Оценка состояния конкурентной среды на рынке бытовой химии РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является – изучение конкурентной среды на рынке бытовой химии. Влияние крупных компаний-производителей на мелкие предприятия.

Для достижения поставленных целей необходима формулировка и решение ряда задач:
изучение рынка бытовой химии
анализ производства и реализации продукции
изучение номенклатуры товаров бытовой химии
анализ деятельности компаний производителей бытовой химии

Содержание

Государственное образовательное учреждение 1
высшего профессионального образования 1
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 1
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I. Аналитическая часть. 6
Перечень фирм, действующих на целевом рынке бытовой химии. 11
1.2.Сбор исходной информации 11
1.3. Тип рынка 12
1.4. Расчет характеристик, отражающих состояние рынка. 13
1.5. Расчет рыночных долей на конец базисного и на конец анализируемых периодов. 14
Раздел II. Проектная часть 17
2.1 Формирование «портрета» рынка бытовой химии 19
2.2 Оценка концентрации на товарном рынке бытовой химии 26
2.3. Анализ качественных показателей 39
Заключение 42
Список литературы: 43

Работа содержит 1 файл

ЭК Рынок бытовой химии Китаева Ульяна.doc

— 516.00 Кб (Скачать)

      Таблица 10

Предприятия Рыночная  доля Суммарная нарастающая рыночная доля (кумулятивное значение долей)
ОАО “Нефис” 
г. Казань
0,1262 0,1262
ОАО “Концерн Калина” 
г. Омск
0,266 0,3922
ОАО КО «Свобода» 0,1757 0,5679
ОАО “Косметическая фирма Весна” 
г. Самара
0,0631 0,6310
АК  Новомосковскмбытхим 0,0670 0,6980
ЗАО “Аист” 
г. Санкт-Петербург
0,0825 0,7805
ОАО “Эра” 
г. Тосно
0,0855 0,8660
ОАО "Сода" 
г. Стерлитамак
0,1340 1
Итого: 1,0 5,06
 

         S | (i -1) *Ai - i*Ai |= 0,1262 + 0,3922 + 0,5679+ 0,6310+ 0,6980+ 0,7805 + 0,8660+1= 5,06

 

         G=1/8 * 5,06 = 0,6325

 

     Как нетрудно заметить, представленные показатели, несмотря на их, достаточно   высокую   информативность, не   являются   полностью удовлетворительными, так как дают лишь общую оценку распределения долей без учета конкретных особенностей рынка.

     Поэтому далее необходимо провести расчет обобщенных характеристик интенсивности конкуренции на рынке.

Интенсивность конкуренции по динамике рынка Uтр Характеризует возможности роста фирмы без  столкновения с интересами конкурентов
Интенсивность конкуренции по распределению рыночных долей Ud Характеризует силу влияния со стороны конкурентов, располагающих равной рыночной долей и вероятно аналогичной стратегией
 

     Для более полной оценки взаимовлияния  интенсивности конкуренции и  распределения долей можно воспользоваться коэффициентом вариации, равным отношению   среднеквадратического   отклонения   долей   к   их среднеарифметическому значению. Очевидно, что чем выше коэффициент вариации, тем ниже интенсивность конкуренции и наоборот. Формула для расчета имеет вид:  

 

      UD = 1 - s(D) / Dср  или

 

      UD =

  i = 1…n

 

      где Ud - интенсивность конкуренции на рассматриваемом рынке;

             sD/ Dср - коэффициент вариации рыночных долей (Di) конкурентов;

             sD - среднеквадратическое отклонение Di ;

            Dср - среднеарифметическое значение Di;

            n - количество предприятий на  рассматриваемом рынке.

      Среднее  арифметическое значение долей  всей  совокупности предприятий, зависит  только от количества крупнейших предприятий, работающих на рассматриваемом рынке и рассчитывается по формуле:

      Dср = 1 / n,

      Dср = 1 / 4=0,25

 

      В связи с этим формула коэффициента вариации принимает более простой  вид:

                       

      UD =

, i= 1...n.

 

     Таким образом, получается:

     UD =1-1/4*Ö1/4*å((0,1262-1/8)2 + (0,266-1/8)2 + (0,1757-1/8) 2 + (0,0631-1/8) 2+(0,0670-1/8) 2 + (0,0825-1/8) 2+ (0,0855-1/8) 2+ (0,1340-1/8) 2= 1-1/4*Ö1/4*(0,00000144+0,019881+0,00257049+0,00383161+0,003364+0,00180625+0,00156025+0,000081)=0,033

     UD = 1-0,25*Ö0,25*0,033= 1-0,023=0,977

     Следовательно, т.к. коэффициент вариации рыночных долей на конец анализируемого периода равен 0,033, а UD =0,977, то товарный рынок бытовой химии отличается интенсивностью конкуренции и высокой активностью.

     Но  при всей важности показателей, отражающих степень концентрации производства, они являются необходимыми, но недостаточными   измерителями  интенсивности конкуренции, так как не учитывают характер развития рынка как целостного образования. 

      Поэтому рассчитаем следующий показатель - Uтр позволяющий определить интенсивность конкуренции по динамике рынка.

      По  данным о темпе роста рынка  бытовой химии рассчитаем показатели интенсивности конкуренции.

      Принимаем, что при 0,7 < Tр < 1,4  Uтр = (1,4 - Tр)/ 0,7 следовательно 0,7 < 1,2 < 1,4 Uтр = (1,4-1,2)/0,7=0,29. Показатель интенсивности конкуренции в данном случае характеризует остроту конкуренции, так при Uтр = 1 – конкуренция максимальна. В моем случае Uтр = 0,29, т.е. интенсивность конкуренции на товарном рынке бытовой химии не велика (в подтверждение расчета коэффициента Ud).

      После расчетов показателей концентрации и интенсивности конкуренции  необходимо определить степень неравенства  между лидирующими на рынке бытовой химии продавцами товара. Такую оценку дает расчет индекса Линда.

      Индекс  Линда  определяет степень неравенства между лидирующими    на рынке продавцами товара:

      где  K - число крупных продавцов (от 2 до N);

             Qi - отношение между средней долей  рынка i продавцов  и  долей

             K - i продавцов;

             i - число ведущих продавцов среди K крупных продавцов.

 

 

      где Ai - общая доля рынка, приходящаяся на i продавцов;

            Ak - доля рынка, приходящаяся на K крупных продавцов.

 
 
    Предприятия Доля на рынке

    в %

    ОАО “Нефис” 
    г. Казань
    26,60
    ОАО “Концерн Калина” 
    г. Омск
    17,57
    ОАО КО «Свобода» 13,40
    ОАО “Косметическая фирма Весна” 
    г. Самара
    12,62
    АК  Новомосковскмбытхим 8,55
    ЗАО “Аист” 
    г. Санкт-Петербург
    8,25
    ОАО “Эра” 
    г. Тосно
    6,70
    ОАО "Сода" 
    г. Стерлитамак
    6,31
    Итого: 100
 

      K=2, i = 1

     Q1= 26,6/1 : (26,6+17,57)-26,6 /(2-1)=26,6/(44,17-26,6/1)=26,6/17,57=1,5

     L2 = 1/2(2-1)*1,5=0,75

      K=3, i = 1

     Q1= 26,6/1 : (26,6+17,57+13,40)-26,6 /(3-1)=26,6/(57,57-26,6/(3-        1))=26,6/44,27=0,60

     L3 = 1/3(3-1)*( 1,5+0,60)=0,167*2,1=0,3507

      K=4, i = 1

     Q1= 26,6/1 : (26,6+17,57+13,40+12,62)-26,6 /(4-1)=26,6/(70,19-26,6/3)=26,6/(70,19-887)=26,6/61,32=0,43

     L4 = 1/4(4-1)*( 1,5+0,60+0,3507)=0,08*2,45=0,1960

      K=5, i = 1

     Q1= 26,6/1 : (26,6+17,57+13,40+12,62+8,55)-26,6 /(5-1)=26,6/(78,74-6,65)=26,6/72,09=0,3690

       L5 = 1/5(5-1)*( 1,5+0,60+0,3507+0,3690)=1/20*2,8197= 0,1410

      K=6, i = 1

     Q1= 26,6/1 : (26,6+17,57+13,40+12,62+8,55+8,25)-26,6 /(6-1)=26,6/(86,99-5,32)= 26,6/81,67=0,3257

       L6 = 1/6(6-1)*( 1,5+0,60+0,3507+0,3690+0,3257)=0,033*3,145=0,1

      Как известно из теории олигополии  в  случае, если 2-3 фирмы господствуют на рынке - это "жесткая" олигополия, если 6 - 7 фирм занимают 70-80% рынка - это "расплывчатая" олигополия. В данном случае на товарном рынке товаров бытовой химии видно, что на рынке отсутствует "жесткая"  олигополия, а прослеживается острая конкуренция.

     Итоговая  оценка конкурентной среды товарного  рынка СК представлена в сводной  таблице № 10.

      Оценка  состояния конкурентной среды на товарном рынке бытовой  химии

      Таблица 11

Наименование  показателя Критерии  оценки значения показателей Характеристика  типа рыночной структуры Оценка  состояния конкурентной среды
Высококон-центрированный рынок Умеренно концентрированный рынок Низко концентрированный рынок Неразви-тая  конкурен-ция Развитая конкурен-ция
1 2 3 4 5 6 7
1.Доли  поставок товара каждым продавцом в общем объеме товарного рынка(Di) Разрыв между  значениями Di –распределение Di неравномерное распределение –Di равномерное  
 
 
+   +  
2.Коэфицент  рыночной концентрации (CR) 70% “CR” 100%

45 % “CR”  70%

CR” 45%

  +     +
3.Индекс  Херфиндала (Ih) 0.2 “Ih” 1.0
    1. “Ih” 0.2

Ih”0.1

  +     +
4. Индекс  Линда (L) 2“L” 4

5 “L” 7

8 “L

  +     +
5. Коэффициент концентрации Джинни (G)  
0.5 " G"  1.0

0.2 " G " 0.5

G " 0.2

 
 
+      
+  
Итоговая  оценка     +      
+
 

     После составления сводной таблицы  приступим к следующему этапу – формирование групп фирм, находящихся на рынке бытовой химии и расчет показателей конкуренции внутри групп.

     Для этого сначала составим конкурентную карту рынка бытовой химии  и выявим типовое стратегическое положение фирм на рынке.

     Конкурентная карта представляет собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке. Распределение рыночных долей позволяет выделить ряд стандартных положений предприятия на рынке: лидер рынка, с максимальными значениями долей, аутсайдер, занимающий самые скромные позиции, и промежуточные группы.

      Схема определения границ представленных групп включает ряд последовательных процедур:

  1. Рассчитывается среднее арифметическое значение рыночных долей.
  2. Вся совокупность предприятий рассматриваемого рынка делится на два сектора, для которых значение долей больше или меньше среднего значения.
  3. В каждом из секторов рассчитываются среднеквадратические отклонения, которые с минимальным и максимальным значениями определяют границы представленных групп. 

     Таким образом, проведем группировку предприятий по показателю средней рыночной доли, которая равна 12,5% из общего числа предприятий 8

 
 
 
 

       Группировка предприятий  рынка СК

     Таблица  12

Предприятие Рыночная доля
1 группа
ОАО “Нефис” 
г. Казань
26,60
ОАО “Концерн Калина” 
г. Омск
17,57
ОАО КО «Свобода» 13,40
ОАО “Косметическая фирма Весна” 
г. Самара
12,62
2 группа
АК Новомосковскмбытхим 8,55
ЗАО “Аист” 
г. Санкт-Петербург
8,25
ОАО “Эра” 
г. Тосно
6,70
ОАО "Сода" 
г. Стерлитамак
6,31

Информация о работе Оценка состояния конкурентной среды на рынке бытовой химии РФ