Автор: Наталья Бабикова, 24 Сентября 2010 в 09:50, курсовая работа
Повышение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятий в современных условиях предполагает организационное совершенствование производства, создание и развитие эффективной системы организации производства, труда и управления. Важнейшей составляющей проектирования производственных систем и их реорганизации является разработка соответствующего организационного проекта. Организационное проектирование должно носить обязательный и предупредительный характер, а не просто обеспечивать совершенствование уровня организации от случая к случаю или только после проведения технических и технологических изменений в производственной системе.
Организационное развитие производственных систем зависит от своевременности и обоснованности внесения организационных изменений, полноты и последовательности проведения изменений, используемых методов при анализе, разработке и внедрении организационных решений, системы управления организационным проектом. Организационное проектирование базируется на теоретических положения и методах различных наук и достижениях в практике развития действующих предприятий.
Глава 1. Теория……………………………………………………………………2
Ведение…………………………………………………………………………….2
1.1 Миссия организации…………………………………………………….........3
1.2 Цели организации……………………………………………………………..7
1.3 Организационная структура управления…………………………………..17
1.4 Организационная культура………………………………………………….38
Глава 2. Организационно-управленческий анализ ОАО «Уралсвязьинформ - Челябинск »………………………………………………………………………46
2.1 Характеристика ОАО «Уралсвязьинформ - Челябинск»………………….46
2.2 Структура органов управления……………………………………………..51
2.3 Характер передачи полномочий……………………………………………54
2.4 Проектирование новой системы полномочий……………………………..56
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы……………………………………………………………....61
За рубежом это противоречие завершалось серьезным индустриальным кризисом, сопровождающимся попытками к адаптации внешней среды. Обычно такие предприятия закрывались, увольнялись рабочие. Вновь созданные предприятии конструктивно меняли технологию и набирали новые профессиональные кадры.
В России крупные предприятия реконструкцию производства могли совершить только в плановом порядке и по распоряжению отраслевых министерств. В результате научно-техническое отставание возрастало. Попытки расширить хозяйственную самостоятельность предприятий в этих условиях ничего не дали.
Но и такие относительно сложные структуры еще не дают возможности перехода к стратегическому планированию и управлению, не обеспечивают детальную разработку и подготовку масштабных и эффективных решений. Для решения таких задач гораздо более адекватны штабные структуры
Штабная структура включает специальные подразделения при линейных руководителях, не обладающие правом принятия решения и руководства, а лишь помогающие линейному менеджеру в выполнении отдельных функций силами штата специалистов по отдельным функциям. К чисто штабным подразделениям относятся отделы координации и анализа, органы инспекции, группы сетевого планирования, сектор социологических исследований, юридическая служба и др.
Фактически такая структура родственна функциональной структуре управления. Это подтверждается тем, что на практике руководители штабных подразделений получают права функционального руководства: планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия, отдел качества. Но штаб выполняет особую функцию - функцию разработки стратегии.
Штабная структура обладает целым рядом преимуществ. С ее помощью осуществляется более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией отдельных категории персонала; линейные менеджеры освобождаются от необходимости глубокого анализа проблем, выходящих за пределы их компетенции; становится возможным периодически привлекать для этой работы внешних специалистов более высокого класса - консультантов и экспертов. Но она не лишена и существенных недостатков, поскольку не обеспечивает необходимом четкости в отношении ответственности, так как подготавливающий решение не участвует в его осуществлении. К тому же штабная структура может приводить к излишней децентрализации на верхних этажах управления.
Все перечисленные выше типы организационных структур страдают недостаточной гибкостью. Каждая из них предполагает четко установленные связи подчиненности и прохождения информации, причем действуют в организациях с относительно стабильными условиями деятельности и эволюционным путем развития.
Однако сегодня на экономической сцене доминируют компании нового типа в быстро растущих отраслях. В их число входят такие отрасли, как робототехника, биотехнология и аэрокосмическая промышленность. В этих отраслях разрабатывается одновременно большое число проектов, весьма жестокая конкуренция аналогичными проектами, реализуемыми в других местах, жизненный цикл идеи непродолжителен. Экономическая, технологическая и конкурентная среда отличаются высокой подвижностью. В таких организациях на первый план выдвигаются разработка новой продукции, творческий подход, специальные проекты, быстрый обмен информацией и методы групповой работы с привлечением специалистов разных служб.
Из этой среды выросла и набрала популярность матричная организационная структура управления представлена на схеме 4. Матричная организационная структура предполагает привлечение специалистов из различных служб организации для работы над определенными проектами, с сохранением за ними их места в составе линейной или функциональной структуры. Другими словами руководитель проекта может взять специалистов из различных служб для работы над разработкой и организацией сбыта новой продукции.
Ее основные преимущества:
· лучшая ориентация на проектные цели и спрос;
· совмещение преимуществ функциональной структуры и проблемной ориентации управления;
· возможность
создания оперативных групп
· гибкое использование кадров профессионалов;
· возможность применения современных методов планирования и управления;
· сокращение затрат, увеличение эффекта работы.
Но и матричная структура имеет свои недостатки:
· отсутствие постоянных связей, устойчивости групп, навыков коллективной работы;
· трудность установления и кратковременность ответственности;
· ослабление управляемости, постоянная возможность нарушения принятых правил и стандартов;
· необходимость постоянного контроля;
· учащение
конфликтов между менеджерами
В целом основные принципы построения организационных структур, используемые современными рыночно-ориентированными фирмами, таковы:
1. баланс ответственности и прав;
2. единство, четкость постановки, доступность и понятность финансовых и рыночных, маркетинговых целей по всей структуре;
3. простота
структуры, в том числе
4. эффективная система связей с другими подразделениями, включая обратную связь;
5. координация
ответственности на высшем
6. гибкость,
приспособляемость структуры в
соответствии с динамикой
3. Многообразие организационных структур и организационных форм управления
Множество
типов и особенно видов организационных
структур обусловлено большим
К общим относятся объективные критерии: типы воспроизводства, формы обобществления и масштабы общественного развития.
К особенным структурам: формы собственности, принципы организации управления, типы связей.
К частным: организационные формы управления (фирмы, ассоциации, концерны, акционерные и другие общества и т.д.).
Следовательно, организационные структуры можно классифицировать:
- по типам воспроизводственного цикла: как экстенсивные и интенсивные,
- по уровню обобществления - крупного и малого бизнеса, смешанные (горизонтального типа), совместные (международные), национальные и транснациональные;
- по способу принятия решений - коллегиальные и командные;
- по формам собственности - государственные, частные и различные их модификации;
- по принципам организации управления - отраслевые (межотраслевые), территориальные (региональные и федеральные), основного производственного звена и хозяйственных систем;
- по типам связей - координационные и корпоративные;
- по видам управления - линейные (командно-административные), функциональные (штабные), комбинированные (линейно-функциональные), программно-целевые (локальные, реализующие в любой структуре сопутствующую цель).
Организационные формы управления предприятиями. Разнообразие организационных структур и форм их образования в условиях развивающегося рынка продолжает расширяться. Прежде всего, это касается предприятий. Охарактеризуем наиболее распространенные здесь организационные формы.
Завод (фирма) - первичная форма кооперации работников, объединенных производством однотипной продукции.
Комбинат (от лат. combinare - соединять, сочетать) - объединение предприятий (заводов), разных по технологии, но связанных по кооперации. Комбинатом может быть административное объединение предприятий одной отрасли; объединение предприятий местной (кустарной) промышленности; объединение учебных заведений производственного назначения - учебный комбинат.
Трест - наиболее жесткая форма управления объединенными предприятиями, при которой полностью утрачивается юридическая и хозяйственная самостоятельность, входящих в объединение предприятий.
Концерн (англ. concern) - наиболее развитая форма кооперации предприятий, осуществляется посредством системы участий, финансовых связей, договоров по интересам, личных уний. Концерн может быть вертикальный, горизонтальный, координационный, международный, транснациональный, федеральный и др.
Консорциум (от лат. consortium - соучастие, сотоварищество) - временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместное исполнение. Консорциум может быть банковский, гарантийный, финансовый, подписной и т.д.
Синдикат (от греч. syndikos - действующий сообща) - объединение однородных промышленных предприятий. Создается в целях сбыта изделий через общую продажную контору, организованную в форме особого торгового товарищества (акционерного общества), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своих изделий. Синдикат как форма объединений получила широкое распространение при создании отраслевой системы управления в России в начале 1930-х годов.
Пул (от англ. pool - буквально общий котел) - форма объединения, имеющего обычно временный характер. Бывают торговые, биржевые, патентные и другие пулы. В них устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли, которая поступает сначала в общий фонд, а затем распределяется в установленной заранее пропорции. Данная организационная форма управления получила широкое распространение в мире.
Холдинг (от англ. holding - владение) - корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью акций, которыми она владеет. Холдинг в большинстве случаев имеет решающее право голоса, действуя посредством механизма контрольного пакета акций. Такая форма организации компании часто используется для проведения единой политики и осуществления единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций или для ускорения процесса диверсификации. Холдинг часто не занимается конкретной производственной деятельностью - чистый холдинг.
Отечественные предприятия довольно часто меняют организационную форму своего бытия. Это определяется целым рядом причин.
Во-первых, участившийся переход собственности из рук в руки, исчезновение одних и возникновение других партнеров вместе с постоянно происходящими изменениями «правил игры» на рынке диктуют частую смену целей, стратегий, принципов организации.
Во-вторых, категория «акционирование» применительно к отечественным предприятиям рассматривается довольно односторонне: как самостоятельное функционирование собранного капитала, но забывается ответственность перед вкладчиками и производственным персоналом за свои действия.
В-третьих, нужны гибкие, легко адаптирующие организационные структуры, быстро реагирующие на достижения в научно-техническом прогрессе, на процессы диверсификации производства при конверсии предприятий оборонного промышленного комплекса.
В-четвертых, имидж предприятия, патриотизм и признание акционированного предприятия «своим домом». Создание для этой работы соответствующей организационной структуры.
Следует отметить, что организационные формы управления имеют как горизонтальную, так и вертикальную интеграцию. Вертикально интегрированные структуры отождествляют отраслевое управление, а горизонтальная интеграция отражает потребности территориального управления.