Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – изучение конкурентной среды на рынке бытовой химии. Влияние крупных компаний-производителей на мелкие предприятия.
Для достижения поставленных целей необходима формулировка и решение ряда задач:
изучение рынка бытовой химии
анализ производства и реализации продукции
изучение номенклатуры товаров бытовой химии
анализ деятельности компаний производителей бытовой химии
Государственное образовательное учреждение 1
высшего профессионального образования 1
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 1
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I. Аналитическая часть. 6
Перечень фирм, действующих на целевом рынке бытовой химии. 11
1.2.Сбор исходной информации 11
1.3. Тип рынка 12
1.4. Расчет характеристик, отражающих состояние рынка. 13
1.5. Расчет рыночных долей на конец базисного и на конец анализируемых периодов. 14
Раздел II. Проектная часть 17
2.1 Формирование «портрета» рынка бытовой химии 19
2.2 Оценка концентрации на товарном рынке бытовой химии 26
2.3. Анализ качественных показателей 39
Заключение 42
Список литературы: 43
На период 2002-2004 гг. сопоставимый уровень цен на продукцию товарного рынка бытовой химии внутри границ данного рынка выглядит следующим образом:
Цены на продукцию товарного рынка бытовой химии (2002-2004 гг.)
№ пп | Наименование продукта | Цена (руб.) |
1 | Стиральные порошки | 40 |
2 | Средства для мытья посуды | 25 |
3 | Жидкие средства для стирки белья | 35 |
4 | Мыло | 8 |
5 | Пена для ванн, гель для душа | 36 |
6 | Чистящие средства для машин | 80 |
7 | Освежители воздуха | 40 |
8 | Отбеливатели, подкрахмаливатели, пятновыводители, синька | 15-60 |
9 | Антистатики, кондиционеры для белья, ополаскиватели | 50 |
10 | Средства для обуви и обувная косметика | 35-70 |
11 | Средства от насекомых, грызунов, инсектициды | 50 |
Для оценки концентрации исследуемого рынка бытовой химии мне понадобятся различные количественные показатели данного товарного рынка, такие как:
На рынке бытовой химии, среди Российский производителей определены 4 лидера: ОАО «Концерн Калина», ОАО «Нефис Косметикс», ОАО КО «Свобода», ОАО «Косметическая фирма Весна» г. Самара.
Используя данные Таблицы 3, рассчитаем показатели концентрации рынка:
Объем реализации продукции предприятий рынка бытовой химии на конец анализируемого периода
Таблица 7
Название предприятия | Прибыль
п/п от реализации
продукции на конец
анализируемого периода,
млн. руб. |
ОАО
“Косметическая фирма Весна” г. Самара |
1,30 |
ОАО
“Нефис” г. Казань |
2,74 |
ОАО
“Концерн Калина” г. Омск |
1,81 |
ОАО
"Сода" г. Стерлитамак |
0,65 |
ОАО
“Эра” г. Тосно |
0,69 |
ЗАО
“Аист” г. Санкт-Петербург |
0,85 |
АК Новомосковскмбытхим | 0,88 |
ОАО КО «Свобода» | 1,38 |
Итого: | 10,30 |
Для оценки характера распределения рыночных долей между конкурентами обычно пользуются показателем, отражающим степень концентрации производства в отрасли. Он позволяет оценить степень монополизации рынка и является величиной, обратной интенсивности конкуренции. В соответствии с принятой практикой расчета используется, так называемый четырехдольный показатель концентрации (CR4 - Concentration Ratio):
CR4 = (OP1+OP2+OP3+OP4) / ОР, где
OPi – объем реализации продукции i - ого предприятия;
ОР – общий объем реализации продукции;
OP1 = MAX {Opi}, для всех i=1 : n,
ОР2 = МАХ {Opi}, для всех i = 1 : (n-1),
ОР3 = МАХ {Opi}, для всех i = 1 : (n-2),
ОР4 = МАХ {Opi}, для всех i = 1 : (n-3),
n - общее количество предприятий, реализующих данную продукцию
Иначе говоря, CR4 представляет собой общую долю четырех первых предприятий рынка, реализующих максимальные объемы продукции в общем объеме реализации продукции на рассматриваемом рынке. При этом считается, что если CR4 > 0.75, то рынок монополизирован.
Таким образом, получаем следующее уравнение:
CR4 = (OP1+OP2+OP3+OP4) / ОР,
CR4 = (1,30+2,74+1,81+1,3) / 10,22= 0,70
Таким образом, рассчитав четырехдольный показатель концентрации, можно сделать вывод о том, товарным рынок бытовой химии не монополизирован, т.к. CR4 < 0,75.
Таблица 8
Показатели | CR-1 | CR-2 | CR-3 | CR-4 | CR-5 | CR-6 | CR-7 | CR-8 |
Объем реализации определенного числа крупнейших продавцов V1+V2+…+Vn | 1,30 | 1,30+2,74=
4,04 |
5,85 | 6,5 | 7,19 | 8,04 | 8,92 | 10,3 |
Общий объем реализации товара | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 |
Коэффициент концентрации (CR%) | (1,30/10,30)*100%=
12,62 |
39,22 | 56,80 | 63,10 | 69,81 | 78,06 | 86,60 | 1 |
Существует также другой способ оценки распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов - индекса Херфиндала (Herfindahl Index) (Ih). Индекс представляет собой сумму квадратов удельный весов всех действующих на рынке субъектов.
Ih=åDi2 , при Di=OPi/OP,
где Ih - индекс Херфиндала (0 < Ih £ 1),
Di - доля i-ой фирмы на рынке, в %;
n - общее число фирм на рынке
Значения
индекса Херфинала
Показатели концентрации
рынка бытовой химии
Предприятие | Di=OPi/OP | Di2 |
ОАО “Косметическая
фирма Весна” г. Самара |
(1,30/10,3)*100%=12,62% | 159,26 |
ОАО “Нефис” г. Казань |
(2,74/10,3)*100%=26,60% | 707,56 |
ОАО
“Концерн Калина” г. Омск |
(1,81/10,3)*100%=17,57% | 308,70 |
ОАО "Сода" г. Стерлитамак |
(0,65/10,3)*100%=6,31% | 39,82 |
ОАО “Эра” г. Тосно |
(0,69/10,3)*100%=6,70% | 44,89 |
ЗАО “Аист” г. Санкт-Петербург |
(0,85/10,3)*100%=8,25% | 68,06 |
АК Новомосковскмбытхим | (0,88/10,3)*100%=8,55% | 72,93 |
ОАО КО «Свобода» | (1,38/10,3)*100%=13,40% | 179,56 |
Итого: | 100% | 1580,78 |
Т.к. индекс Херфиндала Ih=1580,78 находится в пределах 0 < 0,15 £ 1, следовательно, товарный рынок бытовой химии не является чистой монополией, т.е. не монополизирован.
Соотношение Ih и долей фиксированного числа фирм при их неограниченном произвольном числе представлено в таблице:
Значение Ih | Минимально возможное число фирм на рынке | Максимально допустимая доля крупнейших фирм, % | |||
одной | двух | трех | четырех | ||
500 | 20 | 22 | 31 | 39 | 44 |
1000 | 10 | 31 | 44 | 54 | 63 |
1800 | 6 | 42 | 60 | 72 | 85 |
3000 | 4 | 54 | 75 | 95 | 100 |
5000 | 2 | 70 | 100 | 100 | 100 |
Как видно из таблицы, товарный рынок СК предполагает наличие не менее 6 равномерно конкурирующих фирм, причем доля крупнейшей из них не должна превышать 42%, двух крупнейших – 60%, трех – 72% и четырех – 85%.
На товарном рынке бытовой химии следующая обстановка:
Конкурирующих фирм 8, из них 4 крупнейших. Доля первой из них равна – 26,81%, двух – 44,52%, трех –57,92% и четырех – 70,54%.
Принципиально другим подходом, но дающим аналогичные результаты, является расчет коэффициента Джини (G):
G = (1/n) * S | (i -1) *Ai - i*Ai |, i= 1...n, где
Где Ai - накопленное (кумулятивное) значение долей i крупнейших предприятий рынка.
Таким образом, получаем :
Информация о работе Оценка состояния конкурентной среды на рынке бытовой химии РФ