Оценка конкурентоспособности предприятия: финансовый аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть теоретический подход к оценке конкурентоспособности предприятия на основе анализа его финансового состояния; применить данный подход для оценки конкурентоспособности реального хозяйствующего субъекта; сделать соответствующие выводы и разработать рекомендации по улучшению финансового состояния.

Содержание

Введение
1. Теоретические подход к оценке конкурентоспособности предприятия: финансовый аспект
1.1. Предварительный анализ
1.1. Расчет и оценка финансовой устойчивости предприятия
1.2. Расчет и оценка ликвидности баланса предприятия
1.3. Расчет и оценка платежеспособности предприятия
1.4. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств
1.5. Расчет и оценка эффективности деятельности предприятия
1.6 Расчет и оценка инвестиционной привлекательности предприятия
2. Методика анализа конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Реактив»
3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ОАО «Реактив»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

оценка конкурентоспособности предприятия.doc

— 537.00 Кб (Скачать)

 

 

Прибыль, убыток (-) до налогообложения в процентах к:

 

всем активам

внеоборотным активам

оборотным активам

капиталу и резерву

долгосрочным обязательствам

краткосрочным обязательствам

ОАО «Реактив»

0,72

3,39

0,915

3,55

-

0,9

Предприятия по Новосибирской области в среднем

3,0

6,8

5,5

8,1

1642,3

4,9

Разница

2,28

3,41

4,585

4,55

1642,3

4,0

Название: Показатели  рентабельности  ОАО «Реактив» и предприятий по Новосибирской области на 31.12.2003 г.

Видно, что рентабельность активов ОАО «Реактив» намного ниже по сравнению с предприятиями Новосибирской области. Например, их рентабельность активов выше на 2,28 %, рентабельность внеоборотных и оборотных активов – на 3,41% и 4,585% соответственно, а рентабельность капитала – на 4,55%. Следовательно, предприятие «Реактив» получает намного меньше прибыли с каждого, вложенного в свои активы рубля, чем другие предприятия, что автоматически относит его к числу низко конкурентных или неконкурентоспособных предприятий по сравнению с остальными предприятиями химической промышленности Новосибирской области.

Это характеризует предприятие с невыгодной стороны. Однако следует отметить, что положительным моментом является наличие и небольшой рост прибыли за прошедший год. Это говорит о том, что предприятие все-таки функционирует и пытается выжить в сложных для него условиях.

Но данный незначительный рост прибыли все же не достаточно высок, необходимо, чтобы предприятие получало прибыль, которая в динамике должна значительно и постоянно увеличиваться, что приведет к повышению рентабельности активов. Рост прибыли возможен за счет:

- увеличение объема выручки от продажи (у предприятия велика доля запасов), причем темпы роста выручки должны быть выше темпов роста затрат. В этом случае организация будет получать прибыль от продажи продукции. Увеличения объема продаж можно добиться за счет роста цен и увеличения объема продаж в натуральном выражении. Но т.к. предполагаемая причина резкого увеличения готовой продукции является падение спроса на продукцию, то предприятию либо необходимо наоборот, снизить цену, чтобы про дать продукцию хотя бы по себестоимости, либо провести ряд мероприятий (например,  проведение рекламных кампаний, определение конкурентного преимущества и т.д.), связанных с работой маркетингового отдела;

- снижения себестоимости проданных товаров, продукции, коммерческих и управленческих расходов организации;

- увеличения положительного сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

Использование активов отражает интенсивность оборачиваемости активов. Ускорение оборачиваемости активов способствует росту рентабельности активов. Необходимо повышать фондоотдачу основного капитала и ускорять оборачиваемость оборотных средств. Управляя оборотными активами, организация имеет возможность в меньшей степени зависеть от внешних заемных источников.

Для обеспечения платежеспособности предприятия необходимо увеличивать его собственные оборотные средства, ускорять оборачиваемость оборотных средств, сокращать чрезмерно большие запасы товарно-материальных ценностей и, как следствие, уменьшать отток денежных средств, иметь надежных клиентов и вовремя получать оплату за проданную продукцию, совершенствовать организацию расчетов с покупателями.

Результатом проведения указанных мероприятий станет и повышение инвестиционной привлекательности предприятия, что откроет возможности для привлечения дополнительных средств, необходимых для наращивания производственных мощностей, расширения производства, роста прибыльности предприятия и, как результат, повышения уровня его конкурентоспособности.

 

 



3

 

455

Заключение

Конкурентоспособность предприятия – один из важнейших результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Оценка конкурентоспособности проводится, главным образом, исходя из оценки финансового состояния предприятия. Главная цель финансового анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния и платежеспособности.

Автор работы преследовал следующие цели: раскрыть теоретический подход к оценке конкурентоспособности предприятия на основе анализа его финансового состояния; применить данный подход для оценки конкурентоспособности реального хозяйствующего субъекта; сделать соответствующие выводы и разработать рекомендации по улучшению финансового состояния.

В ходе работы были выполнены следующие задачи:

1. раскрыты понятия основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия: финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия, ликвидности баланса, эффективности использования оборотных средств, эффективности  деятельности предприятия и инвестиционной привлекательности;

2. рассчитаны и проанализированы основные показатели финансового состояния ОАО «Реактив» и сделаны выводы о степени его конкурентоспособности;

3. разработаны и обоснованы мероприятия по улучшению финансового состояния и повышению эффективности деятельности ОАО «Реактив», а, следовательно, и повышению его конкурентоспособности;

4. оценена конкурентоспособность ОАО «Реактив» по отдельным показателям на фоне остальных предприятий химической отрасли по Новосибирской области.

Анализ финансового состояния ОАО «Реактив» показал его со стороны финансово неустойчивого, не достаточно платежеспособного хозяйствующего субъекта; баланс предприятия не отвечает условиям абсолютной ликвидности, рентабельность на предприятии очень низкая и, в результате, предприятие является непривлекательным для инвесторов и кредиторов. Все это говорит о рискованности, финансовой неустойчивости данного предприятия и, следовательно, о низкой уровне его конкурентоспособности.

Проанализировав положение рассматриваемого субъекта на фоне других организаций этой же отрасли по Новосибирской области, автор сделал вывод, что ОАО «Реактив» нуждается в серьезных преобразованиях на уровне финансового менеджмента и управленческого учета. А также необходимо рассматривать вопрос о конкурентоспособности не только со стороны финансового состояния организации, но и со стороны оценки конкурентоспособности его товарной продукции. Однако, предлагаемый подход не являлся целью данной работы.

 

 

 



3

 

477

Список литературы

1.          Государственный комитет РФ по статистике. Новосибирский областной комитет государственной статистики. Финансовые результаты деятельности предприятий и организаций в области и их дебиторская задолженность в разрезе отраслей экономики. Статистический бюллетень за 2003 г. (по каталогу 6.2). – Новосибирск, январь 2004.

2.          Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 28.06.2000г. № 60н.

3.          «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» от 12.08.94г. № 31-р.

4.          Налоговый кодекс Российской Федерации.

5.          «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)». Приказ Минфина РФ от 01.10.97г. № 118.

6.          Положения по бухгалтерскому учету: Сборник документов. Выпуск 2. – М.: Дело и сервис, 2004.

7.          Федеральный закон от 21.11.96г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями).

8.          Федеральная служба государственной статистики. Новосибирский областной комитет государственной статистики. Финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций города Новосибирска в разрезе отраслей экономики за 2003 г. Бюллетень по бухгалтерской отчетности, включая малый бизнес (по каталогу 6.11). – Новосибирск, август 2004.

9.          Российский статистический ежегодник 2003. М.: Гос. ком. Рос. Федерации по статистике, 2003.

10.     Г. Ильясов. Оценка финансового состояния предприятия.// Экономист. – 2004, № 6. – с.49-53

11.     Ф. Глисин, Г. Воронина. О конкурентоспособности промышленных предприятия. // Экономист. – 2004, № 6. – с. 17-21.

12.     А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 208 с.

13.     Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Под ред. П. Г. Табурчака, В. Н. Тумина и М. С. Сапрыкина. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. – 352 с.

14.     Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. О. В. Ефимовой, М. В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2004. – 408с.

15.     В.  Г.  Артеменко, В. В. Остапова. Финансы организаций: Менеджмент и анализ: Учебное пособие. – Новосибирск: НГУЭУ, 2004. – 204 с.

16.     В. М. Крылов, М. Г. Власова. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192 с.

17.     В. Ковалев, Вит. Ковалев. Финансы предприятий: Учеб. – М.: ТК Велби, 2003.

18.     Г. Савицкая. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: ООО «Новое знание», 2002.

19.     И. А. Бланк. Основы финансового менеджмента. Т.1. – К.: Ника-Центр, 1999. – 592 с.

20.     И. Б. Адова, Н. В. Анисимова. Экономический анализ: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002.

21.     Л. Прыкина. Экономический анализ предприятий: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.

22.     Н. А. Русак, В. А. Русак. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справочное пособие. – Мн.: Высш. шк., 1997. – 309с.

23.     Н. Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 479 с.

24.     Н. П. Любушин. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учеб. пособие для вузов. –  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 417с.

25.     О. В. Ефимова. Финансовый анализ. 3-е издание.  – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999. – 352 с.

26.     Финансы: Учеб. пособие / под ред. проф. А. М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 336 с.

27.       Экономика предприятия (фирмы): Учебник / под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Л.В. Девяткина. – М.: ИНФРА – М, 2002.

 

 

Приложения

 



Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия: финансовый аспект