Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать организацию как основу менеджмента.
Задачи, которые решались в данной работе:
- разъяснить понятия – формальная и неформальная организация, жизненный цикл организации, вертикальное и горизонтальное разделение труда;
- рассмотреть основные виды разделения управленческого труда;
- рассмотреть основные внутренние переменные факторы в организации, факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды;
- показать назначение миссии, целей и задач организации;
- дать определения понятиям – «структура», «элементы» организации, «структурные подразделения»;
- обосновать юридическую и социальную ответственность организаций, необходимость соблюдения корпоративной этики на примере организации ОАО «РЖД».
Введение 3
1. Организация как основа менеджмента
1.1. Формальные и неформальные организации 5
1.2. Понятие и этапы жизненного цикла организации 7
1.3. Основные виды разделения управленческого труда 11
1.4. Внешняя и внутренняя среда организации 13
2. Юридическая и социальная ответственность, корпоративная этика в ОАО «Российские Железные Дороги» 19
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 39
- государственные органы (организация обязана соблюдать требования органов государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов в сферах компетенции этих органов);
- потребители;
- конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;
-
трудовые ресурсы - часть населения страны,
располагающая совокупностью физических
и духовных способностей, необходимых
для участия в процессе труда.
Внешняя среда организации (макросреда) косвенного воздействия – это политические факторы, факторы демографического, природного, научно-технического характера, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события и другие факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.
Рассмотрим некоторые из них:
Технология - это совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие.
Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса, по крайней мере, те, от которых зависит эффективность ее деятельности.
Состояние экономики влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность всех потребителей покупать определенные товары и услуги;
Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.
Экономическая обстановка характеризуется состоянием общей деловой активности (снижением, стагнацией, подъемом, стабильностью); инфляцией, дефляцией; политикой цен; кредитно-денежной политикой и др.
Социально-культурные факторы - установки, жизненные ценности и традиции, влияющие на организацию.
Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.
Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения — независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.
Социально-культурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющуюся результатом деятельности компании. От социально-культурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями.
Можно привести следующие социальные факторы: глубина расслоения общества; уровень доходов; уровень безработицы; социальная защита; покупательная способность и др., а так же демографические факторы: изменение народонаселения (старение общества, снижение рождаемости); возрастной состав населения; миграция населения; род занятий; образование.
Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия.
Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей организации особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социально-культурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.
Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки в других странах, имеет фактор политической стабильности.
Политическая обстановка оценивается с точки зрения стабильности или нестабильности.
Сюда же можно отнести законодательные факторы той страны, в которой действует предприятие: налоги; правовая защита предпринимательской деятельности (законодательство: антимонопольное, о недобросовестной рекламе, антидемпинговое и другие); защита прав потребителей; законодательство по безопасности и качеству товаров; законодательство по охране труда и технике безопасности; законодательство по охране окружающей среды и т.д.
Фирма
не имеет возможности влиять на внешнюю
среду и для эффективной
Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:
- особенностью производственного процесса;
- характером внешней среды.
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим.
Корпоративная социальная ответственность (КСО), принятая в современной мировой деловой практике, требует от компаний участия в улучшении социальных условий жизни населения и защите окружающей среды.
Компания ОАО «Российские Железные Дороги» учитывает, что все чаще заинтересованные стороны оценивают эффективность ее деятельности не только по финансово-производственным показателям. Особая роль при оценке отводится характеристикам влияния, которое ОАО «РЖД» оказывает на клиентов, бизнес и общество в целом, окружающую природную среду.
В компании корпоративная социальная ответственность понимается как добровольный вклад в развитие государства, общества и бизнеса в экономической, социальной и экологической сферах, который напрямую связан с осуществлением хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» и преимущественно выходит за рамки законодательно определенного минимума обязательств.
Добровольно и в инициативном порядке Компания объявляет о принятии Кодекса корпоративной социальной ответственности открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Компания руководствуется данным Кодексом при выстраивании отношений с ключевыми заинтересованными сторонами:
1) государство;
6) различные государственные и общественные организации, а именно: местные сообщества - население территорий, на которых ОАО «РЖД» осуществляет хозяйственную деятельность; профессиональные движения и объединения и др. некоммерческие организации (далее также - НКО); органы государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации (СМИ).
ОАО «РЖД» считает приоритетными обязательства по социальной защите своих работников. Компания стремится обеспечить надлежащий уровень социальной защиты всех категорий своих работников, в том числе бывших - неработающих пенсионеров.
Основным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в ОАО «РЖД», является Коллективный договор ОАО «РЖД», который регламентирует взаимные обязательства Компании, ее работников и профсоюзных организаций.
Обязательства, которые возникают у ОАО «РЖД» в результате принятия Кодекса: не нарушают требований законодательства Российской Федерации; не отменяют и не подменяют собой Коллективный договор ОАО «РЖД» и иные нормативные документы Компании; являются преимущественно более высокими ориентирами, чем требования законодательства Российской Федерации; рассчитаны на партнерское взаимодействие с государством, обществом и бизнесом; базируются на экономически обоснованных данных, которые определяются на основании руководящих документах Компании.
Корпоративная социальная ответственность означает ответственность Компании как корпоративного члена общества и относится ко всем сферам функционирования общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы.
Компания ставит перед собой следующие цели путем реализации мероприятий в области корпоративной социальной ответственности:
- внесение вклада в поддержание устойчиво высокого уровня национального и международного экономического развития и занятости населения;
- способствование социальному прогрессу общества;
- рациональное природопользование;
- создание сплоченного, социально защищенного, творческого и экономически мотивированного коллектива работников предприятия;
- улучшение условий труда и отдыха, повышение безопасности труда работников в соответствии с лучшими мировыми стандартами;
- достижение и поддержание статуса современной высокоэффективной и социально ответственной Компании, по оценкам ключевых заинтересованных сторон.
Соблюдая один из главных принципов своей деятельности, заключающийся в высокой социальной ответственности, Компания стремится к развитию конкурентных рынков и созданию новых рабочих мест.
Применение социального ответственного подхода дает возможность Компании расширить перспективы для привлечения потенциальных работников с региональных рынков труда, совершенствовать систему поиска и подбора персонала на рынке труда, развивать и удерживать наиболее талантливых и необходимых работников.
Используя прогрессивные методы управления, ОАО «РЖД» применяет Кодекс корпоративной социальной ответственности в рамках общей системы корпоративного управления для более эффективного контроля нефинансовых рисков и максимально эффективного использования возможностей, сильных сторон и ресурсов Компании.