Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать организацию как основу менеджмента.
Задачи, которые решались в данной работе:
- разъяснить понятия – формальная и неформальная организация, жизненный цикл организации, вертикальное и горизонтальное разделение труда;
- рассмотреть основные виды разделения управленческого труда;
- рассмотреть основные внутренние переменные факторы в организации, факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды;
- показать назначение миссии, целей и задач организации;
- дать определения понятиям – «структура», «элементы» организации, «структурные подразделения»;
- обосновать юридическую и социальную ответственность организаций, необходимость соблюдения корпоративной этики на примере организации ОАО «РЖД».
Введение 3
1. Организация как основа менеджмента
1.1. Формальные и неформальные организации 5
1.2. Понятие и этапы жизненного цикла организации 7
1.3. Основные виды разделения управленческого труда 11
1.4. Внешняя и внутренняя среда организации 13
2. Юридическая и социальная ответственность, корпоративная этика в ОАО «Российские Железные Дороги» 19
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(филиал) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г.Череповце
(ИМИТ СПбГПУ)
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Основы менеджмента»
Тема: Организация как основа менеджмента
Выполнил студент группы з.184 Беланов Даниил Викторович
Руководитель
г. Череповец
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Организации стары, как мир. Еще в глубокой древности у человечества возникала необходимость в создании масштабных сооружений, решении сложных задач, что требовало привлечения большого числа исполнителей. Для координации их деятельности создавались крупные организации, которым было необходимо управление.
Для удовлетворения многообразных потребностей общества создавались различные организации. Одна из первых организаций, созданных человеком, - государство. Оно было и остается в настоящее время самой могущественной организацией. Естественно, что именно потребности государства оказывали существенное влияние на развитие управления. Понятие организации с течением времени претерпело изменения. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент сформировался как отдельная область знаний, под организацией понимается сознательно определенная, заданная структура ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии.
Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.
Организация как группа людей с общими целями.
Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.
Вопросы выделения функций управления нашли отражение в работах многих ученых, начиная с представителей классической школы - Ф.У.Тейлора, А.Файоля, Г.Эмерсона, Л.Урвика, М. Блюмфилда, М.Вебера и др., до современных исследователей процесса менеджмента.
Одна
из проблем менеджмента —
Впервые к проблеме разделения труда в организации обратились А. Смит, К. Маркс, Э. Дюркгейм, А. Бэббидж и др. В дальнейшем она получила развитие в работах представителей классической школы (М. Вебер, Г. Гантт, А. Муни, Дж. Рейли, Ф. У. Тейлор, Л. Урвик, А. Файоль, Г. Форд и др.).
В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.
Тема курсовой работы является чрезвычайно актуальной, поскольку все наше общество состоит из организаций, от эффективности управления, которыми и зависит нормальная жизнь и функционирование общества.
Цель курсовой работы – исследовать организацию как основу менеджмента.
Задачи, которые решались в данной работе:
-
разъяснить понятия –
- рассмотреть основные виды разделения управленческого труда;
- рассмотреть основные внутренние переменные факторы в организации, факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды;
- показать назначение миссии, целей и задач организации;
- дать определения понятиям – «структура», «элементы» организации, «структурные подразделения»;
- обосновать юридическую и социальную ответственность организаций, необходимость соблюдения корпоративной этики на примере организации ОАО «РЖД».
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей).
Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.
Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция называется функцией, в другой - статусом.
Поскольку её цель - сделать управление
людьми эффективным, а
Термин «управление»‚ как правило, применяется к формальным организациям, однако существуют и неформальные организации. В каждом коллективе наряду с формальной организационной структурой существуют неформальные (неофициальные) взаимоотношения между членами коллектива.
Неформальная организация - это стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели).
В
отличие от формальной неформальная
организация строится на принципах
саморегуляции и
Таким образом, формальная структура создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.
Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимно дополняют друг друга, а иногда и противоборствуют. Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена следующими факторами:
- невозможность стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности;
- неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;
- необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь, затем переносятся в формальную;
- невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам, поэтому все многообразие неделовых отношений.
Организация складывается под воздействием времени, чем в результате целенаправленных усилий по ее созданию. Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организаций как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени.
Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Именно на этих этапах происходит формирование организационной структуры (см. рис 1).
Рисунок 1 – Жизненный цикл организации
Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.
Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы [1].
Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке.
2. Рост. Стадия развития. Этап коллегиальности.
Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства).
Миссия — это основное предназначение, смысл существования организации, выраженный через те выгоды, которая организация несёт заинтересованным сторонам.
Основными группами людей, чьи интересы должны быть учтены при определении ее предназначения, являются: