Организация как основа менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать организацию как основу менеджмента.
Задачи, которые решались в данной работе:
- разъяснить понятия – формальная и неформальная организация, жизненный цикл организации, вертикальное и горизонтальное разделение труда;
- рассмотреть основные виды разделения управленческого труда;
- рассмотреть основные внутренние переменные факторы в организации, факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды;
- показать назначение миссии, целей и задач организации;
- дать определения понятиям – «структура», «элементы» организации, «структурные подразделения»;
- обосновать юридическую и социальную ответственность организаций, необходимость соблюдения корпоративной этики на примере организации ОАО «РЖД».

Содержание

Введение 3
1. Организация как основа менеджмента
1.1. Формальные и неформальные организации 5
1.2. Понятие и этапы жизненного цикла организации 7
1.3. Основные виды разделения управленческого труда 11
1.4. Внешняя и внутренняя среда организации 13
2. Юридическая и социальная ответственность, корпоративная этика в ОАО «Российские Железные Дороги» 19
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 39

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

       - собственники и сотрудники организации;

       - покупатели продукта организации;

       - деловые партнеры организации;

       - местное сообщество и общество в целом.

       Хорошо  сформулированная миссия проясняет  то, чем является организация, и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных.

         Успешность развития организации  на этом этапе зависит:

       - от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;

       - от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;

       - от готовности членов организации реализовывать решения лидера;

       - от того, насколько эффективно построена коллективная работа.

       Этот  этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной  культуры. На нем успех и неудачи  организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном.

       Осложняется тем, что создатели компании из предпринимателей должны превратиться в профессионалов-менеджеров. Это означает серьезное изменение  стиля управления, к которому многие предприниматели оказываются не готовы. Поэтому на данном этапе нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля. В целом стадия роста характеризуется увеличением числа сотрудников, разделением труда и ростом специализации, более формальными и обезличенными коммуникациями, внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др. [2].

       Главными  задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

       Ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание ее взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.

       3. Зрелость. Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.

       Этап  формализации деятельности — период стабилизации роста (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).

       На  этом этапе, на организационном уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы, артефакты и проходят процесс индивидуального осознания.

       Организация достигает лидирующего положения  на рынке. По мере расширения ассортимента выпускаемой продукции и комплекса предоставляемых услуг создаются новые подразделения, структура становится более сложной и иерархической. Формализуются политика и распределение ответственности, усиливается централизация.

       Зрелость  организации означает, что ей удается сохранять устойчивое положение во внешней среде; показывает, что остальные процессы переработки опыта и встраивания его в существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами.

       4. Упадок. Этап реструктуризации.

       Период  замедления роста и структурных  изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

            Стадия старости. Этап спада.

       Этап  спада  — период, характеризующийся  резким падением сбыта и снижением  прибыли; организация ищет новые  возможности и пути удержания  рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Стадию старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка.

       В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации. В результате базовые представления перестают адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.

       По  мере перехода организации от одной  стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а, следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений.

       Одна  из проблем менеджмента — повышение  результативности труда управляющих. Решается эта проблема, прежде всего на основе разделения труда менеджеров, то есть специализации управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничении полномочий, прав и ответственности.

      1.3. Основные виды разделения управленческого труда

       Разделение  основывается на формировании групп  работников управления, выполняющих  одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Соответственно, в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами.

       Структурное разделение управленческого труда  исходит из таких характеристик  управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сфера деятельности, отраслевая, территориальная специфика. В силу разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. Можно выделить общие черты, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров [4].

       Учитывая виды и сложность выполняемых работ, выделяют руководителей (принятие решений, организация их реализации), специалистов (проектирование и разработка вариантов решений), служащих (информационное обеспечение процесса).

       Вертикальное  разделение труда построено на выделении  трех уровней управления — низового, среднего и высшего.

       К низовому уровню управления относятся  менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

       Средний уровень (50—60% численности управленческого  персонала) включает менеджеров, ответственных  за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

       Высший  уровень (3-7%) - администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

       На  каждом уровне управления предусматривается  определенный объем работ по функциям управления. Это горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Более глубокое разделение предполагается по основным подсистемам предприятия (персонал, НИОКР, маркетинг, производство, финансы).

       Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей.

       Подразделения, как и целая организация, частью которой они являются представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, по сути своей, большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно.

      1.4. Внешняя и внутренняя среда организации

       Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю.

       Под внутренней средой понимается хозяйственный  организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы.

       Под внешней средой понимают все условия  и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие  оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

       1. Внутренняя среда организации – это ситуационные факторы внутри организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных.

       Внутренние  переменные – это ситуационные факторы  внутри организации. Поскольку организации  представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в  основном являются результатом управленческих решений. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

         Цели - конкретные, конечные состояния  или желаемый результат, которого  стремится добиться группа, работая  вместе. Основной целью работы  большинства организаций является  получение прибыли. Прибыль это  ключевой показатель организации. Цели разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения.

       Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления.

       Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки. Задачи непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др.

       Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам: производство; маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС); НИОКР; финансовое управление, бухучет и отчетность; общее управление.

       Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной структурах.

         2. Внешнюю среду подразделяют на микросреду и макросреду.

       Внешняя среда организации (микросреда) прямого воздействия – это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты и другие факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

       Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации:

       - поставщики (сырье, материалы, финансы) ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;

Информация о работе Организация как основа менеджмента