Оценка состояния конкурентной среды на рынке бытовой химии РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является – изучение конкурентной среды на рынке бытовой химии. Влияние крупных компаний-производителей на мелкие предприятия.

Для достижения поставленных целей необходима формулировка и решение ряда задач:
изучение рынка бытовой химии
анализ производства и реализации продукции
изучение номенклатуры товаров бытовой химии
анализ деятельности компаний производителей бытовой химии

Содержание

Государственное образовательное учреждение 1
высшего профессионального образования 1
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 1
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I. Аналитическая часть. 6
Перечень фирм, действующих на целевом рынке бытовой химии. 11
1.2.Сбор исходной информации 11
1.3. Тип рынка 12
1.4. Расчет характеристик, отражающих состояние рынка. 13
1.5. Расчет рыночных долей на конец базисного и на конец анализируемых периодов. 14
Раздел II. Проектная часть 17
2.1 Формирование «портрета» рынка бытовой химии 19
2.2 Оценка концентрации на товарном рынке бытовой химии 26
2.3. Анализ качественных показателей 39
Заключение 42
Список литературы: 43

Работа содержит 1 файл

ЭК Рынок бытовой химии Китаева Ульяна.doc

— 516.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

Институт  очного обучения

Кафедра экономики и управления в нефтехимическом  и химическом комплексах 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

по дисциплине

«ЭКОНОМИКА  КОРПОРАЦИИ»

на тему

«_Оценка состояния конкурентной среды  на рынке бытовой химии РФ » 
 
 

Выполнил (а) студент(ка)

__очной_______формы обучения

специальности_____менеджмент организации___________

специализации __МБХТ_____________

_2_  _курса___1__группы         ______________________   ___    Китаева У.А._       

                                                                     (подпись)                    (инициалы и фамилия)

 

Руководитель  проекта

______________________        ______________________   _____Канке А.А. ________

(ученая степень,  звание)                   (подпись)                        (инициалы и фамилия)

 
 
 
 
 

Москва  2007

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Активизация в последние четыре года производства товаров в России, в том числе за счет создания новых предприятий, требует объективных данных и их анализа по товарным рынкам как в целом в России, так и в отдельных регионах. Вместе с тем отсутствие учета производства мелких предприятий, информационная непрозрачность рыночного пространства являются одной из основных черт российского рынка. Особенно это проявляется на динамично развивающихся товарных рынках. К таким относят рынок товаров бытовой химии, который включает бытовые гигиенические средства: средства для ухода за бельем (синтетические моющие средства — СМС) и за жилищем (чистящие и моющие средства различного назначения — ЧС). В настоящее время этот рынок характеризуется высокой степенью товарного насыщения и, следовательно, высокой конкуренцией. Поэтому для отечественных производителей и торговли маркетинговые исследования представляют практическую ценность.

     Товары  бытовой химии, насчитывающие более 500 видов различных наименований продукции, в зависимости от функционального назначения подразделяются на 16 ассортиментных групп.

     Специфика использования товаров бытового назначения для индивидуального  потребления определила их основную товарную форму выпуска в виде мелкой фасовки.

     Выпуск  товаров бытовой химии осуществляется примерно на 450 предприятиях, около 100 из которых специализированные, а остальные – относятся к категории «малых предприятий».

     На II Международной конференции  «Бытовая химия 2006» ведущий специалист департамента аналитики CREON Елена Голышева освещала проблему Состояния и перспектив развития российского рынка синтетических моющих средств.

     Согласно  докладу Е. Голышевой, рынок средств  бытовой химии интенсивно развивается. В период с 2001 по 2005 год рынок вырос  в 1,5 раза. Причем развивается рынок  в основном за счет производства в  России: в 2001 году доля импорта составляла 20%, в 2005 — не превышала 15%.

     Лидирующее  положение в производственной структуре  товаров бытовой химии занимают синтетические моющие средства (СМС, 49,4%), на втором месте находятся —  чистящие средства — 18,1%, на третьем — отбеливающие и вспомогательные средства (14,1%), на четвертом — средства по уходу за автомобилями (13,4%). На долю прочих товаров бытовой химии приходится 4,4 %.

     В период с 2001 по 2005 год производство СМС возросло в 1,4 раза до 730 тыс. тонн. По словам Е. Голышевой, в 2006 году этот показатель увеличится на 11% и превысит 800 тыс. тонн.

     По  агрегатному состоянию различают  порошкообразные СМС, пасты, жидкие и гелеобразные, а также технические  СМС. Доминирующее положение (94,8%) в  производственной структуре СМС занимают порошкообразные стиральные средства.

     Вместе  с тем, отметила Е. Голышева, набирает обороты сравнительно молодое производство жидких гелеобразных стиральных средств. Их производство выросло почти в 3 раза по сравнению с 2003 годом и  составило 19 тыс. тонн в 2005 году. В 2006 году прогнозируется увеличение до 23 тыс. тонн.

     Общий объем производственных мощностей  СМС в России оценивается более  чем в 1,2 млн. тонн. При этом на долю P&G приходится 25% всех мощностей, «Хенкель»  — 18%. Третье место занимает «Нэфис Косметикс» (6%), сразу за ней следуют «Сода» (5%) и «Аист» (4%).

     В период до 2010 года сохранится устойчивая тенденция роста спроса на СМС, добавила Е. Голышева.

     Целью данной курсовой  работы является – изучение конкурентной среды на рынке бытовой химии. Влияние крупных компаний-производителей на мелкие предприятия.

     Для достижения поставленных целей необходима формулировка и решение ряда задач:

    • изучение рынка бытовой химии
    • анализ производства и реализации продукции
    • изучение номенклатуры товаров бытовой химии
    • анализ деятельности компаний производителей бытовой химии
    • анализ финансовой отчетности компаний
    • оценка рентабельности рынка бытовой химии и расчет рыночных долей фирм;
    • анализ и заключительная оценка информационно-статистического состояния конкурентной среды на товарном рынке бытовой химии, включающая в себя:
      • формирование «портрета» товарного рынка;
      • характеристика различных количественных показателей рынка;
      • оценка степени монополизации рынка.
      • разработка перспектив и стратегий дальнейшего развития рынка бытовой химии и составление заключительного рыночного портфеля предприятий, действующих на исследуемом рынке.

     При анализе рынка бытовой химии  использованы публикации отраслевых журналов, таких как Маркетинг, материалы международных конференций: II Международная конференция  «Бытовая химия 2006», финансовая отчетность анализируемых фирм.

Раздел I. Аналитическая часть.

     Рынок синтетических моющих средств для  стирки - один из самых динамично  развивающихся секторов рынка товаров  бытовой химии, характеризующегося высоким уровнем конкуренции между производителями. Развитие рынка в основном происходит не за счет расширения его емкости, а прежде, всего за счет перераспределения долей между его участниками.  
В подобной ситуации одной из самых эффективных стратегий развития является активная инновационная политика в совокупности с активными мерами маркетинговых коммуникаций и продвижения.

     Большинство химических предприятий придерживаются в своей инновационной деятельности, прежде всего, имитационной, догоняющей стратегии, внедряют, как правило, уже существующую продукцию, которая в своей основе является неконкурентоспособной. Мировая практика показывает, что малые и средние предприятия не в состоянии сами угнаться за быстрым развитием научно-технического прогресса. В связи с этим на всех уровнях необходимо усиление кооперации отечественной промышленности, направленной на расширение сотрудничества с зарубежными торговыми организациями, которые уже завоевали свою долю рынка. Отечественным предприятиям необходимо:

  • проводить мониторинг текущего и перспективного состояния рынка выпускаемой продукции;
  • формирование потребности в маркетинговых исследованиях в соответствии с конъюнктурой рынка;
  • оценку конкурентных позиций предприятия на российском  и мировом рынках;
  • разработку среднесрочной и долгосрочной стратегии разработки новых товаров и торговых линий для поддержания конкурентоспособности продукции.

     Новым предметом потребления следует  считать новые товары, появление  которых ведет к формированию особого рынка. Так, на рынке товаров бытовой химии расширяющимся и наиболее прибыльным является сегмент качественной продукции. Разрабатываются новые виды чистящих и моющих средств, повышается спрос, изменяются предпочтения покупателей. Однако новый товар нужно не только создать и освоить в производстве, необходимо, чтобы он был воспринят рынком, потенциальными покупателями. С позиций целевой рыночной деятельности внедрение в рынок новых товаров представляет собой сложный, многоаспектный и последовательный процесс, это комплекс работ, связанных с созданием товара и подготовкой рынка к его восприятию (дорыночная стадия) и собственно внедрение нового товара в рынок. Разработка нового продукта требует тщательных предварительных маркетинговых исследований; только с помощью изучения потребительского спроса возможно разработать действительно успешный товар и определить стратегию его внедрения.

     За  последние три года темпы роста  производства товаров бытовой химии в России ускоряются и являются необычно высокими по европейским меркам.

     Понятие бытовой химии объединяет в себе несколько сегментов, самым значительным из которых являются синтетические  моющие средства (СМС). Их доля составляет более двух третей в общем объеме производства товаров бытовой химии.

     Синтетические моющие средства (СМС) предназначены для стирки различного белья. Они обладают высокой моющей способностью в любой воде, а расход СМС примерно в 1,5 раза меньше, чем мыла. С помощью СМС белье стирается при той же температуре, что и с мылом, но требуется менее длительное механическое воздействие, и это способствует удлинению срока службы белья. Препараты в отличие от мыла не образуют налета на посуде, легко удаляются с тканей при полоскании; применяются при ручной и машинной стирке.

     Для высококачественной стирки все моющие препараты необходимо применять  в соответствии с их назначением, указанным на этикетке.

     Моющие средства выпускают в виде порошков (гранул), паст и жидкостей.

     Пасты и жидкости удобно дозировать: они  не пылят и поэтому меньше раздражают кожу рук и слизистую дыхательных  путей. Все препараты следует  хранить в сухих помещениях. Срок хранения от 6 до 12 месяцев.

     Фотокализатор Ciba TINOLUX BMC рекомендуется для использования в производстве СМС (жидких и порошкообразных), хозяйственного мыла, кондиционеров для белья.

     Применение  этого продукта позволяет удалять  загрязнение на ткани в процессе сушки под воздействием солнечных лучей. Свет поглощается молекулами фотокатализатора, которые далее инициируют оксидативное удаление загрязнений.

     На  сегодняшний день фотокатализатор  применяется в порошкообразных  и гелеобразных моющих средствах  различной ценовой категории.

     Чистящие  средства в виде различных порошков, паст и жидкостей служат для удаления механических, жирных и других загрязнений с предметов домашнего обихода. Выпускаются безабразивные и абразивные чистящие средства. Основой абразивных средств являются тонкомолотые кварц, пемза, окислы металлов и другие вещества. В состав многих чистящих средств входят поверхностно-активные вещества, способствующие удалению загрязнений; в некоторые препараты вводят дезинфицирующие добавки. Все препараты нужно хранить в теплых сухих помещениях. Срок хранения большинства из них 12 месяцев.

     Отбеливающие  средства - эти препараты предназначены для отбеливания тканей, придания им свежего и красивого вида. При отбеливании изделия одновременно дезинфицируются. Многие отбеливающие препараты, кроме того, удаляют с тканей различные пятна. Препараты хранят в герметичной упаковке в сухом прохладном месте. Срок хранения 9-12 месяцев.

 

Таблица 1

Объемы  производства порошкообразных СМС  и чистящих средств в РФ

Год Синтетические моющие средства Чистящие  средства
Производство, тыс. т. Динамика, %, за год Производство, тыс. т. Динамика, %, за год
1990 678,0 104,4  
1995 257,2 - 62,1    
1996 280,0 +1,8    
1997 280,7 + 0,2 48,1  
1998 229,6 - 18,2 41,0 - 14,1
1999 353,8 + 54,1 60,0 + 46,3
2000 411,6 + 16,4 79,0 + 31,6
2001 431,9 - 86,0 -
2002 468,9 +1,8 90,0 +4,6
2003 534,8 +14,0 87,0 -9,6
2004 567,1 +1,6 95,6 +9,8
2005 604,66 +1,6 115,8 +21,1

Информация о работе Оценка состояния конкурентной среды на рынке бытовой химии РФ