Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – провести методологическое и практическое исследование дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение понятия и сущности дебиторской и кредиторской задолженности;
2. Проанализировать учет дебиторской и кредиторской задолженности;
3. Обосновать пути оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности;
4. Провести анализ экономического положения ОАО «Динкомводхоз».

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…………3
1. Теоретические и методологические основы дебиторской и
кредиторской задолженности…………………………………………………...…..6
1.1 Экономическая сущность дебиторской и кредиторской
Задолженности………………………………………………………………...……..6
1.2 Учет дебиторской и кредиторской задолженности…………………………..9
1.3 Пути оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности…………16
2. Экономическая характеристика предприятия ОАО «Динкомводхоз»……….23
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия…………………..23
2.2 Оценка основных экономических показателей работы предприятия…..…36
3. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии (на примере ОАО «Динкомводхоз»)……………………………....39
3.1 Анализ ликвидности баланса ………………………………………………..41
3.2 Расчет коэффициента оборачиваемости…………………………….………42
3.3 Расчет одного оборота оборотного капитала……………………………….43
3.4. Расчет коэффициента оборачиваемости запасов…………………………..44
3.5 Расчет длительности одного оборота……………………………………….45
3.6 Кредиторская и дебиторская задолженность……………………………….46
3.7 Расчет коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности…...47
3.8 Анализ длительности оборота дебиторской задолженности……………...48
3.9 Расчет коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности….49
3.10 Анализ длительности оборота кредиторской задолженности…………...50
3.11 Сравнительный анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………………..50
3.12 Анализ поступления и расходования денежных средств
на предприятии…………………………………………………………………....51
Заключение…………………………………………………………………………53
Список использованной литературы………………………………………….….57

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

    Аналитический учет по счету  62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» ведут по каждому  предъявленному покупателю или  заказчику счету, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому покупателю или заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок. 
В целях бухгалтерского учета суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, являются согласно п. 12 ПБУ 10/99, внереализационными расходами, для учета которых предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы». 
    В соответствии с п. 14.3 ПБУ 10/99 дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, включается в расходы организации в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации. Списание не реальной для взыскания задолженности в убыток не является согласно п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н, аннулированием задолженности. Эта задолженность отражается за бухгалтерским балансом- на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. В целях налогообложения прибыли списанная дебиторская задолженность также признается внереализационным расходом (ст. 265 НК РФ). В целях налогообложения по налогу на прибыль сумма поступившего платежа принимается в составе внереализационных доходов [7, с.136]

 

1.3. Пути  оптимизации дебиторской и кредиторской  задолженности на предприятии.

 

  Для того чтобы эффективно управлять долгами предприятия необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами предприятия и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

Стратегический  подход.

   Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) предприятия и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

   Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством предприятия это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

   Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

   Т.о. работники предприятия в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.

   Тактические особенности.

   Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств: 1) средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес); 2) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций); 3) товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам); 4) использование собственного "экономического превосходства"

Средства  инвесторов. Так как, процесс привлечения  дополнительных финансовых ресурсов для  целей собственного бизнеса рассматривается  нами с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая - относительная дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в дело капитал может быть "бесплатным". Вторая особенность - возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе ваш, изначально собственный капитал, может превратиться в капитал, переданный в займы новому инвестору. Отсюда следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемых средств корпоративных инвесторов: в общем случае их не должно быть больше ваших первоначальных инвестиций: даже если акции (паи) "распылены" между несколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет об успешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.

   Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость надежного обеспечения, "создание" солидных балансовых показателей. Не смотря на "дороговизну" и "проблематичность" привлечения, возможности банковского кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией на все 100%. Если проект, реализуемый компанией действительно "рассчитан" на конкурентоспособный уровень рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита всегда будет превышать необходимый к уплате процент. Банки хотя и дают предпочтение такому виду обеспечения предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Товарный кредит. Основной положительной отличительной чертой данной разновидности получения заемных средств является наиболее простой (не заформализированный) способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный "кредит" предоставляется бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости начисления и уплаты процентного (или какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики (и украинские в том числе) прекрасно понимают (иногда только на эмпирическом уровне) принципы изменения стоимости денег во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры "упущенной выгоды" от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторской задолженности предприятия. Поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров, которая может колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки.

   Там, где контроль за недополученной прибылью значительно ослаблен (госпредприятия, крупные акционерные и промышленные компании) потери, связанные с товарным кредитованием зачастую компенсируются за счет "неформальных" платежей руководству или служащим компании [6, с.169].

   Экономическое превосходство очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса).

   Экономическое превосходство заемщика пред кредитором может возникать в силу следующих обстоятельств:

монопольное положение покупателя на рынке (монопсония);

различия  в экономических потенциалах  совокупные активы покупателя значительно  превосходят активы поставщика;

маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в "состоянии" диктовать свои условия или требовать выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);

покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете  и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).

   Как показывает практическая деятельность, ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ без предварительной оплаты и т. д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как "неизбежный". Она хотя и позволяет временно использовать "чужие" средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.

       Для предприятий можно порекомендовать следующие предложения по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженностями:

1. Необходимо  решать задачу не только снижения  дебиторской задолженности, но  и сбалансированности ее с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов. 
2. Для обеспечения максимизации притока денежных средств, предприятию следует использовать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты. При этом возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

3. Целесообразно  проведение предварительного изучения платежеспособности и надежности партнера, его кредитной истории, особенно при заключении крупных контрактов. Однако для этого необходимо располагать банками данных, знанием методики и возможных способов оценки обязательности контрагентов. Подобную работу способны выполнять специальные агентства, кредитные бюро, банки или аналитические службы самих предприятий. Кредитное бюро способно предоставить реальную оценку надежности заемщиков. Для кредитора это ведет к значительному снижению кредитных рисков, уменьшению резервов на возможные потери по ссудам, повышению ликвидности, снижению остроты проблемы дебиторской задолженности [3, с. 42]. Но все же, нельзя рассматривать кредитное бюро, как панацею для предприятия. Они могут обеспечить предприятие ответом лишь на один из тех вопросов, которые возникают при рассмотрении возможности кредитования заемщика. Окончательное решение предприятие должно принимать самостоятельно [4, с. 1]. Если покупатель неизвестен и нет информации о его платежеспособности, целесообразно использовать аккредитивную форму расчетов, которая обеспечивает практически стопроцентную гарантию платежей. Если имеется информация о необязательности покупателя, то в качестве условия продажи товара могут быть выдвинуты предварительная оплата и авансовые платежи. Если информации о платежеспособности покупателя недостаточно и если покупатель не имеет возможности осуществить предоплату, авансовые платежи, выставить аккредитив, то можно использовать другие формы гарантированных платежей. В противном случае будут потеряны покупатели и рынки сбыта.

   Подводя итог, можно отметить, что вопрос оптимизации дебиторской и кредиторской задолженностью актуален для любого предприятия. При правильном управлении задолженностью и воспользовавшись выше изложенными рекомендациями, предприятие может значительно поправить свое финансовое состояние. Главное правильно оценить и проанализировать состояние предприятия и подобрать наиболее подходящие для себя методы.

Информация о работе Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности