОАО «Универмаг «Центральный»
3 Пути совершенствования торгово-технологического процесса в розничной торговле
Заключение
Список использованных источников
Приложение А – Ассортиментный перечень продовольственных товаров ОАО «Универмаг «Центральный»
Приложение Б – Товарно-транспортная накладная
Приложение В – Особенности осуществления розничной торговли продовольственными товарами
Если заведующей складом
Хранятся продовольственные товары на одном складе, который разбит на несколько камер хранения с учетом товарного соседства и режимов хранения, например, в одной камере хранятся кондитерские изделия, во второй – вино-водочные, в третьей – молочные продукты и т. д. Заведующая регулярно проверяет сроки хранения товаров и отвечает за сохранение их количества и качества.
В
камерах хранения заведующая складом
регулярно проверяет соблюдение
санитарно-гигиенических
В камерах хранения за определенными группами товаров закреплены постоянные места хранения. Товары хранятся на складе в затаренном или распакованном виде на столах, стеллажах, поддонах, подтоварниках.
В продовольственные отделы товары со склада подаются с максимальной степенью готовности к продаже. Для этого заведующая склада распаковывает товар из внешней тары, маркирует товары, проверяет их качество и внешний вид после хранения, производит сортировку товаров, осуществляет выписку по накладной и затем товары поставляется по заявкам в соответствующие отделы. Товар подается в торговый зал на специальных тележках. Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несет заведующая складом ОАО «Универмаг «Центральный».
Продажа товаров в продовольственном комплексе осуществляется традиционным методом. Через прилавок продают кондитерские товары, молочные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, винно-водочные изделия и безалкогольные напитки, колбасные изделия и рыбные товары. Ассортимент кондитерского отдела достаточно широкий. Товары данной группы сгруппированы следующим образом: конфеты, глазированные шоколадом и неглазированные, в завертке; карамель в завертке; шоколад и шоколадные изделия; зефир, пастила, мармелад, восточные сладости; печенье, пряники: торты и пирожные. Размещены и выложены кондитерские изделия по вышеназванным группам. В центре витрины, напротив продавца, находятся конфеты и карамель, слева — шоколад и шоколадные изделия, справа — мучные кондитерские изделия. Для продажи данной группы товаров используются пристенные горки с открытыми застекленными отсеками, что позволяет одновременно использовать рабочий запас кондитерских изделий в завертке в качестве выставочного запаса. Изделия в пачках, коробках, шоколад в плитках размещены на пристенных полках. Здесь же используется и декоративная выкладка некоторых кондитерских изделий (конфеты, печенье, мармелад выставляют в вазах на прилавке в два-три яруса). Скоропортящиеся изделия (торты, пирожные) размещены в витрине охлаждаемого прилавка, пирожные на лотках, коробки с тортами в открытом виде, чтобы был виден рисунок. Кексы, рулеты выложены в разрезанном виде, срезом в сторону покупателя. Пирожные и торты выставлены вверху витрины, а торты – внизу.
В молочном отделе в широком ассортименте представлены молоко и молочные изделия. Образцы молочно-масляных товаров в фабричной упаковке выложены на прилавке охлаждаемой витрины. Сыры выложены на прилавке другой охлаждаемой витрины кругами и брусками, причем верхний кусок сыра разрезан и выставлен срезом к покупателю. Рабочий запас товаров расположен на полках охлаждаемого пристенного шкафа позади витрины.
Хлеб и хлебобулочные выложены на специальных полках по видам. Вначале размещены различные виды хлеба («Бородинский», «Александрийский», «Нарачанский», «Болдинский» и другие), причем хлеб сгруппирован не только по видам, но и по массе, упаковке. Затем на полках выложены хлебобулочные изделия такие, как батоны, сдоба. На самой нижней полке рядами лицевой стороной к покупателю выставлены чипсы картофельные белорусских производителей.
Рядом с хлебом и хлебобулочными изделиями расположено оборудование с безалкогольными газированными напитками отечественного производства в пластиковых бутылках («Олимп», «Трайпл», «Вейнянский родник»). Эти товары расположены не только по видам и производителям, но и по объему (большие бутылки - внизу, маленькие - вверху). Рядом находится холодильник с продукцией фирмы «Кока-Кола».
Для выкладки колбасных изделий и рыбных товаров, которые имеются в широком ассортименте, используется специальное холодильное оборудование.
Мелкие продовольственные товары, такие как вкусовые добавки, сладости, жевательные резинки, супы быстрого приготовления выложены в кассетах рядом с кассами. Это товары импульсивного спроса и покупатели, стоя в очереди возле кассы расчета, обращают на них внимание и могут купить.
Расчёт за товары, отбираемые самостоятельно, производится в едином узле расчёта, включающем два кассовых блока.
Торгово-технологический
процесс постоянно
3 Пути
совершенствования торгово-технологического
процесса в розничной торговле
Для того, чтобы усовершенствовать торгово-технологического процесса в магазине, необходима хорошо продуманная система управления всеми его операциями. Это позволит более эффективно использовать помещения магазина, торгово-технологическое оборудование, рабочую силу и в конечном итоге создать условия для обеспечения высокого уровня обслуживания покупателей.
Предметами управления в магазине являются товарные запасы, ассортимент товаров, товарные и покупательские потоки, трудовой процесс и качество обслуживания покупателей.
Управление товарными запасами. В магазине необходимо создавать условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю при минимальных объемах товарных запасов, а также для предотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутримагазинного перемещения и продажи товаров. Для этого необходимо производить повседневное управление товарными запасами. Оно должно быть нацелено, прежде всего, на предупреждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых их размеров.
Управление ассортиментом товаров: необходимо постоянно проводить систематический контроль за соблюдением в магазине обязательного ассортиментного перечня товаров, своевременное вносить предложения по его изменению, обеспечивать достаточной полноты ассортимент в пределах товарных групп.
Управление товарными потоками. Его цель состоит в том, что необходимо обеспечивать высокую производительность труда работников магазина и сокращать затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале. Оно должно основываться на соблюдении следующих принципов:
- достижение максимальной прямоточности внутримагазинного перемещения товаров;
- обеспечение минимального объема грузооборота; недопущение пересечения товарных и покупательских потоков;
- следует применять средства механизации на основе пакетирования грузов и широкое использование тары-оборудования.
Управление покупательскими потоками. Ему принадлежит центральное место в общей системе управления торгово-технологическим процессом в магазине, так как от него во многом зависят комфортные условия, создаваемые для покупателей в магазине, скорость обслуживания покупателей и пропускная способность магазина. Оно предусматривает необходимость равномерного распределения покупателей в торговом зале и создание условий для их свободного перемещения, выбора и оплаты товаров.
Управление процессом обслуживания покупателей. Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине. Поэтому следует систематически изучать мнение покупателей об используемых в магазине методах продажи товаров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателями т. д. На основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения.
Повышение эффективности и совершенствования организации торгово-технологического процесса достигается разработкой технологических карт. Технологическая карта — это форма документации, которая включает пооперационную разработку того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты необходимы крупным магазинам с универсальным ассортиментом товаров. В первую очередь целесообразно разрабатывать технологические карты приемки товаров с указанием в них графиков поступления товаров в течение дня, последовательности выполнения операций, количества работников, занятых разгрузкой и приемкой товаров, норм затрат времени на выполнение операции. Необходимы также технологические карты размещения и выкладки товаров в торговом зале.
Технологические карты помогают более рационально использовать рабочее время, механизмы, применять более эффективные приемы и методы труда, обеспечивать сохранность качества товаров, создавать наилучшие условия для обслуживания покупателей.
Дальнейшее внедрение достижений научно-технического прогресса в торговлю выдвигает в качестве одной из важнейших задач - оптимизацию и совершенствование торгово-технологического процесса в магазинах. Решение этой задачи даст возможность улучшить обслуживание покупателей, снизить затраты труда на перемещение, хранение и продажу товаров, сократить товарные потери, облегчить труд работников.
Отечественная и зарубежная практика торговли подтверждает, что широкое внедрение прогрессивной технологии доставки и продажи товаров с использованием тары-оборудования дает возможность усовершенствовать торгово-технологический процесс в магазине и позволяет:
- устранять излишние звенья на пути движения товаров от производства до торгового зала магазина;
- позволяет значительно уменьшить объем несвойственных магазинам работ по подготовке товаров к продаже;
- уменьшить расходы на изготовление оборудования для выкладки товаров в торговых залах магазинов;
- обеспечить экономию капиталовложений на строительство магазинов;
- повысить эффективность использования торговой площади, так как тара-оборудование является более емкой по сравнению с обычными видами торгового немеханического оборудования.
Технология доставки и продажи товаров, особенно продовольственных, с использованием тары-оборудования уже успешно применяется во многих городах Республики Беларусь.
Эффективная выкладка товаров в магазине как одна из способов совершенствования торгово-технологического процесса должна обеспечивать не только их реализацию, но и возможность получения максимальной прибыли. Этого можно добиться путем организации в магазине зон, где будут выставлены быстрореализуемые товары, обеспечивающие высокую прибыль. Для того, чтобы привлечь внимание покупателя к товару, можно использовать дизайн, цвет, свет, привлекательность товара. Например, с помощью создания цветового пятна, размещая рядом товары в упаковках разных цветов, можно привлечь внимание к бакалейным товарам, к кондитерским товарам, которые реализуются в упаковке, к замороженным полуфабрикатам, реализуемым через открытые холодильники, к посуде.
Стимулирующее действие на покупателей оказывают заполненные товаром витрины. Привлечь внимание к различным товарам можно также, располагая рядом с товаром рекламную продукцию этого товара.
Для
совершенствования торгово-
- проводить демонстрацию товаров;
- проводить дегустацию товаров;
- давать консультации о товарах;
- доставлять товары на дом и другие.
Сервисное
обслуживание при хорошей его
организации может стать
Усовершенствовать торгово-технологического процесс в продовольственных отделах ОАО «Универмаг «Центральный» можно следующим образом:
1) На долю примерно 20 % наименований товаров приходится до 80 % товарооборота. Поэтому необходимо находить эти 20 % в продовольственном комплексе ОАО «Универмаг «Центральный» и отдать им предпочтение при разработке плана размещения ассортимента товаров. Но это вовсе не означает, что их необходимо разместить на лучших участках торгового зала. Покупатель найдет их в любом месте (молоко, мясопродукты, хлебобулочные и кондитерские изделия и т.п.).
2) Необходимо учитывать психологию покупателей, которая определяет выбор маршрута обхода торгового зала. Проведенные исследования позволяют утверждать, что до 90 % покупателей предпочитают обходить торговый зал по часовой стрелке. Тем не менее многие дизайнеры и владельцы магазинов считают более предпочтительным направление движения справа налево, так как большинство товаров, предназначенных для импульсивных покупок, обычно размещается с правой стороны торгового зала. Именно поэтому целесообразно стимулировать покупателей, посещающих продовольственные отделы универмага, начинать обход с правого угла торгового зала против часовой стрелки.