Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – изучение конкурентной среды на рынке бытовой химии. Влияние крупных компаний-производителей на мелкие предприятия.
Для достижения поставленных целей необходима формулировка и решение ряда задач:
изучение рынка бытовой химии
анализ производства и реализации продукции
изучение номенклатуры товаров бытовой химии
анализ деятельности компаний производителей бытовой химии
Государственное образовательное учреждение 1
высшего профессионального образования 1
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 1
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I. Аналитическая часть. 6
Перечень фирм, действующих на целевом рынке бытовой химии. 11
1.2.Сбор исходной информации 11
1.3. Тип рынка 12
1.4. Расчет характеристик, отражающих состояние рынка. 13
1.5. Расчет рыночных долей на конец базисного и на конец анализируемых периодов. 14
Раздел II. Проектная часть 17
2.1 Формирование «портрета» рынка бытовой химии 19
2.2 Оценка концентрации на товарном рынке бытовой химии 26
2.3. Анализ качественных показателей 39
Заключение 42
Список литературы: 43
Анализ производства товаров бытовой химии в России показывает, что в первой половине 90-х гг. произошло резкое снижение производства — более чем в 2 раза (табл. 1). Поэтому производство моющих средств в России в последние годы все больше развивается с привлечением импортного сырья. В начале 90-х гг. на наш рынок пришли сначала Procter & Gamble, выкупив самое крупное предприятие по производству синтетических моющих средств — Новомосковскбытхим, а затем Henkel — предприятия «Эра» в г. Тосно и г. Энгельсе (ООО «Henkel — Юг»). Второй период спада отечественного производства, отмечается во время кризиса 1998 г., после чего производство в России стало возрождаться. Следует отметить, что более половины СМС — 57,9%, в 2001 г. произвели предприятия, инвестируемые иностранным капиталом под своими торговыми марками. Однако темпы роста производства с 1999 по 2001 г. замедлились. Затем отмечается значительный подъем производства чистящих средств. В период с 2001 по 2005 год рынок вырос в 1,5 раза. Причем развивается рынок в основном за счет производства в России: в 2001 году доля импорта составляла 20%, в 2005 — не превышала 15%.
Аналогичный характер носит производство ЧС, так как большинство предприятий, производящих СМС, одновременно производит чистящие средства для ухода за жилищем. Более чем в 2 раза по сравнению с 1998 г. возрос объем производства ЧС в 2001 г., хотя и не достиг уровня 1990 г. При этом в структуре производства по назначению чистящих средств произошли значительные изменения в сторону увеличения доли средств для мытья посуды. Наметилась общая тенденция, связанная с производством ЧС, отвечающих современным требованиям деликатного отношения к обрабатываемым поверхностям. В целом, производство товаров бытовой химии за последние 4 года развивалось примерно в 1,3 раза быстрее, чем производство химической промышленности в целом. Небольшую долю — около 15% на рынке товаров бытовой химии составляет продукция зарубежного производства. Импорт поставляют прежде всего фирмы Benckiser и Cussons (по 5% рынка в денежном выражении). Кроме того, следует признать, что в России существует «теневой оборот» СМС, который формируется как за счет нелегального производства, так и нелегального импорта. Объемы такого оборота в России неизвестны. Данные по Украине свидетельствуют, что его доля значительна: при производстве 82,5 тыс. тонн СМС объем «теневого» оборота составляет 25—30 тыс. тонн, то есть свыше 25% от производства. Такие данные тоже следует учитывать при анализе отечественного рынка.
На
российском рынке существует огромное
количество производителей товаров бытовой
химии. В своей работе я рассмотрю наиболее
крупных отечественных производителей,
существующих на российском рынке не менее
пяти лет.
№ п/п | Наименование предприятия |
1 | ОАО “Косметическая
фирма Весна” г. Самара |
2 | ОАО “Нефис” г. Казань |
3 | ОАО
“Концерн Калина” г. Омск |
4 | ОАО "Сода" г. Стерлитамак |
5 | ОАО “Эра” г. Тосно |
6 | ЗАО “Аист” г. Санкт-Петербург |
7 | АК Новомосковскмбытхим |
8 | ОАО КО «Свобода» |
Необходимо осуществить сбор исходной информации за анализируемый и базисный периоды. Эта информация будет приведена в таблице 3. В данном случае для оценки рынка товаров бытовой химии и его конкурентной среды за анализируемый период мною был выбран – 2004 г., за базисный – 2002-2003 гг.
Объем производства, млрд. руб. Таблица 3
№ п/п | Наименование предприятия | Базисный
период
2002 год |
Анализируемый
период
2004 год |
Темп изменения объемов пр-ва, (2004/2003)*100% | ||
объем пр-ва хим. товаров в нат. выражении, тыс. шт | прибыль
п/п от реализации
продукции,
млн. руб. |
объем пр-ва хим. товаров в нат. выражении, тыс. шт | прибыль
п/п от реализации
продукции,
млн. руб. | |||
1 | ОАО “Косметическая
фирма Весна” г. Самара |
31,20 | 1,13 | 35,4 | 1,30 | 115,04 |
2 | ОАО “Нефис” г. Казань |
61,30 | 1,36 | 103,4 | 2,74 | 168,69 |
3 | ОАО
“Концерн Калина” г. Омск |
130,11 | 1,32 | 181,36 | 1,81 | 139,39 |
4 | ОАО "Сода" г. Стерлитамак |
20,16 | 0,90 | 14,36 | 0,65 | 71,23 |
5 | ОАО “Эра” г. Тосно |
19,40 | 0,87 | 15,40 | 0,69 | 79,38 |
6 | ЗАО “Аист” г. Санкт-Петербург |
22,60 | 1,1 | 20,15 | 0,85 | 89,16 |
7 | АК Новомосковскмбытхим | 36,45 | 1,0 | 28,46 | 0,88 | 78,10 |
8 | ОАО КО «Свобода» | 51,36 | 1,47 | 50,12 | 1,38 | 93,88 |
Итого: | 372,58 | 9,15 | 448,65 | 10,30 | 834,87 |
Состояние выбранного рынка (тип рынка) установим экспертным методом. Для этого сразу обозначим, что:
Рынок продавца (eller market) – это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям. Рынок продавца отличается незначительным ассортиментом предлагаемой продукции (товаров, изделий, услуг), диктатом производителя (продавца) и полным отсутствием конкуренции (монополистами являются продавцы, изготовители, поставщики), когда покупатель вынужден приобретать почти все, что поставляется на рынок.
Т.е. другими словами это ситуация на рынке, при которой величина спроса на товар со стороны покупателей, представленных на рынке, превышает величину предложения данного товара со стороны продавцов.
Рынок покупателя (purcha er market) – это такой рынок, на котором покупатели имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам. Такой рынок создает принципиально иную ситуацию, чем рынок продавца: превышение предложения над спросом превращает покупателей в движущую силу развития производства и рынка; требования покупателя к количеству, а главное - к качеству товара становятся обязательными для производителя.
На основе этого можно сделать вывод о том, что рынок товаров бытовой химии является рынком покупателя.
Рассчитываются следующие характеристики:
Объем рынка | Vm | Определяется совокупными ресурсами всех фирм, имеющихся на анализируемом рынке |
Темп роста рынка | Tр | Характеризует годовой темп роста рассматриваемого рынка в сопоставимых ценах |
Темп роста рынка (Tр) рассчитывается по объемам рынка на конец анализируемого и базисного периодов (V`m и Vm):
Тр= V`m / Vm *100
Из известных ранее данных (Таблица 3), определим темп роста рынка бытовой химии:
Тр = 448,65/372,58*100%=120,42% (в натуральном выражении)
Тр = 10,72/10,08*100%=106,35% (в стоимостном выражении)
В результате можно сделать вывод о том, что т.к. показатель темпа роста рынка бытовой химии в обоих случаях находится в пределах от 1,4 до 0, 7 (70% < Тр < 140%) – следовательно, рынок проходит состояние позиционного роста, стагнации и сворачивания.
Объем ресурсов фирмы | Vb | Определяется как объем ресурсов фирмы, имеющих место на рассматриваемом рынке |
Рыночная доля фирмы | S | Определяется как отношение объема ресурсов данной фирмы на анализируемом рынке к объему рынка |
Темп прироста рыночной доли фирмы | Ts | Определяется изменением рыночной доли фирмы в анализируемом периоде по отношению к рыночной доле в базовом периоде. Отрицательные значения свидетельствуют об уменьшении рыночной доли, положительные - о ее росте |
Расчет рыночных долей фирмы, находящихся на рассматриваемом рынке осуществляется по данным о ресурсах фирмы и объемах рынка:
а) на конец базисного периода
б) на конец анализируемого периода
Используя данные Таблицы 3, рассчитаем рыночную долю каждого предприятия, представленного на рынке.
По предприятию ОАО «Концерн Калина» известно, что объем производства товаров бытовой химии в 2002 году равен 130,11 тыс. тонн, а общий объем производства товаров бытовой химии по всем предприятиям за 2003 год равен 372,58 тыс. тонн. По формуле, представленной выше, находим рыночную долю предприятия ОАО «Концерн Калина» в базисном периоде:
Ss(2002) =130,11/372,58=0,35
Ss(2004) =181,36/448,65=0,40
Ts = S(2004) – S(2002) =0,05, т.е. рост рыночной доли фирмы на 5%
Аналогичным образом рассчитываются рыночные доли по остальным предприятиям.
Полученные результаты распределения рыночных долей заносим в таблицу.
Распределение рыночных долей
Таблица 4
|
Информация о работе Оценка состояния конкурентной среды на рынке бытовой химии РФ