Организация торгово-технологического процесса в магазине и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой и налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой – требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

Содержание

Введение
1 Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине 1.1 Организация приемки товаров в магазине
1.2 Хранение товаров в магазине
1.3 Подготовка товаров к продаже
1.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
1.5 Организация продажи товаров
2 Анализ организации торгово-технологического процесса ОАО «Универмаг «Центральный»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Универмаг «Центральный»
2.2 Организация торгово-технологического процесса ОАО «Универмаг «Центральный»
3 Пути совершенствования торгово-технологического процесса в розничной торговле
Заключение
Список использованных источников
Приложение А – Ассортиментный перечень продовольственных товаров ОАО «Универмаг «Центральный»
Приложение Б – Товарно-транспортная накладная
Приложение В – Особенности осуществления розничной торговли продовольственными товарами

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ОТТ.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     Товары  хранят в затаренном или распакованном виде штабельным или стеллажным способами укладки, навалом или в подвешенном состоянии.

     Штабельная  укладка применяется чаще в продовольственных магазинах при поступлении товаров в мешках, ящиках, бочках. Различают укладку:

     - прямую, когда верхний ящик укладывается на нижний;

     - обратную, когда штабель имеет вид клеток;

     - перекрестную — верхний ряд грузов укладывается поперек нижнего.

     При стеллажной укладке распакованные товары или в мягкой упаковке укладываются на стеллажи рядами или стопками.

     Навалом хранят отдельные виды продукции (цемент и т.п.). В подвешенном состоянии хранят одежду, тунги мяса и др. Создание соответствующих режимов хранения заключается в поддержании необходимой температуры, влажности, освещенности и санитарно-гигиенических условий, соблюдении сроков хранения. Повышенная температура приводит к усушке товаров, низкая температура и высокая влажность способствуют появлению плесени, ржавчины, что в конечном итоге сказывается на качестве реализуемых товаров. Санитарный режим предполагает регулярный осмотр товаров, очистку от загрязнений, дезинфекцию и дератизацию.

     Наблюдение  и поддержание условий хранения возлагается на материально ответственных лиц. Чем качественнее осуществляются их функции, связанные с условиями и режимами хранения, тем ниже количественные потери товаров и выше качество.

     Потери, возникающие в процессе хранения товаров, делятся на естественную убыль и актируемые.

     Естественная  убыль зависит от физико-механических, химических свойств товаров (усушки, раструски, утечки, разлива и т.п.).

     Нормы естественной убыли устанавливаются Министерством торговли республики и дифференцируются по отдельным товарам в зависимости от времени года. Они устанавливаются в процентах к розничному товарообороту независимо от сроков хранения товаров в магазине (предельный их уровень — 0,4 %).

     Списание  естественной убыли проводится только по фактическим потерям, но не выше норм, после инвентаризации товарно-материальных ценностей.

     К нормируемым потерям относятся также отходы, возникающие в процессе подготовки товаров к продаже (шпагат, кожа, кости, зачистка масла и т.п.). Они бывают ликвидные и неликвидные.

     Ликвидные отходы — это головы, наросты рыбных изделий, кости окороков и т.п.

     Неликвидные — снимаемый шпагат колбасных изделий, плавники и др.

     На  эти отходы устанавливаются специальные  нормы.

     Актируемые  потери возникают в случаях нарушений режимов хранения, небрежного хранения. Они бывают нормируемые (бой при транспортировке товаров в стеклопосуде, фарфор, фаянс, хрусталь и т.д.). Эти потери актируются и списываются по специальным нормам и включаются в издержки обращения; ненормируемые — актируются и списываются за счет виновных материально ответственных лиц.

     Ликвидации  или снижения товарных потерь в магазине можно добиться путем:

     - четкой организации учета и контроля за движением товарно-материальных ценностей;

     - надлежащего обеспечения и поддержания режимов и условий хранения;

     - правильной организации материальной ответственности;

     - применения моральных и материальных стимулов к работникам, ответственным за хранение. 

     1.3 Подготовка товаров к продаже 

     В торговый зал должны быть поданы товары с максимальной степенью готовности к продаже, для чего в каждом магазине осуществляется предварительная подготовка.

     Подготовка  товаров к продаже заключается в их распаковке, очистке, комплектовании, фасовании, утюжке и т.д. Количество подготовительных операций зависит от сложности ассортимента и степени заводской готовности товара к продаже. В процессе подготовки совершаются общие и специальные (специфические) операции с товарами.

     Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида после хранения, сортировку и т.п. Они совершаются со всеми товарами.

     Специальные операции требуют особых приемов, наличия должного оборудования для подготовки к продаже. По непродовольственным товарам к таким операциям можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложнотехнических товаров, их сборку, настройку, техническое регулирование и т.д. Выполнение этих операций требует не только наличия нормативно-технической документации, но и наличия современного оборудования, технически оснащенных рабочих мест и т.д.

     По  продовольственным товарам к таким операциям относятся в основном фасовка, нарезка, упаковка. Необходимость этих операций обусловливается тем, что товары, поступающие в розничную торговлю, в своем большинстве недостаточно подготовлены к продаже. Поэтому вынужденно процесс производства продолжается в магазине, хотя с народнохозяйственной точки зрения это весьма неэффективно как с точки зрения производительности труда, так и расхода упаковочных материалов, товарных потерь и т.п. Особое внимание при фасовке должно уделяться размерам дозировки фасуемых товаров. Как правило, магазины дублируют промышленную дозировку (например, мука — по 2—3 кг, сахар — по 1 кг), хотя последние не учитывают спроса многих покупателей.

     При подготовке продовольственных товаров  к продаже могут быть отходы, которые делятся на ликвидные и неликвидные.

     Ликвидные отходы — это кости окороков, головы рыб, хребты осетровых рыб, штафф от зачистки масла и т.п. На некоторые из них установлены нормы. При поставке в магазин они оприходуются за вычетом скидки на отходы и могут быть реализованы по другой цене. Другие передаются на переработку по составленному акту.

     Неликвидные отходы не подлежат дальнейшей переработке или реализации и списываются по специальным нормам (оберточные материалы, вязки колбасных изделий и т.п.).

     Для подготовки товаров к продаже могут выделяться отдельные помещения (фасовочные, разрубочные, разделочные, сборные, утюжки и т.п.), размер которых предусматривается в СНиП в зависимости от типоразмеров магазинов (как правило, в квадратных метрах на 10 м2 торгового зала по соответствующей группе товаров).

     Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут материально ответственные лица (заведующие отделами или секциями, директора магазинов).

     Должным образом подготовленные к продаже товары способствуют:

     - снижению затрат времени покупателей на приобретение и потребление товаров;

     - улучшению внешнего вида товаров;

     - ускорению процесса продажи и росту товарооборота;

     - уменьшению потерь и снижению издержек обращения;

     - общему повышению уровня культуры торгового обслуживания. 

     1.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале 

     Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:

     - предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;

     - создания условий комфортности  во время пребывания покупателей в магазине;

     - предоставления покупателям необходимой  информации и широкого круга  услуг;

     - оптимального использования торговых площадей магазина;

     - обеспечения сохранности материальных ценностей;

     - организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

     При решении вопросов размещения товаров в торговом зале и их выкладка необходимо учитывать ряд факторов и принципов.

     Факторы размещения:

     - частота спроса на отдельные  товары;

     - размеры (габариты) продаваемых товаров;

     - широта внутригруппового ассортимента;

     - затраты времени покупателей  на осмотр и выбор товаров;

     - психология покупателей.

     Важнейшим фактором при распределении площади  торгового зала для размещения отдельных  товарных групп является частота  их приобретения. Чем она выше, тем большая площадь (установочная и экспозиционная) необходима для размещения. В каждом магазине должна быть определена примерная частота покупки отдельных товаров с учетом сезонных особенностей спроса.

     Размеры (габариты) продаваемых товаров также влияют на распределение площадей. Крупногабаритные товары естественно требуют больших площадей для их показа.

     Размеры площадей для размещения отдельных товаров зависят от затрат времени покупателей: чем больше времени на выбор, особенно сложноассортиментных товаров, тем больше должна быть площадь торгового зала для их размещения.

     За  всеми группами товаров закрепляются постоянные места в торговом зале, покупатель привыкает к ним, что ускоряет процесс продажи.

     При продаже малоизвестных, новых, модных, сезонных товаров должны быть выделены наиболее видные места в торговом зале.

     Товары  с высокой оборачиваемостью нужно  расположить ближе к источникам пополнения.

     Однородные  товары лучше размещать концентрированно. Но если одни и те же товары входят в состав различных комплексов, а также если их концентрация приводит к задержке покупательского потока, то допустимо их размещение в разных местах торгового зала.

     Непродовольственные товары периодического и частого  спроса, продажа которых осуществляется в крупных магазинах, целесообразно размещать в торговом зале по принципу потребительского назначения (товары для уборки квартиры, кухни, для школьников и т. п.).

     При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.

     В многоэтажных магазинах на первых этажах размещаются крупногабаритные товары, товары частого спроса и не требующие длительного выбора. На последующих — товары, требующие длительного времени для выбора.

     При размещении товаров безусловно должна быть учтена психология покупателя, который более склонен к импульсивным покупками, если куплено главное.

     Принципы  размещения:

     - размещение товаров, обеспечивающее  их широкий выбор;

     - создание максимальных удобств  покупателям при выборе;

     - учет движения покупательских потоков;

     - обеспечение должной обозримости  товаров покупателями;

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в магазине и пути его совершенствования