Организация системы внутрифирменного планирования на предприятии (на примере ОАО «Бобруйский завод КПД»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – организация системы внутрифирменного планирования на промышленном предприятии ОАО «Бобруйский завод крупнопанельного домостроения» и выявить мероприятия, за счет выполнения которых предприятие могло бы повысить пути его совершенствования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1.Теоретические основы внутрифирменного планирования на предприятии……………………………………………………………………….. 4
1.1. Содержание планирования деятельности предприятия……………….... 4
1.2. Границы и принципы планирования……………………………………... 6
1.3. Структура планов предприятия…………………………………………...10
1.4. Организация внутрипроизводственного планирования…………………12
Глава 2. Анализ системы внутрифирменного планирования на предприятии.
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия………………….17
2.2. Характеристика организационной структуры плановых служб предприятия ……………………………………………………………………… 23
2.3. Характеристика и анализ структуры планов предприятия…………….. 25
2.4. Анализ системы реализации планов предприятия……………………… 28
Глава 3. Совершенствование организации внутрифирменного планирования на предприятии………………………………………………………………………. 30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы……………………………………………. 35
Приложение …………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая по планированию.docx

— 95.61 Кб (Скачать)

Региональное прогнозирование  и планирование по административно-территориальным  единицам осуществляется плановыми  органами областей, районов, городов, которые  разрабатывают перспективные планы  их развития с учетом региональных особенностей. Основными задачами региональных органов планирования являются: разработка и обоснование планов-прогнозов  экономического и социального развития регионов; формирование оптимальной  структуры межотраслевых региональных комплексов; эффективное использование  внутреннего потенциала каждой территориальной  организации и создание благоприятных  условий для предпринимательской деятельности, развитие рыночной инфраструктуры и различных форм собственности в регионах.

Прогнозирование и планирование на отраслевом уровне осуществляется планово-экономическими управлениями соответствующих министерств и  ведомств, в компетенции которых  находится решение следующих  задач: определение функций и  содержание отдельных видов экономической  работы по отраслям деятельности, разработка плановой и отчетной документации, методических рекомендаций, целевых  программ; составление и обоснование перспективных и текущих планов, организация их выполнения; разработка предложений по улучшению всей плановой работы; изучение и такие распределение передового опыта; изучение конъюнктуры рынка, регулирование производства и реализации продукции.

Внутрифирменное планирование организуется специальными планово-экономическими службами хозяйствующих субъектов. Порядок построения планово-экономического аппарата определяется прежде всего организационной структурой управления и объемом деятельности. Общие принципы формирования организационной структуры управления предусматривают создание планово-экономической службы организации по двум основным признакам- иерархическому и функциональному.

Иерархическое построение планово-экономической  службы предполагает многоуровневую систему  ее организации. Наиболее распространенными считаются двух- или трехуровневые системы, в которых первый уровень представлен аппаратом управления организации в целом, а последующие- планово-экономическими службами отдельных структурных единиц и подразделений.

Функциональное построение планово-экономических служб основано на их разделении по функциям управления или видам деятельности. Примером реализации второго принципа может  быть выделение в организации  самостоятельных служб по планированию производственной, сбытовой, инвестиционной и других видов деятельности, которые  обычно подчинены заместителю генерального директора по экономике и финансам.

В отечественных организациях широкое распространение получили смешенные формы управления и  их различные разновидности, которые  могут применяться как в производственно-хозяйственной, так и в планово-экономической  сферах деятельности. Основными из них являются линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизионная, матричная  и другие системы управления, апробированные в странах с развитой рыночной экономикой.

Организационную структуру  управления следует выбирать самостоятельно в соответствии с перспективными планами и стратегическими целями деятельности организации. Поскольку  планирование является основной функцией управления, то аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления организацией.

Высшим органом системы  планирования является аппарат управления организации: совет директоров, генеральный директор, заместитель генерального директора по экономике и финансам. Аппарат управления разрабатывает стратегию, определяет наиболее эффективные направления деятельности организации, повышение конкурентоспособности продукции и достижение высоких конечных результатов; осуществляет общее планирование производственно-хозяйственной деятельности; устанавливает нормативы и производит контроль за ходом выполнения плана.

В крупных и средних  организациях планово-экономическую  работу непосредственно осуществляют такие отделы, как плановый, финансовый, производственный, маркетинга и др.

Центральным звеном внутрифирменного планирования является плановый отдел, в функции которого входит сбор, обработка, обобщение, анализ и оценка экономической информации, анализ и  оценка работы организации и ее подразделений  за ряд предшествующих лет, разработка перспективных текущих планов деятельности в соответствии с имеющимися ресурсами, корректировка и уточнение плановых параметров, контроль за их исполнением.

Финансовый отдел намечает цели финансового обеспечения реализации плановых заданий и определяет наилучшие  способы их достижения, исследует  бюджеты, осуществляет бюджетный контроль и контроль за кредитными операциями.

В компетенцию производственного  отдела находится закупка сырья  и материалов, составление планов на каждую смену, сутки, неделю, месяц, квартал и год с учетом имеющихся  ресурсов и поставленных целей, контроль за качеством производимой продукции  и ее продвижением на рынок.

В современных условиях в  планово-экономической работе должны принимать участие все руководители, специалисты, служащие и оперативные  работники. Так, важная роль в исследовании конъюнктуры рынка, планировании ассортимента товаров и стимулировании сбыта продукции, организации рекламной работы принадлежит работникам отдела маркетинга, в изыскании и мобилизации внутренних резервов и укреплении учетной и финансовой дисциплины- контрольно-ревизионному аппарату и т.д.

На малых хозрасчетных унитарных предприятиях и в организациях планово-экономическую работу выполняют планово-расчетные бюро или экономисты, которые подчиняются непосредственно руководителю предприятия, организации, а общее методическое руководство осуществляет плановый отдел вышестоящей организации данного министерства, ведомства.

На всех уровнях управления народным хозяйством организация прогнозирования  и планирования строится на действующем  законодательстве, типовых положениях, должностных инструкциях. В соответствии с данными нормативно-правовыми  актами большие права в планово-экономической  работе представляются первичным звеньям  экономики- хозяйствующим субъектам, которые функционируют на принципах  самоокупаемости, самофинансирования, социально-экономической целесообразности, т.е. самостоятельны в своих решениях.

В этих условиях значительно  возрастает роль экономистов-менеджеров, они должны давать объективную оценку производственно-хозяйственной и  финансово-экономической деятельности, разрабатывать, обосновывать и обеспечить выполнение стратегических, тактических  и оперативных плановых решений, выявлять резервы роста эффективности  использования производственно-ресурсного потенциала, повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Это должны быть специалисты, обладающие глубокими и разносторонними  знаниями, умеющими принимать продуманные  и взвешенные решения. Для того чтобы  обеспечить эффективное планирование минимально возможным составом планово-экономического аппарата, экономист должен обладать компетентностью, гибкостью, оперативностью.

Важное значение имеет  использование в планово-экономической  работе специализированных компьютерных систем и информационных технологий.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, планирование является важнейшей  функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики. Централизованной системе планирования экономикой  соответствует адекватная система  народнохозяйственного планирования. Поэтому переход к рыночной концепции  управления потребовал пересмотра всех элементов планирования. Принципы планирования представляют собой основные теоретические  положения, правила и требования, которые должны выполнятся в процессе планирования. Впервые общие принципы планирования были сформированы А.Файолем: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность. В современной отечественной науке и практике планирование наиболее распространенными принципами гибкость, сбалансированности, оптимальности, комплексности и другие.

Успех внутрифирменного планирования во многом определяется эффективностью его организации. Уровень организационного обеспечения планово-экономической  работы в значительной степени обуславливает  конечные финансовые результаты производственно-экономической  деятельности, ее рентабельность и  конкурентоспособность.

Система организационного обеспечения  внутрифирменного планирования представляет собой совокупность внутренних подразделений  и функциональных служб организации, обеспечивающих разработку, обоснование  и контроль за выполнением плановых решений в определенном временном  периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ  ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «БОБРУЙСКИЙ ЗАВОД  КПД»)

 

2.1.Технико-экономическая  характеристика предприятия.

История «Бобруйского завода крупнопанельного домостроения» началась в 1997 году. До этого времени на территории этого предприятия находился завод сборного железобетона. В большой стране полным ходом шла урбанизация. Города росли на глазах, необходимость в жилье все увеличивалась. Для того, чтобы устранить возникшие жилищные проблемы Бобруйска, было принято решение на базе старого домостроительного комбината произвести реконструкцию и на новом предприятии наладить выпуск изделий крупнопанельного домостроения, то есть выпускать дома в разобранном виде. Его проектные мощности были ориентированы на выпуск 106 тыс. м2 в год. Продукция, поставляемая на строительные участки с нового предприятия, монтировалась строительными управлениями и  в кратчайшие сроки превращалась в жилые сооружения.

Процесс возведения объектов жилья после образования нового предприятия крупнопанельного домостроения сокращался до считанных месяцев, уменьшалась  трудоемкость этой работы и, разумеется, снижалась ее стоимость.

 В 1998 году завод  переходит на хозрасчет и арендную  форму собственности. Это позволяло  предприятиям, находящимся в структуре  домостроительного комбината иметь  больше юридических свобод. Подобная  система просуществовала до 1991 года, когда начался распад Советского  Союза. Экономическая ситуация  на предприятиях, которые являлись  заказчиками продукции завода, осложнялась:  на строительство жилья стало  выделяться гораздо меньше средств.  Бобруйский домостроительный комбинат, как и многие другие строительные организации страны, оказались в тяжёлом финансовом положении. Настали не простые времена и для такого, казалось бы,  стабильно работающего и преуспевающего предприятия. И все же нужно было жить дальше и строить по-прежнему быстро, качественно и, разумеется, без убытков.

В сложившейся ситуации, изучив рынок строительства жилья  в республике, на заводе пришли к  выводу: необходимо самим, своими силами производить дома, строить и сдавать  готовое «жилье  ключ». Было решено расширить отдел капитального строительства  на предприятии, были приглашены специалисты, которые нашли конструкторские  решения, что дало возможность из стандартных панелей строить  квартиры площади и улучшенной планировки с более высокими потребительскими качествами. Надо отметить, что планировка того времени и в настоящее  время не потеряла своей актуальности по интерьеру, удобствам и простору.

 В 1994 появился первый  жилой дом, полностью построенный  заводом крупнопанельного домостроения. С момента своего возникновения  предприятие меняло формы собственности  для расширения возможностей  при заключении договоров с  заказчиками для того, чтобы руководствоваться  собственными интересами при строительстве жилья и иметь более широкое поле для своей хозяйственной деятельности.

Благодаря тому, что завод  стал не только выпускать дома в  разобранном виде, но и самостоятельно мотивировать их и сдавать под  ключ, предприятию удалось не только выжить, но выйти победителем в  конкурентной борьбе. За годы своей  деятельности  Бобруйскому заводу крупнопанельного домостроения самостоятельно удалось не только достичь высоких показателей производства, но и заслужить доверие своих партнеров и клиентов, что позволило направить привлеченные средства на расширение и модернизацию производства.

ОАО «Бобруйский завод крупнопанельного домостроения» создано приказом Могилевского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от19 июля 2002 года путем преобразования арендного предприятия «Бобруйский завод крупнопанельного домостроения».

Строительство завода было начато в 1978 году с проектной мощностью 106 м2 жилья в год. В 1983 году на предприятии была осуществлена последняя реконструкция.

 Паспорт организации:

Отрасль: архитектура и  строительство

Основные виды деятельности:

- производство и реализация  продукции сборного железобетона, неармированного бетона, бетонной  смеси и раствора, изделий крупнопанельного  домостроения;

- монтаж домов и изделий  крупнопанельного домостроения;

- строительство социально-культурных  объектов;

-производство строительной  продукции и товаров народного  потребления и их реализация  через сеть собственных магазинов;

Информация о работе Организация системы внутрифирменного планирования на предприятии (на примере ОАО «Бобруйский завод КПД»)