Организация системы внутрифирменного планирования на предприятии (на примере ОАО «Бобруйский завод КПД»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – организация системы внутрифирменного планирования на промышленном предприятии ОАО «Бобруйский завод крупнопанельного домостроения» и выявить мероприятия, за счет выполнения которых предприятие могло бы повысить пути его совершенствования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1.Теоретические основы внутрифирменного планирования на предприятии……………………………………………………………………….. 4
1.1. Содержание планирования деятельности предприятия……………….... 4
1.2. Границы и принципы планирования……………………………………... 6
1.3. Структура планов предприятия…………………………………………...10
1.4. Организация внутрипроизводственного планирования…………………12
Глава 2. Анализ системы внутрифирменного планирования на предприятии.
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия………………….17
2.2. Характеристика организационной структуры плановых служб предприятия ……………………………………………………………………… 23
2.3. Характеристика и анализ структуры планов предприятия…………….. 25
2.4. Анализ системы реализации планов предприятия……………………… 28
Глава 3. Совершенствование организации внутрифирменного планирования на предприятии………………………………………………………………………. 30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы……………………………………………. 35
Приложение …………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая по планированию.docx

— 95.61 Кб (Скачать)

- коммерческо-посредническая, торгово-закупочная деятельность, выполнение  работ и услуг, брокерская деятельность, маркетинг;

- внешнеэкономическая деятельность  в соответствии с действующим  законодательством;

- автоуслуги, выпуск товаров народного потребления;

- иные виды деятельности, не запрещенные законом;

- инвестиционная деятельность  по капитальному строительству  (строительство квартир по долевому  участию в строительстве и  на продажу)

Юридический адрес: 213822, Республика Беларусь, Могилевская область, г. Бобруйск, Ул. Минская, д.130

Форма собственности: частная       дата регистрации: 05. 08. 2002 г.

Размер уставного фонда: 7837 млн. руб по состоянию на 01. 01. 2009 г.

                                            2957,4 тыс. долл. США

Учредители организации: Могилевский областной комитет  по управлению государственным имуществом и приватизации

Распределение уставного  фонда в долях:

- государство- 97,002%

- прочие участники- 2,998%

Общества, в которых предприятие  является учредителем, акционером: нет

Стоимость оборотных активов  на 01.01. 2009 г. – 23527 млн. руб.

                                                                                    10694, 91 тыс. долл. США

Стоимость внеоборотных активов на 01.01. 2009 г.- 33710 млн. руб.

                                                                                   15322,728 тыс. долл. США

Списочная численность по состоянию на 01. 01. 2009 г. – 1330 человек

Строительство завода было начато в 1978 г. с проектной мощностью 106 м2 жилья в год. В 1983 году на  предприятии была осуществлена последняя реконструкция.

В состав предприятия входят:

  1. Строительно-монтажное управление;
  2. Участок по строительству нулевых циклов;
  3. Строительное управление по отделочным работам;
  4. Участок по ремонту и рекламации;
  5. Управление по электромонтажным и слаботочным работам;
  6. Управление по наружным сетям и благоустройству;
  7. Санитарно-техническое монтажное управление;
  8. Сантехмонтажный участок;
  9. Участок теплоизоляции;
  10. Участок по изготовлению металлоизделий;
  11. Отдел производства геодезических работ;
  12. Арматурный цех;
  13. Растворобетонный цех;
  14. Формовочный цех №1;
  15. Формовочный цех №2
  16. Участок полигон;
  17. Участок по изготовлению полистирола;
  18. Участок по производству изделий методом сухого прессования;
  19. Цех реализации;
  20. Ремонтно-механический цех;
  21. Участок по грузоподъемному оборудованию;
  22. Энергоцех;
  23. Швейный участок;
  24. Столярный цех;
  25. Участок по изготовлению наружной столярки;
  26. Участок распиловки;
  27. Автотранспортный цех №1;
  28. Автотранспортный цех №2;
  29. Столовая;

Наиболее реальным способом расширения возможностей и улучшения  деятельности предприятия является привлечение инвестиций, что позволило  бы решить следующие проблемы:

  • Обновить парк машин и механизмов, необходимых для производства строительно-монтажных работ и перевозки техники и материалов;
  • Использовать новые технологии и внедрить новую технику.

Таблица 2.1.- Динамика основных финансово-экономических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия за период с 2006 г. по 2008 г.

Таблица 2.1

Показатели

Ед. изм.

2006

2007

2008

Темп роста, %

2007г к 2006

2008г к 2007

2008г к 2006

А

1

2

3

4

5

6

7

  1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг

Млн. руб.

37918

51841

67659

136,7

130,5

178,4

2.Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ и  услуг

Млн. руб.

33099

48174

61188

145,5

127,0

184,7

3.Объем производства продукции

Млн. руб.

14903

21775,9

27907,8

146,1

128,2

187,3

4. Среднегодовая списочная  численность производственного  персонала

Чел.

910

1102

1219

121,1

110,6

134,0

5. Выработка на одного  работающего по выручке от  реализации.

Млн. руб.

41,67

43,72

50,20

104,9

114,8

120,5

6. Фонд заработной платы  производственного персонала

Млн. руб.

61971

86578

10760,4

139,7

124,3

173,6

7.Среднегодовая заработная  плата одного работающего

Млн. руб.

6,81

7,86

8,83

115,4

112,3

129,7

Продолжение табл. 2.1.

A

1

2

3

4

5

6

7

8. Среднегодовая стоимость основных произв. Средств

Млн. руб.

17385

21260

29060

122,3

136,7

167,2

9. Фондоотдача основных  производственных средств (по  выручке от реализации)

Млн. руб.

2,31

2,59

2,69

112,1

103,9

116,5

10. Затраты на один рубль  продукции по полной себестоимости  реализованной продукции.

Руб.

2,24

2,23

2,13

99,6

95,5

95,1

11.Прибыль (убыток) от операционных  доходов и расходов

Руб.

1440

2039

2972

141,6

145,8

206,4

12.Прибыль (убыток) от внереализационных  доходов и расходов

Млн. руб.

248

267

237

107,7

88,8

95,6

13.Прибыль до вычета  налогов

Млн. руб.

1245

1469

2175

118

148,1

174,7

14. Чистая прибыль (убыток)

Млн. руб.

1057

315

1236

29,8

392,4

116,9

15. Прибыль от реализации

Млн. руб.

2559

1310

4534

51,2

346,1

177,2

16.Общая стоим-ть имущества

Млн. руб.

37134

44926

57237

120,1

127,4

154,1

17.Рентабельность продукции

%

7,6

2,7

7,44

35,5

275,6

97,9

18.Рент-ть капитала

%

4,3

1,2

4,8

27,9

400

111,6

Окончание табл. 2.1.

А

1

2

3

4

5

6

7

19.Рентабельность продаж

 

%

7,1

2,6

6,7

36,6

257,7

94,4

20.Общая сумма обязательств 

Млн. руб.

7919

7124

9153

90

128,5

115,6

21.Чистые активы

Млн. руб.

24691

25734

26020

104,2

101,1

105,4

22.Коэффициент текучей  ликвид-ти

Коэфф-т

1,04

1,73

1,066

166,3

61,6

102,5

23.Коэффициент автономии

Коэффициент

0,66

0,57

0,45

86,4

78,9

68,1

24.Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств. Активами

Коэффициент

0,34

0,43

0,54

126,5

125,6

158,8


 

По данным таблицы 2.1 прослеживается увеличение выручки от реализации товаров, работ и услуг в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 13923 млн.руб., в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 15818 млн.руб. При этом темп прироста составляет в 2007 г. по сравнению с 2006 г. 36,7%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. 30,5%. Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась на 15075 млн.руб, что составляет 45,5%; в 2008г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 13014 млн.руб , что составляет 27,0%. Объем производства в 2007г. по сравнению с 2006г. увеличился на 6872,9 млн., что составляет 46,%, а в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличился на 6131,9 млн.руб., что составляет 28,2%. Среднегодовая списочная численность производственного персонала в 2007г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 192 чел, что составляет 21,1%, в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 117 чел., что составляет 10,6%. Выработка на одного работающего по выработки от  реализации в период 2006-2008 гг. увеличилась на 8,53 млн.руб. или 20,5%. Фонд заработной платы производственного персонала на период 2006-2008 гг. увеличился на 45633 млн.руб., что составляет 73,6%. За счет этого среднегодовая заработная плата одного работающего увеличилась на 2,421 млн. руб. или 29,6%. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов на период 2006-2008гг. увеличилась на 11675 млн.руб., что составляет 67,2%. За Фондоотдача основных производственных фондов увеличилась на 0,38 руб. или 16,5% за счет увеличения выпуска продукции и стоимости основных средств. Затраты на один рубль продукции снизились на 0,11 руб. или  4,9%. Прибыль от реализации с 2006 г. по 2007 г. снизилась на 1249 млн. руб. или 48,8%, а с 2007 г. по 2008 г. увеличилась на 3224 млн. руб. В общем в период 2006-2008 гг. прибыль от реализации увеличилась на 1975 млн. руб. или 77,2%. Рентабельность продукции снизилась на 2,1%, рентабельность капитала увеличилась на 11,6%, рентабельность продаж снизилась на 5,6%.

 

2.2.Характеристика  организационной структуры плановых  служб предприятия.

 

Внутрифирменное планирование как составная часть процесса управления предприятием может иметь следующие организационные формы:

  1. с централизованными функциями планирования;
  2. с децентрализованными функциями планирования.

Соответственно этим формам строится система плановых органов  конкретного субъекта хозяйствования.

В фирме с централизованными  функциями планирования при высшем руководстве создается специальная  служба планирования, называемая отделом  планирования и контроля. Она подчиняется  непосредственно президенту или  вице-президенту и занимается разработкой  перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения. На предприятиях, которые входят в  структуру фирмы на правах производственных единиц, имеется отдел производственного  контроля, в функции которого входит распределение заказов, обеспечение  своевременной доставки в цеха материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, а также оперативный контроль за ходом выполнения плана.

При централизованной системе  планирования легче координировать работу взаимосвязанных предприятий. Однако с расширением масштаба деятельности фирмы, с усилением процесса диверсификации и появлением многоотраслевых концернов планировать их работу из одного центра становится невозможным.

При децентрализованной системе  внутрифирменного планирования плановая работа осуществляется на трех уровнях. На уровне высшего руководства компанией  имеется центральная служба планирования, занимающиеся только разработкой перспективных  планов. В каждом производственном отделении имеется свой плановый отдел, составляющий текущий план комплекса  своих предприятий. На каждом предприятии есть отдел производственного планирования и контроля, занимающийся текущим технико-экономическим и оперативно-календарным планированием.

В этом варианте централизация  перспективного планирования и децентрализация  текущего способствует повышению инициативы отделений и предприятий в  использовании производственных возможностей. Основная работа по планированию сосредоточена в производственных звеньях и строится с учетом специфики их работы.

Место центральной службы планирования в составе аппарата высшего руководства фирмой может  быть различным.

Например, могут применятся следующие варианты размещения центральной  службы планирования:

  • в составе ведущих управлений фирмы наряду с такими структурными подразделениями центрального аппарата управления, как управления кадрами, правовое управление, управление финансами и т.д.;
  • может быть выделена из состава ведущих управлений и подчиняться непосредственно президенту;
  • может размещаться вдали от высшей администрации, иногда в другом городе.

Удаление центральной  службы планирования осуществляется для  того, чтобы ее сотрудники не использовались для разного рода авральных работ  и не испытывали давления со стороны  других управлений высшего руководства  фирмы. Это позволяет освободить плановиков от выполнения несвойственных им оперативных функций и сконцентрировать внимание на коренных проблемах планирования.

На предприятии ОАО  «Бобруйский завод КПД» планирование носит децентрализованный характер и рассредоточено практически по всем функциональным отделам предприятия. Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, осуществляет планово-экономический отдел (ПЭО). Он же организует проведение комплексного экономического анализам деятельности предприятия, принимает участие в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства. Важнейшими задачами ПЭО также являются организация и совершенствование внутрипроизводственного хозяйственного расчета, разработка цен на продукцию и услуги предприятия.

В состав планово-экономического отдела могут входить следующие  структурные подразделения (секторы, бюро, группы): технико-экономического планирования; себестоимости; цен; экономического анализа; учета и статистики; калькуляции; нормативов и др.

ПЭО взаимодействует со следующими подразделениями предприятия: главной  бухгалтерией, отделами главного конструктора, метрологии и стандартизации, технического обучения, рационализации и изобретательства, главного технолога, главного механика, главного энергетика, сбыта, маркетинга, организации труда и заработной платы, капитального строительства, материально-технического обеспечения и т.п., а также всеми основными, вспомогательными и обслуживающими цехами.

Основные функции ПЭО в области планирования:

1.1.Организация и общее  руководство разработкой проектов  перспективных и текущих планов  предприятия:

  • подготовка предложений для утверждения руководством предприятия о порядке, сроках и участниках разработки проектов планов;
  • распределение производственной программы между цехами и службами предприятия;
  • рассмотрение обоснований и расчетов к проектам планов структурных подразделений предприятия;
  • обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб предприятия;
  • разработка планов предприятия в целом.

1.2.Планирование производственно-хозяйственной  деятельности структурных подразделений  предприятия:

  • доведение годовых и квартальных заданий цехам и службам по установленному перечню показателей;
  • участие в разработке годовых, квартальных и месячных программ вспомогательных и непроизводственных цехов;
  • рассмотрение цеховых планов, их проверка, внесение необходимых корректировок.

1.3.Внесение соответствующих  корректировок в планы предприятия  и отдельных подразделений в  случае изменения производственно-хозяйственной  ситуации.

 

2.3.Характеристика  и анализ структуры планов  предприятия.

 

В условиях рыночных отношений  каждое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на продукцию и из необходимости  обеспечения экономического и социального  развития трудового коллектива, повышения  личных доходов персонала и их семей, роста эффективности производства.

Информация о работе Организация системы внутрифирменного планирования на предприятии (на примере ОАО «Бобруйский завод КПД»)